Мы ещё можем спастись в «параллельном мире».

На модерации Отложенный

Перемещение потребительской активности из реальной сферы в сферу виртуальную, по моему убеждению, способно решить очень многие глобальные проблемы, связанные с перенаселённостью и тотальным дефицитом ресурсов.

 

Китай и Индия.  21 век.  «Жить стало лучше, жить стало веселей…»

Практически на наших глазах эти две огромные и совсем ещё недавно такие же нищие аграрные страны превращаются в ведущих экономических колоссов современной цивилизации. Среднестатистический китаец больше не готов обходиться чашкой риса и соломенной крышей над головой. В КНР строятся новые города, прокладываются прекрасные дороги, растёт уровень потребления. Мы понимаем, это не в человеческой природе снижать потребительскую активность и достигнутым уровнем мало кто готов удовлетворится. Это верно даже для Китая с его исторически обусловленным менталитетом смиренного приятия минималистического быта. Купив телевизор, покупают компьютер, затем машину, квартиру, частный самолёт.  Но есть одна деталь. Китайцев уже почти полтора миллиарда. Индусы от них отстают ненамного. Огромный прирост населения наблюдается в других странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Они получают возможность покупать. И им есть что покупать. Но лишь до той поры, покуда есть из чего всё это производить.

Сегодня наша общая численность приближается к семи миллиардам, а к 2050г возможно перевалит за 15 миллиардов ртов. Разумеется, при нынешней разобщённой, неповоротливой общемировой экономической схеме, логичное распределение ресурсов попросту невозможно и нет никаких иллюзий, что их хватит на всех. А ещё колоссальные объёмы бытового мусора уже буквально изменяют ландшафт планеты, делают огромные площади непригодными для жизни и сельскохозяйственных нужд.

На фоне истощения легкодоступных источников углеводородного сырья, недостатка сельхоз угодий, воды для их орошения и просто для питья, напрашивается неутешительный вывод – неизбежны масштабные кровавые конфликты.

Что может остановить надвигающуюся угрозу? В полной мере, пожалуй, ничто. Однако если подумать, существует довольно необычный на первый взгляд путь выхода из тупика. Виртуализация жизни. Советую отнестись к следующим словам, как можно серьёзней.

Уже не один год известны компьютерные виртуальные миры «Симс», «Секонд лайф», «Sony PS3 Home» и другие. Пока это в основном лишь игровые пространства и "населены" они по большей части людьми, чей возраст редко превышает 20-25 лет. Однако и эти люди и пространства 3D сетей стремительно взрослеют. Что это такое? Если вы ещё не пробовали стать гражданином такого виртуального пространства, я в краце поясню.

Это следующий этап развития социальных сетей и даже нечто большее. Виртуальный мир во всём подобный реальному, вступая в который вы создаёте (или покупаете) своего аватара, общаетесь с такими же как и вы людьми. Всё с максимальным эффектом присутствия. Ходите в кино и на концерты. Посещаете выставки и учитесь. Договариваетесь о встречах в реале. А также, если хотите, приобретаете свой участок земли или недвижимость, открываете бизнес. Обустраиваете уютное жильё, где принимаете гостей, показываете фотографии и отснятый фильм, делясь впечатлениями от недавней поездки. Становитесь полноценным потребителем. Да-да, занимаетесь шоппингом! За реальные деньги вы покупаете там физически несуществующие вещи - одежду, элементы интерьера, мебель, транспорт.

Мало того, некоторые известные солидные компании устраивают там свои представительства, экспо-центры. Ещё бы нет! Ведь только в Сэконд Лайф уже зарегистрировано не менее 15 миллионов пользователей со всего мира. Для многих это серьёзный рынок уже сегодня и почти для всех гигантский растущий потенциал на завтра. Открываются там и действующие филиалы учебных заведений, скоро можно будет получить полноценное университетское образование, физически посетив ВУЗ лишь один раз, явившись на церемонию вручения диплома.

Итак, деньги потрачены, но на производство купленных вами вещей не ушло ни единого барреля нефти, не было срублено ни одного дерева, не было израсходовано ни тонны воды. Удовлетворив жажду к приобретению вы забили хламом не своё реальное пространство, где на вес золота каждый квадратный метр, а виртуальную "кладовку своих амбиций", чьи размеры по сути бесконечны и где вы никому не мешаете заниматься теми же приятными глупостями. При этом, в реальном мире было сожжено лишь сравнительно небольшое количество электроэнергии и потрачено интеллектуальных, творческих, машинных ресурсов.

Но, какая глупость - скажете вы! Ведь всего этого на самом деле не существует! Кому нужен виртуальный цветок, поставленный в виртуальную вазу в виртуальной квартире?

И будете не правы…

Это поразительно, но виртуальная покупка, совершённая для обустройства такого же виртуального жилья, даёт ничуть не меньшее чувство удовлетворения, чем покупка реальная!

Лично для меня, не так давно ставшего участником одной 3D соц. сети это явилось настоящим откровением. Принципиальной разницы между приобретением в виртуальном и физическом мире не существует! Между тем, я всегда считал и продолжаю считать себя человеком практичным и довольно приземлённым.

