Девальвация рубля продолжится

На модерации Отложенный

Ян Арт,
главный редактор Finversia

В прошлом ежемесячном обзоре по перспективам курса рубля, который вышел 31 августа, я говорил о том, что осень станет временем плавной девальвации рубля. Первый месяц осени подтвердил эту историю: рубль снизился до уровней около 93 за доллар. На осень большинство экспертов дают прогноз продолжения девальвации рубля, но есть расхождения в оценках того, НАСКОЛЬКО СИЛЬНОЙ она может стать.

Но сначала, по традиции, краткий аудит прогнозов, которые звучали на сентябрь.

Можно констатировать, что сбылись идеи главного аналитика Совкомбанка Михаила Васильева, который прогнозировал в сентябре курс в диапазоне 90-95 рублей за доллар, и аналитика «Цифра брокер» Наталии Пырьевой, обозначившей диапазон 87-94 за доллар. Правда, диапазоны прогнозов были слишком широки… Сбылся прогноз аналитика компании «Финам» Александра Потавина, ожидавшего диапазон 89–93 за доллар. Не сбылись в сентябре предположения о возможном резком снижении рубля к уровням ниже 100 за доллар – такие идеи высказывали основатель инвестиционной компании «Лига Инвесторов» Евгений Ходченков и аналитик Журавлев.

Однако мысли о возможном резком ускорении девальвации рубля – пусть не в сентябре, но в скором времени – не оставляют экспертов. Напомню, что мой прогноз гласил, что в течение сентября рубль опустится до 93-95 за доллар и практически курс понизился до этого диапазона.

* * *

Теперь – о соображениях на октябрь и до конца 2024 года. Аналитики, кстати, неохотно дают прогнозы на месяц вперед, предпочитая прогнозировать именно до конца года. Хотя не очень понятно, как сегодня, с учетом действий в ОПЕК, предстоящих президентских выборов в США и возможных изменений в системе санкций против России, можно рассчитывать не то что на неизменность, а хотя бы на последовательность факторов, влияющих на курс рубля.

Тем не менее, например, аналитики SberCIB до конца 2024 года спрогнозировали снижение рубля до 95 за доллар и 13,6 за юань. Они исходят из того, что цены на нефть останутся довольно слабыми, а российский экспорт сырья станет еще ниже, в то время как объемы импорта увеличатся. А если отток капитала из страны усилится, то рубль может опуститься еще ниже. Старший трейдер компании «Альфа-Капитал» Владислав Силаев тоже подчеркивает, что сокращение выручки от продажи нефти (из-за снижения и цен и объемов добычи) будет двигать рубль в сторону понижения. Эту же причину снижения рубля до конца года называет финансист Константин Церазов.

Схожие соображения – у аналитика компании «БКС Мир инвестиций» Дениса Буйволова. Он также отмечает, что приход валюты из-за уменьшения выручки от экспорта сырья падает, а расход на импорт, который может начать наращивать объемы, несмотря на санкции, растет; и это приведет к ослаблению рубля. Об этом говорит и директор департамента операций на финансовых рынках банка «Русский Стандарт» Максим Тимошенко. Правда, сентябрьская статистика самого банка «Русский Стандарт» опровергла предположение Тимошенко месячной давности, который ожидал, что осенью спрос на валюту у жителей России повысится. Но пока усиления спроса на доллары и евро не ощущается, скорее, наоборот.

Вернемся к прогнозам на октябрь. Главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев считает, что девальвация рубля продолжится и то, что нет сильного обвала, – «уже хорошо».

Руководитель аналитического департамента компании AMarkets Артем Деев с этой точкой зрения не согласен и полагает, что в октябре цены на нефть и газ пойдут вверх и в результате рубль может укрепиться до 90 за доллар. И это – РЕДКИЙ случай, когда эксперт делает прогноз не о девальвации, а об укреплении рубля в октябре. Разве что эксперт компании «БКС форекс» Анатолий Трифонов тоже ожидает относительное укрепление курса рубля в октябре…

Как видим, логика размышлений у подавляющего большинства экспертов похожая: приход от сырья снижается, расход на импорт вырастет, в сухом остатке – рубль продолжит девальвацию.

