7/20 сентября День Памяти Преподобомучеников Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380)

На модерации Отложенный




Александр Радонежский, в миру Пересвет, был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю.


Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя". Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство".


По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келлии отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.


В день Рождества Пресвятой Богородицы перед началом Куликовской битвы Александр Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая. Из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружён же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!».



Пересвет увидел, что у Челубея копьё очень тяжёлое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчёте на то, что копьё печенега пробьёт его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.


Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.



Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнёс раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под берёзу, где и нашли князя после сражения.


Александр Пересвет был погребён в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода).

Там же был погребён и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых.


Подвиг святого Александра-Пересвета стали сразу прославлять в повествованиях о Куликовской битве – древнейший известный рассказ "О побоище, иже на Дону", а также летописная "Повесть о Куликовской битве" сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в "Сказании о Мамаевом побоище". Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.


Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: "Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша". В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в "Описание о российских святых". В 1896 году их имена были помещены также в "Троицком патерике" (в числе "учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных").

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в "палатке каменной под колокольней". После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.


Хранившийся в алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан, а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.


В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо».

Надгробия были уничтожены. Уникальная ажурная литая чугунная сень над могилами отправлена в переплавку. Храм был изуродован до неузнаваемости. Колокольню снесли, купол храма тоже. В церкви устроили компрессорный цех. Прямо на могилах стояло тяжеленное оборудование, сотрясавшее древние стены. И рабочие даже не знали, что ходят по могиле героев Куликовской битвы. Они вообще не знали, что работают в храме. Это был обычный заводской цех среди других цехов. Церковь оказалась поглощена заводом "Динамо".


Возрождение памяти героев началось в 1960-х гг. с инициативы художника Павла Корина, который писал письма, статьи, бил в набат.

В 1987 году завод освободил церковь. Изначально здесь хотели открыть филиал Исторического музея. Но в результате вернули церкви и освятили. Это самый первый возвращенный церкви храм. Сейчас проход к церкви Рождества свободный.


В 1989 году по инициативе того же П.Д. Корина восстановлены надгробия. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был передан посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.


В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.