Курско-Белгородское направление-2024

На модерации Отложенный

О трёх авторах «Камертона»: Болдырев, Косого́в, Бессонов


 
23 августа 1943 г. освобождением Харькова завершилась Курская битва, ставшая коренным переломом в Великой Отечественной войне. В наши дни сражение на этих рубежах возобновилось. Откликается ли русская литература на актуальные события текущей войны? Быстрее, конечно, реагирует «легкая конница» — поэзия; легкая на подъём, а не в смысле ветрености.

«А мои ти куряни свѣдоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелѣяны, конець копія въскръмлени, пути имь вѣдоми, яругы имъ знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени», — говорится в «Слове о полку Игореве». 

Я скажу о трёх бойцах Курско-Белгородского поэтического фронта. Болдырев, Косого́в, Бессонов. По старшинству возраста. Сочтите их за васнецовских богатырей или курских соловьёв; а то и воробьёв, если угодно вспомнить об имении Фёта в курской Воробьёвке. Но надо сказать, что это вполне разные художники, которых сближают дружба и общности территории, поколения, филологического образования, уровня поэтического мастерства. Обращает на себя внимание укоренённость этих молодых авторов в русской консервативной традиции, соединённая с современными интонациями. Они известны в литературном мире, востребованы периодикой, авторы книг, лауреаты премий — в общем, «все они красавцы, все они таланты, все они поэты».

***

«В русском небе во́роны и дроны…» — афористично, с осознанным и осязаемым внутренним звуком даёт Андрей Болдырев насущную картину, и мы сразу понимаем отличие современной образности (наряду с преемственностью) от фольклорной, вросшей в наш культурный код с песнями о воронье и, в частности, о «чёрном во́роне». Но я вздрогнул, когда напоролся, как на шип, на строки Болдырева, многодетного отца:

...У приграничья рёв арты,
молчат сурово терриконы,
а я готовлю у плиты
шебекинские макароны.

Бренд «Шебекинские макароны» был широко известен и до нынешней войны, я бы называл её Русской войной, но сегодня, когда враг интенсивно атакует мирные селения бывшего приграничья, в том числе Курской обл. и, в частности, многострадальный райцентр Белгородской обл. город Шебекино, он становится образом, многослойным «лексическим пластом», создать который мог только поэт. Так рождается метафора, вызывающая в читателе, как сказал бы М. Анчаров, «тихий взрыв».
Андрей Болдырев родился в 1984 г. в Курске. Окончил филологический факультет КГУ. Автор книг «Моря нет» (М.: Воймега, 2016), «Средство связи» (М.: СТиХИ, 2020), публикаций в толстых и тонких журналах. Лауреат «Илья-премии» (2006), победитель Волошинского конкурса (2015), лауреат премии им. Риммы Казаковой «Начало» (2017). У молодого отца четверых детей есть свой повод для рефлексии (стихотворение «Март всыпал нам по первое число…»):
……………….
Кто я такой, когда в своей лежу
постели тёплой, жизнью не рискуя?

...К противотанковому приковать ежу,
сжечь заживо, агонию смакуя.
Прогресс был нужен только для того,
чтоб человек сжёг человека
за-жи-во
и, сделав фото, слил его в соцсеть;
чтоб, как погоду обсуждая смерть,
звонил коллега бывший по работе.
А март всё тот же, что сто лет назад:
снег укрывает на земле солдат
и только разговоров, что о фронте.

Убедительное впечатление — качеством стихосложения, адекватной историчностью мышления, а также актуальным попаданием чуть ли не каждой строкой в многосотлетнюю злобу дня — производит сочинение А. Болдырева «Русская смута» (2024):

1.
Весть дурную слыхали мы от гонца,
что царёво войско бежит с Донца.
Нехорошие разговоры
поползли, мол, сдаваться пришла пора,
а Москва гуляет, царь у одра,
а князья да бояре — воры.

2.
Все вокруг ликуют: сменилась власть.
Недовольным тут же заткнули пасть.
Пировали — хватили лишка.
И уже на майдане гудит народ,
стольный град горит, а в реке плывёт
убиенный Отрепьев Гришка.

3.
Полыхает война на родной земле,
а бояре о мире твердят в Кремле,
лишь бы им усидеть покрепче.
Не сдаётся только честной народ,
всё на фронт последнее отдаёт
и выходит врагу навстречу.

4.
Разобьём врага и его обоз,
помогай Христос, генерал Мороз.
Что бы враг у себя ни калякал —
на Руси есть забава с древнейших пор:
интервентам клятым давать отпор —
немцам, шведам, ляхам.

5.
Ложь сладка и рассчитана на дурака.
Только вера в Отечество наше крепка,
потому — неполжива.
Мы одна страна, мы один народ,
а язык до Киева доведёт.

