Вправо и вниз, или Как Дарвин мешает «традиционализации» России

На модерации Отложенный


12 сентября в Санкт-Петербурге на Форуме объединённых культур, характеризуя в своём выступлении избранный вектор исторического пути, президент РФ Владимир Путин подчеркнул: “Мы с главными для нас ценностями определились”.

Общий смысл заявлений главы страны не оставлял места сомнениям: под ценностями подразумевались так называемые “традиционные ценности”, культивирование которых с некоторых пор стало превращаться в своего рода эрзац-идеологию государства.

Суррогат, как известно, – плохая замена натуральному образцу. Относительно дееспособности концепции традиционных ценностей (которая чем дальше – тем назойливее подаётся властью как единственная идейно-ценностная альтернатива Западу) некоторые общественные деятели и публицисты отнюдь не либерального толка и ранее выражали серьёзные сомнения. Указывали, в частности, на её общую размытость, на опасность соскальзывания в откровенное ретроградство, на фактическое отсутствие в обществе социальной почвы для сохранения традиционализма и т.д.

Патриотизм и неприятие сексуальных девиаций в качестве разновидности нормы – дело, безусловно, хорошее. Но только ли этим одним готовы ограничиться высокопоставленные идеологи “традиционализации” России?

Словно догадываясь, что слова президента нуждаются в более развёрнутом истолковании, “государевы люди” почти сразу же взялись разъяснять обществу, к каким именно изменениям ему следует готовиться.

19 сентября действующий помощник председателя правительства РФ и бывший глава правительства Чечни Муслим Хучиев призвал изъять из школьной программы биологии теорию эволюции Чарльза Дарвина как противоречащую религии и потому разлагающую юные умы. Видимо, по мысли Хучиева, подобная мера должна проложить окончательный водораздел между сатанинствующим Западом и Россией. Предложение помощника Мишустина сразу же, что характерно, встретило активную поддержку в том слое российского общества, который принято именовать право-консервативным. Вслед за Хучиевым против Дарвинизма высказался ряд официальный лиц РПЦ, “православный олигарх”, медиа-магнат Константин Малофеев и некоторые известные публицисты.

Если бы атака на Дарвинизм была лишь разовой акцией, то можно было бы предположить, что запускается пробный шар – с целью проверить степень готовности общества защищать усвоенную за XX век научно-рациональную картину мира. Не секрет, что в России (в особенности в республиках Северного Кавказа) есть слои, не готовые до конца усвоить рациональный способ мышления и потому внутренне враждебные многому из того, что несёт наука.

Однако буквально два дня спустя стало понятно, что атака на Дарвинизм – лишь часть видимо замысленной в самых верхах кампании клерикализации страны. Наступление на светские основы государства было продолжено. Причём отнюдь не только на уровне устных выступлений.

20 сентября в СМИ просочились сведения, что инициативной группой депутатов Государственной думы готовится законопроект о юридическом приравнивании частных религиозных школ к государственным общеобразовательным. Инициаторы-законотворцы, как следует из их же слов, имеют поддержку на уровне руководства Думы и рассчитывают добиться реализации своей инициативы уже в этом календарном году.

Что ж, после таких откровенных заявлений и шагов вопросов о том, что же именно власть имущие понимают под традиционализмом, больше не остаётся. Под традиционализмом существенная часть правящего класса, увы, понимает скатывание в самую что ни на есть махровую реакцию и рукотворную архаику, которая, вероятно, видится чем-то вроде спасительного окопа в грозные времена.

Разумеется, подобного рода инициативы, будь они реализованы хотя бы даже частично (о полной реализации, к счастью, сегодня речь всё-таки вряд ли пойдёт), нанесут России огромный вред. Дело здесь заключается не только в “частном” вопросе отстаивания истины о происхождении человека как одного из направлений эволюционного развития приматов (что, конечно, само по себе тоже важно). И даже – не в отстаивании права на рациональное познание окружающей действительности и на развитие как таковые.

Намечающаяся клерикализация в условиях острейшего противостояния с Западом и продолжающейся военной спецоперации несёт очевидную угрозу вполне практического свойства. Она неизбежно нанесёт удар по и без того шаткому военно-промышленному, научному и интеллектуальному потенциалу РФ, воспроизводство и развитие которого новыми поколениями специалистов в случае подмены светского образования религиозным рискует вовсе сойти на нет.

Следует ли подробно объяснять, почему такой поворот в перспективе представляет смертельную опасность?

Ревнителям религиозных канонов и дедовских традиций, прежде чем требовать упразднения того, на чём во многом стояло и продолжает стоять мировоззрение человека эпохи модерна, стоило бы задуматься хотя бы над такими неоспоримыми фактами жизни.

