Разноликая общность

ВЦИОМ провел очередной опрос общественного мнения, чтобы узнать, в какой стране хотели бы жить россияне. Выяснилось, что наши граждане, как правило, против объединения с какой-либо из стран или вхождения в союз государств, но каждый пятый хотел бы жить в СССР. Наверное, поэтому в качестве самых вероятный кандидатов для объединения назвали Белоруссию, Украину и Казахстан.


Для меня это еще одно подтверждение давнего тезиса  КПСС о том, что на территории СССР сложилась  новая общность людей – советский народ. Хоть это и было заявлено довольно давно, верность этого утверждения я чувствую по своим собственным корням. Конечно, я не имею ввиду, что была выведена некая особая каста строителей коммунизма – это полный бред. Но общность людей, которая раньше жила на территории Российской империи, потом СССР, а теперь СНГ – эта общность, безусловно, есть. И вне зависимости от своей национальности, люди эту общность все равно ощущают.

Меня несколько удивило, что за союз с Европой выступает всего 13% россиян. Не исключаю, что это связано с некорректно поставленным вопросом.

Несмотря на нашу очевидную самобытность, мы наиболее близки европейской цивилизации. Конечно, европейцы тоже разные, и англичане сильно отличаются от немцев, но они все равно чувствуют свою общность как европейцы. И я глубоко уверен, что мы - европейцы.

 Но то, что люди публично не хотят подтверждать эту свою индентичность, на мой взгляд, объясняется  слабым знакомством с европейской культурой. И это вопрос школьного образования. Россияне плохо знают европейскую культуру, а ведь даже исторически мы с европейцами больше пересекались,  чем об этом пишут в школьных учебниках.

Самое известное заблуждение, что якобы немцы обосновались в России при Петре 1 и Екатерине. Но Немецкая слобода существовала еще задолго до Петра. Вообще,  слово «немец» присутствует только в русском языке. Так назвали не только германцев, а всех иностранцев. Больше всего иностранцев было из немецких земель, они не понимали языка и были как немые. Отсюда и название.

Люди все-таки тянутся к общим ценностям, к какому-то единению и чувствуют свою самоидентичность. И меня не смущает цифра в 20% тех, кто якобы хотел бы вернуться в СССР.

Да, при Сталине электрички ходили вовремя, но какими средствами достигался такой порядок? Думаю, никто реально в сталинскую эпоху вернуться не захотел бы, чтобы на словах не произносили. Но в те времена были какие-то великие достижения, великие стройки, и, вспоминая о них, мы говорим, что мы были в общем великим народом. Но это не говорит о желании вернуться в Советский Союз с его устоями и порядками.

Но в целом я уверен, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве неизбежны. Хороший пример с Грузией. Страны находятся в состоянии крайней конфронтации по политическим мотивам, но русские и грузинский народ никакой вражды друг к другу не испытывают.
И это рано или поздно заставит политиков действовать.