С нами — Бог, значит, будем живы!

Болдырев подхватывает у соратника Бессонова и закрепляет метафору языка, ведущего к «матери городов русских». Не отнесешь к «устаревшей» теме и опус «Все подземные похожи переходы…»:
………………
…Чтоб безногого не видеть инвалида, 
то ли вправду воевавшего в Афгане, 
то ли форму нацепившего для вида. 
От стыда сгорая, роешься в кармане, 

кинешь сотню, потому что виновато 
на тебя глядит безногий в переходе. 
…Два архаровца, спортивные ребята, 
увезут его под вечер на тойоте.

Приведу целиком еще одно сочинение поэта Болдырева. Вроде бы —ретроспекция не столь давних лет, но как сказать:

Вот церковь. Вот мемориал, 
приют последний и причал 
для курских моряков. 

Здесь неуместно говорить, 
мол, пацаны: им жить да жить. 
Не надо громких слов. 

Лежат спокойно моряки 
в земле, а наверху — венки, 
на площади концерт, 

шары воздушные, салют, 
и взрослые с детьми идут — 
есть жизнь, а моря нет. 

А если есть оно за той 
чертой, последней, роковой, 
как жизнь есть после смерти, — 

о чём тогда из глубины, 
присяге навсегда верны, 
молчат мальчишки эти?

Окончание сочинения «Луч заката смартфоном ловил…» от 17.08.24 г., в дни трагедии на юге Курской области (отмечаем двойное дно в обороте «вопли сирены»):
………….
Километры российских дорог,
но в конце самой долгой дороги —
обязательно дома порог,
даже если война на пороге
и с холодною тяжестью всей
окружают бетонные стены.

...На Итаку плывёт Одиссей,
засыпая под вопли сирены.

***

«В полном обмундировании / Встал поэт на смертный путь…» — это строки уроженца курчатовского Железногорска Владимира Косогова, который в названной тройке видится, с его ста́тью, если угодно, Ильёй Муромцем. Основателен и лаконичен. Родился в 1986 г. Окончил филологический факультет Курского государственного университета. Работает в СМИ. Победитель поэтических конкурсов — Волошинского, а также им. Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай», лауреат премии «Лицей». Публиковался в известных литературных журналах.

Вот и трещинка на мраморе, — 
Тоже Родина моя. 
В ожидании войско замерло, 
Под ногами жжет земля. 

Эшелоны ждут геройские 
В наступление приказ. 
Курские и белгородские 
Переломный слышат лязг. 

Это сталь летит над городом, 
Падает над головой. 
Это стал последним доводом 
Дом, разгромленный войной. 

Эти строки тоже о доме:

В горняцкий городок фабричный,
Когда вернешься, — не забудь
Пролепетать под гомон птичий
Про Одиссея славный путь.


Ну разве это не Итака…

И здесь, и в целом обращаем внимание на взаимоподхваты образов и тем в этой тройке — даже на расстоянии поэты ведут внутреннюю беседу. Отчаянное стихотворение «Референдум» вызвано к жизни волеизъявлением донбасских республик о вхождении в состав Российской Федерации:

Потому что это наши люди.
Наши, понимаете, ау!
Это твой отец бежит от пули,
Мать от взрыва падает в траву.

Или вас они недолюбили,
Те, кто научили презирать
У солдатской сгорбленной могилы
Родину, как конченую б..дь? 

А вот и свидетельство «богатырьей» прапрапамяти автора: 

Столько лет прошло с тех пор,
А Батый глядит в упор
В новой амуниции 
Из Познани, из Ниццы ли.

Однако в новой духовной амуниции навстречу польским и иным батыям встает и «невидимый град Китеж», который, казалось, был утерян окончательно:

Китеж не сдался врагам
Люди его отмолили.
Только донецким парням
Вечно лежать в могиле.
Долго луганским степям
Кладбищем быть забытым.
Былинным богатырям
Пора выходить на битву.

Колокол бьёт на дне,
Морозец ползет за ворот.
Тысячи лет в огне,
За городом гибнет город.
Молитвы на весь Донецк
На русском, неистребимом.
И маленький Городец
Вновь гарью пропах и дымом.

А война — ширится. Враг вторгся в Курскую область. И 17 августа 24 г. поэт пишет (привожу целиком):

Разлил суджанское молоко.
Брызги летят волной,
Словно ударили молотком
По голове больной.

Вроде трубили: отбой. Но я
слышу: за упокой.
Это рифмуется жизнь моя
С немировой войной.

Гибнут другие, пока в руках
Пачка от молока
Перемололась в суджанский прах,
В масло штурмовика.

