Как Сталин защитил рядовых солдат на фронте. Почему Наркомат обороны вынужден был выпустить приказ № 0391 от 4 октября 1941 года?

На модерации Отложенный

С началом войны ряд командиров стал нарушать уставные отношения, наводя «порядок» в войсках бранью, рукоприкладством и незаконными расстрелами.

Когда до Сталина дошли факты о том, что некоторые командиры могли застрелить бойца за несуществующий проступок или просто так, он был глубоко возмущён. Сам он считал, что убеждать можно и нужно любого солдата, лишь для самых отъявленных нарушителей применяя принуждение. А рукоприкладство считал вообще недопустимым. Командиров его использующих – безвольными и близорукими, которые сами при малейшей опасности «зароются поглубже».

4 октября 1941 года в войска был отправлен приказ Наркомата обороны № 0391 «О фактах подмены воспитательной работы репрессиями». Сталин потребовал от командующих донести до командиров, что унижение солдат разрушает дисциплину на фронте. В приказе жёстко ограничивались рамки, в пределах которых можно было воздействовать на рядового. Наказание командирам могло быть вплоть до трибунала.

И всё же нарушения случались. Происходило это в основном в нетрезвом состоянии. Так на весь 1-й Белорусский фронт прогремел случай в 961 стрелковом полку в последние дни 1944 года. Старший лейтенант Лоза поставил в ночной пост больного бойца Илью Курловича. Ночью нетрезвые Лоза и зам.комбата майор Губарев пошли с проверкой постов. Курлович оказался спящим. Угрожая расстрелять его тут же, командиры вынудили рядового раздеться и бежать в сторону вражеских окопов.

«В чём мать родила» боец перемахнул через винты колючей проволоки и рванул вперёд по минному полю. Случилось так, что ни одна мина не взорвалась и он добежал до немцев.

И этот боец не был трусом. Во время оккупации он попадался немцам, был ими «допрошен с пристрастием» и приговорён к казни. Но сумел сбежать. В полку он никогда не нарушал дисциплину и первым шёл в атаку. Но неуставные отношения командиров просто толкнул его к врагам.

Командование было в шоке от поступка людей, потерявших не только офицерскую честь, но и всякий человеческий облик. Обоих любителей «покуражиться» немедленно отдали под трибунал.

Известны дополнительные приказы генерала Чуйкова и Ватутина, приказывающие незамедлительно снимать с должностей и отправлять в штрафбат командиров, позволяющих рукоприкладство и другие позорные поступки. Особенно работали здесь политотделы, всячески напоминая командирам о приказе Сталина и последствиях его нарушения.

Наличие приказа № 0391 приоткрывает не лучшие страницы страницы истории Великой Отечественной войны. Зато полностью опровергает мифы о том, что руководство страны дало командирам неограниченную власть над рядовыми, включая свободу их расстрела.

Во многом благодаря этому приказу командование поддерживало в войсках дисциплину, пресекая возможность самосуда. Если обнаруживались факты унижения рядовых, реакция следовала незамедлительно. В конечном итоге это помогло сплочённой, боеспособной армии дойти до Берлина.