Что касается снижения валютной выручки от продажи нефти, то тут все очевидно: цены на нефть, несмотря на приближение зимнего периода в Северном полушарии, довольно серьезно снизились. Вице-премьер России Александр Новак, курирующий сырьевой сектор, уже официально сообщил, что добыча нефти в России снижается. Более того, Россия должна сократить поставки нефти даже больше, чем предусмотрено квотами ОПЕК+, поскольку весной добывала больше «положенного» и теперь должна компенсировать это нарушение. В ОПЕК+ вообще намечается раздрай: Саудовская Аравия заявила, что если нарушения квот со стороны участников соглашения продолжатся, то Эр-Рияд резко увеличит нефтяные поставки, чтобы компенсировать потери от снижения цен увеличением объема нефтеэкспорта.

В любом сценарии объемы экспорта нефти из России уменьшаются.

Но напрашивается вопрос: почему возникла уверенность, что объемы импорта ВЫРАСТУТ? В начале сентября министерство экономического развития России скорректировало свою оценку импорта в Россию в 2024 году. Изначально минэк предполагал, что на импорт будет за год истрачено $324,1 млрд., а теперь ожидает, что $294,9 млрд. Тем не менее, многие уверенно говорят, что объемы импорта летом достигли минимумов и теперь будут расти. В сухом остатке: валюты от нефти будет поступать меньше, валюты на импорт будет тратиться больше и это толкнет рубль вниз.

Любопытно, что в Центробанке в эти дни заявили о том, что сентябрьское снижение рубля мало влияет на инфляцию…

* * *

Теперь пройдемся по всем факторам, влияющим на курс рубля.

Первое. Ключевая ставка российского Центробанка. 13 сентября совет директоров ЦБ поднял ставку с 18% до 19%. Более того, и эксперты, и сама Эльвира Набиуллина не исключают, что в октябре Банк России еще раз поднимет ставку – до 20%. Но это уже практически НЕ ВЛИЯЕТ на курс рубля, поскольку на российском фондовом рынке нет нерезидентов, которых высокая доходность по рублевым активам привлекает менять валюту на рубли.

Так что этот фактор можно считать крайне слабой поддержкой курса рубля.

Второе. Периоды уплаты налогов, в которые экспортеры традиционно выбрасывали на рынок много валюты и покупали рубли, чтобы уплатить в бюджет налоги. Этот фактор и в прежние времена слабо и максимум на одну-две недели укреплял курс рубля, а теперь, полагаю, его воздействие станет ЕЩЕ МЕНЬШЕ. Хотя уменьшение обязательной продажи валютной выручки с 80% до 40% может поспособствовать небольшому усилению продажи валюты для уплаты налогов. Но сейчас такие продажи часто осуществляются по эксклюзивным договоренностям с тем или иным банком и вряд ли серьезно влияют на валютный рынок.

Третье. Сальдо внешней торговли России. Уже третий год приход валюты от экспорта заметно превышает расход валюты на импорт и санкции, сузившие возможности импорта, косвенно поддержали рубль. Но здесь, как уже говорилось, непонятен один момент: по какой причине эксперты уверены в увеличении импорта? Разумеется, власти России ищут решения «затыка» во внешних платежах. Более того, на днях президент России Владимир Путин анонсировал, что страны БРИКС создадут альтернативную западным собственную систему внешнеторговых расчетов. Но это – политическая декларация на будущее, а не мгновенное решение прямо на сегодня. Пока же реальность такова, что импорт в Россию уменьшается. По итогам первой половины этого года он снизился более чем на 8%. И если все же эта тенденция продолжится или даже просто стабилизируется на нынешних уровнях – это поддержит курс рубля и удержит его от резкой девальвации.

Четвертое. Курс самого доллара. Коль скоро рубль меряется долларом, то многое зависит от движения самого доллара. В этом смысле сентябрь был благоприятным для рубля. В преддверии снижения ставки ФРС индекс доллара снижался все лето, но все же снизился и в месяц принятия решения ФРС – с 101,7 до 100,15 пункта. Мировой рынок ожидает, что в ноябре, сразу после выборов в США, или в декабре ФРС еще раз понизит ставку, курс доллара понизится и КОСВЕННО ПОДДЕРЖИТ рубль. Но конкретно в октябре никаких решений не будет, скорее всего, курс доллара останется в диапазоне 100-101 пункт и рубль своим снижением НЕ ПОДДЕРЖИТ.