Сложная, многозначная метафора последней строки этого сочинения вызвала дискуссию в соцсетях.

***

Рожденный в 1988 г. в дивном городе Бирюч, выросший в селе Алексеевка (родина актёра М. Щепкина), окончивший филфак БелГУ и живущий в Белгороде, который еще семь десятилетий назад был райцентром Курской области, Максим Бессонов в запоминающихся строках соединил и невольное геополитическое прорицание, и своё девятилетнее служение учителем-словесником в поселковой школе:

так и быть, я, с себя начиная,
свой язык-помело прикушу.
с ним до киева, как до китая.
и не то чтобы очень спешу,

но признателен, без экивока,
что пришёл и уйду налегке.
сформулируйте тему урока.
запишите число на доске.        

Максим Бессонов — автор поэтических книг «Душа в разрезе» (Белгород, 2009), «Prозрение» (Белгород, 2013) и «Часовой» (Москва, Воймега, 2020), публикаций в журналах и сборниках. Создатель и соруководитель литературной студии «Пробел». Лауреат Международной «Славянской поэтической премии» (2014). Обладатель Специального диплома в номинации «Поэзия» Международной молодёжной премии «Восхождение» (2021). С 2023 г. руководит крупной детско-юношеской библиотекой.
В стилистически характерной для Бессонова строке «Дай обниму. Спокойной ночи. Спи» трогательна домашняя, подлинная, космически нежная интонация; не сумею объяснить, насколько именно эта простота прекрасна, и почему непоэт так никогда не скажет.
Тот же лирический герой во время тревожного отключения электричества замечает: «мы и завтра — на этой войне», хотя «две недели молчит ПВО, / И такая тупая вокруг тишина, / что не слышно себя самого». Когда многим хотелось-казалось, что война завершится быстро, поэт прорицал: «мы и завтра — на этой войне». Военный воздух довоенных лет диктует в сентябре 2022 года автору такие стихи («Посмотри: как ни в чём не бывало…»):

…И, ничтоже сумняшеся, вспомню
я про золото, ладан и смирну.
И пойду, как по минному полю,
по такому недолгому миру.

«Я говорю и думаю по-русски», — пишет Бессонов, и строка — в нынешних грозовых обстоятельствах — становится боевым афоризмом, звенит как девиз эпохи.

Это очень русские стихи:

Сдюжим по-любому, вот те крест,
здесь отмена — не отмена — вызов,
потому что нет в России мест,
где Господь не смотрит в тепловизор. 

Образ Господнего тепловизора в декабре 2022 года аукнулся со стихотворением Андрея Дмитриева «Господь приглаживает склоны» (2015). Вспомним дмитриевский финал: 

Но Тот, Чьим замыслом пронизан / её маршрут, — без суеты,
спокойно смотрит в тепловизор / с господствующей высоты. 

У Бессонова усвоенный образ подан иначе. Хорошая и правильная перекличка. Ма́стерская работа. Трехстрофное сочинение 2024 года:

Скажешь «Бог», а слышится «отбой».
Впрочем, детвора пинает мяч
в этот миг, когда над головой
смерть летит, и как её ни прячь,
 
глубже ни заталкивай в смартфон,
выползает и стоит в глазах.
Страх обыден, если только он
не воспринимается как страх:

 ласточки — откуда ни возьмись —
небо быстро переводит дух.
Дворник под окном молчит за жизнь,
глядя на летящий сверху пух. 

Стихи прекрасные; неумозрительно их поймет только тот, кто пережил воздушную тревогу и обстрелы. В стихотворении «Вот-вот и лопнет небо, а пока…» снова актуализована тема обстрела:

Не по себе, когда звучит арта,
когда летит и оставляет след.
Но смерти не случиться никогда,
всё потому, что в жизни смерти нет. 

И какое у этого поэта русско-равнинное миро- и самоощущение!

…как «джомолунгма, или эверест», 
вдруг вспомнишь — и качнётся в полудымке 
на куполе церквушки белый крест,
и небо с птицей пролетят в обнимку.

Ай, как хорошо-то! Кому-то, как ни удивительно, вспомнится Рубцов, и ладно, но это — Бессонов, русский поэт нового века и нового тысячелетия, и в его речи и образности пульсирует новая эпоха. 

при чём здесь я? ну я-то тут при чём?
кто и зачем мне в голову втемяшил
уверенность безропотную в том,
что мир хорош и побеждают наши?

Наши действительно побеждают. Всегда.

Примечание:

Автор проиллюстрировал статью двумя картинами белгородского худ. С.Косенкова к книге стихов А.Прасолова:

 

Также совместной фотографией поэтов М.Бессонова, А.Косогова, А.Болдырева: