Плакальщицы на Руси: традиции и обычаи

На модерации Отложенный

В старину на Руси было принято нанимать профессиональных плакальщиц для сопровождения усопшего в последний путь. Эти женщины, обладающие особым даром общения с потусторонним миром, назывались по-разному: вопленицами или раскосмаченными.

Традиция приглашать плакальщиц на похороны была широко распространена, и их плач и стенания считались неотъемлемой частью прощания с умершим.

В те времена на Руси не было принято, чтобы мужчины участвовали в оплакивании усопших. Эта честь была отведена исключительно женщинам, которые символизировали домашний очаг и землю, дающую жизнь и принимающую тела людей после смерти.

Раскосмаченными называли женщин, которые оплакивали покойника. Это название было связано с тем, что они выражали свою скорбь с распущенными волосами. Раскосмаченные безудержно плакали и приговаривали, мотая головами, а иногда даже рвали или стригли свои волосы. Это необычное поведение было частью языческого обряда, который существовал до принятия христианства. В те времена плакальщицы выдергивали волосы как знак разрыва связи покойного с миром живых.

Однако даже после крещения Руси эта традиция не исчезла полностью, хотя церковь пыталась её пресекать. В народной среде раскосмаченные по-прежнему пользовались уважением и не оставались без работы.

В каждом селе и деревне были женщины-вопленицы, которые знали, когда и как нужно рыдать, и умели петь причитания. Они обучались этому искусству с раннего возраста и гордились своим мастерством всю жизнь, даже если плакали неискренне — ведь это была их работа.

Народ высоко ценил их талант. Они могли не только петь над покойниками, но и зарабатывать деньги, а также угощаться за поминальным столом. Особо выделялись те «вопленицы-раскомаченные», которые могли импровизировать в своих причитаниях и создавать особые песнопения без предварительной подготовки.

До XV века православные священники призывали мирян следовать христианским нормам и считали распущенные волосы у женщин недопустимыми, так как они ассоциировались с падением нравов и непотребством. Отсюда происходит запрет на непокрытую голову для девушек и женщин, который до сих пор существует в некоторых консервативных кругах.

Аргументируя свою позицию, церковнослужители ссылались на слова архиепископа Иоанна Златоуста, который осуждал плакальщиц и воплениц как противоречащих христианским учениям, в частности, теме воскресения мёртвых. Вместо шумных похоронных обрядов он предлагал провожать усопших тихими молитвами, священными песнопениями и отпеванием.

Однако в народе сохранились древние обычаи, сочетающие христианские и языческие традиции. Поэтому и по сей день плакальщицы оплакивают покойников с той же искренностью и эмоциональностью, но уже с покрытой головой. Их приглашают не только на похороны, но и на поминальные трапезы, где они задают вопросы родственникам усопшего.

В некоторых случаях плакальщиков приглашают из-за отсутствия родственников, которые могли бы почтить память умершего, но чаще всего это делается по традиции. Историки отмечают, что раскосмаченные видели в своей работе не заработок, а служение обществу, которое они выполняли от всего сердца.