Мало того, это прекрасная возможность для собственной творческой реализации. Создавайте сами! Вас ограничивает лишь собственная фантазия и пока ещё мощность вашего компьютера. Последнее впрочем, тоже лишь вопрос времени. В ближайшие пару десятилетий мы получим на порядок более производительную технику, которая позволит создавать миры потрясающей реалистичности.

 

Как будет выглядеть эта новая жизнь?

Представьте. В реальном мире вы обладаете совсем небольшой жилплощадью. У вас есть санузел, аскетичная но функциональная кухня и удобный ложемент сопряжённый с высокопроизводительным компьютером подключённым в сеть. Позавтракав и совершив активную утреннюю прогулку в настоящем парке вы возвращаетесь домой, ложитесь в свой ложемент и подключаетесь к «параллельному миру». Вы сразу же оказываетесь в своём офисе, нет необходимости пересекать полгорода, сжигая вместе с другими несчастными сотни тонн драгоценного топлива в пробках. Нет необходимости тратить время даже на переодевание. Ваше физическое тело всегда облачено в удобную одежду, а ваш официально зарегестрированный аватар может менять офисные костюмы одним кликом. Если вы руководитель, вы без труда осуществляете абсолютный контроль рабочего процесса, видя и направляя каждого сотрудника. Каждую минуту вы знаете, кто и чем занят. Если вы преподаватель, ваши возможности для демонстрации и изложения учебного материала настолько безграничны и впечатляющи, что сопоставимы лишь с магией! Если вы студент, вам не удастся прогулять лекцию или поболтать с соседом на заднем ряду. Эффективность всех процессов в сфере интеллектуального труда и обучения возрастает на порядок.

Город, в котором вы учитесь или работаете виртуально, является идеальным учебным и деловым центром. Возможно он будет точной или приближённой копией своего прототипа в реальном мире.

Город, в котором вы живёте физически, зелен и чист. В нём практически отсутствуют шумные автомагистрали, его компактные жилые кварталы утопают в парках. Системы обеспечения перестанут быть такими громозкими.

Ужавшись в реальной вашей жилой площади, отказавшись от личного транспорта и целой груды ненужных более вещей, вы получаете колоссальные территории в виртуальном мире, а так же пользуетесь не меньшими высвободившимися территориями реального мира.

Высвободится не только территория для жизни, но, что немаловажно, время!

Сколько вы тратите на то чтобы привести себя в порядок, одеться и добраться на работу, а вечером вернуться домой? Мне повезло, я живу всего в 15 минутах ходьбы от места работы и мой путь пролегает по довольно зелёным улицам. Увы, в крупных мегаполисах такое везение большая редкость. Даже в моём Новосибирске я знаю людей, которые теряют по дороге на работу и с работы домой не менее двух часов в день. Лично мне жаль даже 15 минут. Сэкономив их, я с большим удовольствием прибавлю это время к своему активному отдыху на природе, в живом общении с друзьями.

Преодолев это извечное проклятье пространственных барьеров, мы сможем действительно комфортно работать в любых компаниях, физические серверы которых разбросаны по всему миру. Отчасти и сегодня уже так. Но пока масштабы такой информационной интеграции, к сожалению слишком малы чтобы существенным образом отразиться на экономии ресурсов. По счастью технологии на месте не стоят.

Разумеется, сейчас набегут скептики и заявят – А как быть с обеспечением наших тел, прозябающих в каморках этих ваших минималистичных жилищ? Как быть с питанием? С производством и доставкой товаров? Ведь даже предельно сократив свои амбиции в реале, мы всё равно не перестанем нуждаться в каком-то количестве одежды и предметов быта, спортинвентаря?

Как быть? А точно так же как и сейчас... Не будем утрировать. Физическая часть жизнеобеспечения никуда не исчезнет, просто сократится нагрузка на неё. Мы останемся лишь с набором действительно необходимых нам вещей, а все излишества переместим за пределы физического пространства. В итоге, мир не превратится в хитросплетение кабелей и канализационных труб над бесконечными свалками мусора.

В итоге, мы получим воплощение идеи потребительского минимализма и одновременный рост качества жизни, при увеличении населения планеты в несколько раз. Сэкономим ресурсы для будущих поколений. Сгладим неизбежное воздействие человека на биоценозы планеты. Станем ближе друг другу, сократив вероятность конфликтов за ресурсы. Иных способов ненасильственно сократить потребление, возможно просто нет.

______________

Такова моя оптимистическая картина завтрашнего дня. Пессимистический же вариант – война. Жуткая и возможно последняя. Поэтому мне не понятны противники виртуализации, панически ожидающие ухода человечества в «матрицу». Меня также пугает архаичное сознание некоторых современных родителей, отваживающих своих ребятишек от компьютерных игр. Ведь именно там, в игровых виртуальных пространствах, они сегодня приобретают бесценные навыки будущей жизни в качественно новой реальности, которая возможно спасёт нас от всеобщего истребления.