Ход начавшегося ещё в период первого майдана 2004-2005 г. противоборства России и Запада за влияние на Украине очень быстро зафиксировал колоссальное превосходство противника во всём, что связано с социальными технологиями, шлифуемыми на базе новейших достижений целого комплекса наук: этнологии, психологии, социологии. Руководство РФ действовало сугубо “традиционно”: подпитывало деньгами социально близкого олигарха с Донбасса, оказавшегося, как затем “внезапно” выяснилось, и очень слабым президентом, и никудышным политическим бойцом. Наш западный противник подошёл к решению задачи творчески – влил средства в нужные структуры гражданского общества, умело раздув и так давно уже идущий украинский этногенез до масштабов всеукраинского пожара, из пламени которого России в 2014 году едва-едва удалось вырвать Крым и Донбасс.

Но развитый интеллект и умение видеть реальность именно такой, какова она есть, требуются отнюдь не только в войнах политических. Он ровно так же необходим для победы в войнах горячих.

Характер длящейся третий год на территории Украины спецоперации неопровержимо свидетельствует о колоссальной роли техники и технологий, абсолютно новаторских по отношению к реалиям даже начала XXI века. Уже никто в здравом уме не оспаривает того факта, что беспилотные летательные аппараты кардинально изменили военное дело, сделав фактически невозможным много из того, что ещё недавно считалось непреложным, а, скажем, спутниковая разведка свела на нет саму возможность нанесения неожиданного массированного удара.

Так спрашивается, поможет ли обращение к священным текстам и уход от рационализма прогрессу военно-инженерной мысли и выработке новаторских методик ведения как “гибридной”, так и горячей войны? Филигранная “пейджерная” операция спецслужб Израиля, по иронии совпавшая по времени с выступлениями отечественных клерикалов и антиДарвинистов, – ещё один наглядный посыл тем, кто не понимает прямой связи между развитием науки и обороноспособностью государства. Акция “Моссада” по подсовыванию начинённых взрывчаткой электронных устройств отрицающим Дарвина боевикам “Хезболлы” наверняка войдёт в учебники по истории секретных служб.

Неуклонное совершенствование вооружений и поражающих средств – не что-то, даруемое свыше. Оно есть зримый результат научно-технического прогресса, то есть осознанных усилий многих людей, стремящихся изменить жизнь к лучшему на основе достоверных, добываемых и проверяемых знаний, а не слепой веры. Усилия, обеспечивающие прогресс, были бы в принципе невозможны без приверженности научно-рациональной картине мира, которая в своё время пробивала себе дорогу, оппонируя как раз религии с её незыблемостью и догматизмом. Сначала фиксируя нестыкуемые с религиозными учениями, но неоспоримые факты о природе и прошлом Земли, а затем давая логичные, непротиворечивые объяснения этим фактам.

Безусловно, не палеонтологи и не биологи-Дарвинисты создают летательные аппараты, системы наведения, космические спутники и крылатые ракеты, но без того рационально-рассудочного представления о мире, которое будущим инженерам и конструкторам знакомство с открытиями Дарвина помогает сформировать ещё в школе, невозможен сделался бы и сам выход на траекторию прогресса. Причём не только технического, но и социального, кстати сказать.

К сожалению, современная Россия, так до конца и не преодолевшая последствий учинённого реформаторами 90-х всеобщего погрома, оказалась питательной средой для различных проявлений обскурантизма. Деиндустриализация, приведшая к утрате существенной части научного, промышленного и военного потенциала, способствовала, помимо прочего, и безмерному ослаблению тех некогда ведущих производительных сил, которые ранее служили локомотивом развития, позволив нашей стране ко второй половине XX века стать развитой, в полном смысле слова современной и передовой.

Стремление отказаться от научной основы школьного образования и поставить знак равенства между светскими учебными заведениями и теми, где учат религии, – продолжение всё того же исторического движения вниз, начатого с распадом СССР, только уже не под либеральным, а под псевдо-традиционалистским знаменем. Даже половинчатость, “соломоново решение” наметившейся дилеммы вряд ли уместно. Школа, в программе которой эволюционное учение сохранят, но низведут до ранга сомнительной гипотезы при гласном и негласном потакании креационизму, не создаст в обществе компромисса и согласия. Подобное образование лишь усугубит раздвоенность массового сознания, сделав его откровенно шизофреничным, и заложит основу для будущих распрей.

России необходимо двигаться вверх – к знаниям, технологиям, внутренней прочности и военной победе.