Пятое и главное. Интересы бюджета России. В этом году бюджет в общем и целом удержался в заданных параметрах, хотя правительству пришлось пойти на увеличение его дефицита. И, скорее всего, с учетом вышеперечисленных историй с нефтью, – это не последнее увеличение. Стало уже привычным повторять: традиционно прорехи в бюджете в России лечат девальвацией рубля. И тогда возникает вопрос: НАСКОЛЬКО надо девальвировать рубль, чтобы эти прорехи уменьшились?

И вот этот вопрос остается в тумане. Сейчас правительство готовится внести в Госдуму проект бюджета на 2025 год. Его основные параметры уже известны: доходы должны составить 40,3 трлн. рублей, расходы – 41,5 трлн. рублей, дефицит – 1,2 трлн. рублей. Это весьма отличается от прогнозного бюджета-2025, который был определен принятым год назад бюджетным планом на три года вперед. Тогда было принято, что доходы 2025 года составят 33,6 трлн. рублей, а расходы – 34,4 трлн. рублей. И вот теперь и расходы и доходы должны вырасти аж на 7 трлн. рублей. Ну, почему вырастут расходы, в нынешней ситуации понятно. Сложнее с доходами – откуда возьмутся дополнительные 7 трлн., которых не было на горизонте год назад? Одно лишь повышение налогов с 1 января 2025 года не способно их породить: тем более, что налоговые поступления с таких монстров как «Газпром», уменьшились, а НДПИ с него даже снижен. Так откуда будущие доходы? Ответ на этот вопрос пока не очевиден. Не ясно и то, будут ли опять все проблемы решать девальвацией рубля, дабы валютные поступления от экспорта сырья в рублях стали больше. Вряд ли властям нравится этот вариант, как и вариант падения рубля ниже 100 за доллар. Но его плавная девальвация в этих условиях, как мне кажется, НЕИЗБЕЖНА.

Поэтому мой прогноз на октябрь: продолжение движения курса рубля в диапазон 94-96 за доллар.

* * *

Есть еще один фактор, который любят упоминать на обывательском уровне, в том числе – в комментариях к финансовым видео. Речь о военном конфликте. И часто люди как-то по-детски полагают, что в случае военных неуспехов России рубль снижается, а в случае успехов – наоборот, растет. Нет, это не так. Рубль – это не полковое знамя, которое может клониться или воспарять под гром пушек. Более того, когда люди свои взгляды на происходящее переносят на представления о курсе рубля, то получается совсем примитивно: мне не нравится происходящее, поэтому я считаю, что рубль упадет, или я одобряю политику Москвы, поэтому считаю, что рубль вырастет. Полная ерунда. Мне никогда не нравилась зима, но я не стану по этой причине прогнозировать зной в декабре и покупать шорты и панамки на январь. Когда попытка финансового прогноза увязана с политикой и тем паче с отношением к ней, это – не о курсе рубля, это – о курсе Путина.

Поэтому не удивляйтесь, что ни один финансовый эксперт НЕ ГОВОРИТ об СВО как о факторе влияния на рубль. И делают они это не со страху и не от внутренней цензуры, а лишь потому, что связи прямой нет, только – через расходы бюджета. А военные расходы бюджета не изменяются в связи с успехами или неудачами военной операции – только в связи с масштабами этой операции.

Впрочем, один эксперт все же увязал курс рубля с военными действиями. Доцент Государственного университета управления Константин Андрианов заявил в интервью порталу Bankiros, что окончание военной операции может привести к укреплению рубля.

Абсолютно не согласен. Да, окончание военного конфликта будет благотворно для экономики России, на как раз рублю, скорее всего, предстоит в этом случае девальвация. Поскольку вряд ли Россия пойдет на мирные переговоры без отмены как минимум тех санкций, которые мешают внешним расчетам. А это значит, что из страны пойдет огромный вал валюты на закупки всего того, что сейчас под прессом санкций. Наконец, цены на нефть в случае мирного исхода могут скорректировать еще ниже. Особенно, если и на Ближнем Востоке будет найден какой-никакой, но вариант мирного исхода…

Кроме того, правительству потребуется серьезный финансовый резерв для смягчения тех перекосов, которые мгновенно возникнут в случае мирного исхода. И у него не останется других вариантов, кроме девальвации.

Впрочем, я полагаю, что все мы готовы заплатить такую цену за мирное небо над головой.