Как русских делали украинцами в СССР: три примера
На модерации
Отложенный
Олег Макаренко
1. Основной язык общения жителей городов на территории нынешней Украины в начале 20-го века был каким угодно, но не украинским. В основном это был русский, кое-где идиш (еврейский), на части Западной Украины – польский. После революции, однако, города под контролем советской власти принялись массово украинизировать, подавляя недовольство горожан силой.
1926 г. Харьковские рабочие протестуют против насильственной украинизации примерно в тех же словах, в каких и сегодня в этнократиях протестуют против ущемления русского языка. Но раз партия сказала украинизировать – значит, украинизируют.
2. А вот любопытный пример украинизации из советского кино (ссылка):
Наткнулся случайно на ролик об актрисе Вере Алтайской. А там внутри оказался фрагмент чУдного фильма "Великий счёт" про Всесоюзную перепись населения 1938-го года (ссылка).
И не смог удержаться, вырезал кусок про то, как из русского 67-летнего дедушки Никиты Ивановича Власова, всю жизнь говорящего на русском языке, делают украинца. Причём безо всякой задней мысли – исключительно по месту проживания.
Такая вот мудрая национальная политика.
Интересно, откуда они взяли в УССР 1938-го столько <…> украинцев, чтобы с ними «всеми» всю жизнь балакать на украинском?
Дедушка на западенского хуторянина не похож, а в горячем цеху сталеплавильного завода сие балаканье ведёт к критическому повышению травматизма.
Я уж не говорю, что на строительстве "Днепрогэса", осмысливание чего тебе такого криком наукраинили в уши, ведёт к травматизму фатальному – падать уж больно высоко.
ПС. Обратите внимание, что в фильмах "Высота" и "Весна на Заречной улице", снятых на территории УССР и про восстановление промышленности УССР, никто из действующих лиц – работяг и ИТР — по-украински не розмовляет.
Они делом занимаются.
3. А вот справка об отношении населения к украинизации на Кубани. Автор – начальник Секретного отдела ОГПУ НКВД СССР Яков Саулович Агранов, написана по запросу Председателя ГПУ и Наркома внутренних дел УССР Всеволода Аполлоновича Балицкого, передана Генеральному секретарю ЦК КП(б)У Лазарю Моисеевичу Кагановичу. Приведу здесь первую страницу:
Как видите, местное население навязыванием украинского языка, на котором «никто нигде не говорит», было недовольно…
https://dzen.ru/a/Zm22pGt4bSiw1u5_
+ + +
Из книги М. Назарова "Вождю Третьего Рима":
На Украине, где русский язык был таким же родным и понятным (литературным и государственным), как и малороссийский (местно-бытовой, возникший из смеси с польским), Ленин в 1919 году предписывает: «Немедленно же должны быть приняты меры, чтобы... все служащие умели объясняться на украинском языке» [74].
В 1920 году он телеграфирует Сталину в Харьков: «Необходимо завести переводчиков во всех штабах и военных учреждениях, обязав безусловно всех принимать заявления и бумаги на украинском языке» [75]. Эта украинизация малороссов вопреки их воле потребовала огромных усилий и затрат на перевод всей документации на украинский язык (с созданием массы слов, которых в украинском не было), ввели обязательное изучение этого языка в школе, перевели на него средства информации. Несогласных обвиняли в "великорусском шовинизме", что влекло за собой карательные меры.
Особенно активно эта политика проводилась во всех республиках в связи с созданием СССР, когда Ленин заявил: «Великорусскому шовинизму объявляю бой не на жизнь, а на смерть» [76] и 31 декабря 1922 года распорядился:
«Надо ввести строжайшие правила относительно употребления национального языка в инонациональных республиках, входящих в наш союз, и проверить эти правила особенно тщательно. Нет сомнения, что под предлогом единства железнодорожной службы, под предлогом единства фискального и т.п. у нас, при современном нашем аппарате, будет проникать масса злоупотреблений истинно русского свойства. Для борьбы с этими злоупотреблениями необходима особая изобретательность, не говоря уже об особой искренности тех, которые за такую работу возьмутся. Тут потребуется детальный кодекс, который могут составить сколько-нибудь успешно только националы, живущие в данной республике» [77] (курсив наш).
При переписи населения 1926 года было предписано уточнять у называющих себя русскими, не являются ли они украинцами или белорусами. С 1925 года главой Украины был назначен Каганович, который распорядился об обязательном изучении всеми служащими украинского языка и ведении на нем документации; это было одобрено Сталиным. Украинизация и белорусизация поощрялись им, пока были нужны для борьбы с "великорусским самодержавным наследием", но когда на этой почве в местном руководстве стали развиваться сепаратистские тенденции, они были тем же Сталиным примерно с 1929 года подавлены.
Главными же проводниками этой антирусской политики, наиболее "изобретательными и искренними" (как того хотел Ленин), стали даже не местные "националы", а местечковые евреи, вырвавшиеся из черты оседлости на государственный простор и мстившие "русскому черносотенству". В частности, «украинскими шовинистами-самостийниками являются евреи, имеющие там огромное значение» [78], – отмечал В.И. Вернадский.
[74] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 335.
[75] Там же. Т. 51. С. 141-142.
[76] Там же. Т. 45. С. 214.
[77] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45, с. 361.
[78] Новый мир. М., 1989. № 12. С. 220.
Комментарии