Без Бога нация толпа....
На модерации
Отложенный
С приходом перестроечной свободы в страну победившего атеизма вдруг стало ясно, что можно смело идти в церковь ничего не боясь . Советская интеллигенция стройными рядами пошла искать дорогу к храму. Подвигнул ее на это известный фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние" и заключительная фраза из этого фильма "зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?" К храмам правда пошли по-разному и к разным. Первый Президент СССР, например, принимал у себя всемирно известного сектанта, преподобного Муна. Впрочем именно Михаил Сергеевич разрешил праздновать 1000-летие Крещения Руси и за это ему низкий поклон. При нем воссоздали взорванный Сталиным Храм Христа Спасителя.
Среди политиков либерального толка был в моде сайентолог Рон Хаббард. Кто-то уверовал в Кашпировского, великого экстрасенса, кто-то заряжал пере телеэкранами воду с Аланом Чумаком а кто-то и того хуже попал в секту бывшей комсомолки-активистки Марины Цвигун, известной под именем Матери Мира Марии Дэйви Христос. Ее секта называлась "Белое братство". Но все-таки интеллигент, чьим Евангелием был роман "Мастер и Маргарита" предпочитал христианство. Причем ортодоксальное. Тем более, что стало абсолютно ясно, нет такой новой общности как советский народ. И никогда не было. Кто же мы, если не советские люди? Большинство из нас все-таки считали себя русскими. Искать свои корни русские пошли естественно в православную церковь. Известный проповедник о.Александр Мень, этнический еврей , впоследствии трагически погибший , считал, что Исход евреев еще не закончился и закончится только тогда, когда все евреи придут ко Христу.
Его стараниями многие из них тогда стали христианами. О.Даниил Сысоев (тоже трагически погибший) проповедовал этническим мусульманам.
Интеллигент российский осознал тем не менее , что Русская Смута началась с "нечаевщины", с "Бесов" Достоевского. С Исхода интеллигенции из церкви, фактически с восстания против Бога. Сыграл свою роль и в мировоззрении интеллигенции "зеркало русской революции" Л.Н. Толстой, изучивший в возрасти 55 лет арамейский язык и сделавший свой перевод, в котором фарисеи и саддукеи именовались православными. Как он относился к церкви тоже не для кого не секрет. Не случайно Лев Николаевич был от нее отлучен.
В моду вошли книги "аристократов духа" , философов впоследствии высланных из страны на "Философском пароходе", Н.Бердяева, С.Булгакова, И. Ильина и многих других, создававших по аналогии с классической немецкой философией философию русскую.
Увы, интеллигент советский как пришел в церковь так и ушел. За редкими исключениями. По-настоящему образованных священников в те времена было прямо скажем мало. Общего языка с интеллигентами они не нашли. С одной стороны, с другой, конечно же знаний о религии почерпнутых у Михаила Булгакова в его известном романе, как и из фильма Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа" для понимания сути христианства было явно недостаточно. Огромен на мой взгляд, вклад в рехристианизацию России о. Глеба Каледы. Доктора геолого-минералогических наук, профессора, зав Отделом образования и катехизации РПЦ МП, рукополагавшегося в советское время тайно и вышедшего в открытое служение в 1988 году. Но это уже отдельная тема.
Комментарии