Как Горбачёв реабилитировал всех жертв сталинских репрессий

На модерации Отложенный





32 года назад, в августе 1990 года, Михаил Горбачёв подписал указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920–1950‑х годов».

Этот указ стал окончательным признанием вины государства перед гражданами, репрессированными в период сталинизма. В указе впервые необоснованные репрессии были названы "политическими преступлениями на почве злоупотребления властью".

В соответствии с указом, были признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально‑экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 1920‑1950‑х годах, права которых должны быть полностью восстановлены.

«Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми... Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и, по существу, прекратилось во второй половине 60-х годов», — говорилось в тексте президентского указа.
При этом Горбачев определенно был не готов реабилитировать предателей типа генерала Власова и иже с ними: реабилитация не распространялась на изменников Родины и карателей периода Великой Отечественной войны, нацистских преступников, участников бандформирований и их пособников, работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также лиц, совершивших умышленные убийства и другие уголовные преступления.

«Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы. Должны быть реабилитированы представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам», — говорилось в тексте указа.
Процесс был запущен, и началась массовая реабилитация граждан СССР. Причем не только партийных деятелей, но и рядовых граждан Советского Союза.

 С 1921 по 1953 год в СССР было репрессировано по политическим мотивам примерно 11–12 млн человек. Причем из них 4,5–5 млн были осуждены по политическим мотивам, еще около 6,5 млн человек были наказаны в административном порядке — речь идет о депортированных народах, раскулаченных крестьянах и других категориях населения.

30 октября 1990 года на Лубянской площади в Москве напротив памятника Феликсу Дзержинскому установили Соловецкий камень — памятник жертвам политических репрессий, сделанный из валуна, многие годы пролежавшего на Соловках в районе Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), который с 1937 по 1939 год именовался Соловецкой тюрьмой особого назначения (СТОН). Спустя год «железного Феликса» демонтировали, а 30 октября стало Днем политзаключенных СССР.
====================

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРАВ ВСЕХ ЖЕРТВ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ 20 - 50-Х ГОДОВ


Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руководством от имени революции, партии, народа. Начатое с середины 20-х годов надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалось с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий. Тысячи людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям, многие из них истреблены. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий.

Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми.
Массовые репрессии осуществлялись большей частью путем внесудебных расправ через так называемые особые совещания, коллегии, "тройки" и "двойки". Однако и в судах попирались элементарные нормы судопроизводства.

Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и по существу прекратилось во второй половине 60-х годов.

Специальной Комиссией по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, реабилитированы тысячи безвинно осужденных; отменены незаконные акты против народов, подвергшихся переселению из родных мест; признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ - НКВД - МГБ в 30 - 50-е годы по политическим делам; приняты и другие акты по восстановлению в правах жертв произвола.

Но и сегодня еще не подняты тысячи судебных дел. Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы. Должны быть реабилитированы представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам.

Скорейшее преодоление последствий беззаконий, политических преступлений на почве злоупотреблений властью необходимо всем нам, всему обществу, вставшему на путь морального возрождения, демократии и законности.

Выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, считая их несовместимыми с нормами цивилизации и на основании статей 127.7 и 114 Конституции СССР постановляю:

1. Признать незаконными, противоречащими основным гражданским и социально - экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20 - 50-х годах, и полностью восстановить права этих граждан.
Совету Министров СССР, правительствам союзных республик, в соответствии с данным Указом, внести в законодательные органы до 1 октября 1990 года предложения о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий.

2. Настоящий Указ не распространяется на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и советских людей во время Великой Отечественной войны, в предвоенные и послевоенные годы.
Совету Министров СССР внести в Верховный Совет СССР проект законодательного акта, определяющего перечень этих преступлений и порядок признания по суду лиц, осужденных за их совершение, не подлежащими реабилитации по основаниям, предусмотренным настоящим Указом.



3. Учитывая политическое и социальное значение полного решения всех вопросов, связанных с восстановлением прав граждан, необоснованно репрессированных в 20 - 50-е годы, возложить наблюдение за этим процессом на Президентский Совет СССР.
Президент Союза Советских
Социалистических Республик

М.Горбачев
Москва, Кремль
13 августа 1990 года
N 556
=============

Интервью агентству ТАСС к 30-летию указа "О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов"

МОСКВА, 13 августа 2020 года. /ТАСС/. Первый президент СССР Михаил Горбачев заявил, что указ "О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов" был необходим в годы перестройки и призвал бороться с попытками оправдания репрессивных действий.

"Отстаивать эти достижения перестройки надо и сегодня, потому что продолжаются попытки оправдать массовые репрессии, объявить преступников "эффективными менеджерами" <…> Снова мы слышим: "время было такое", "лес рубят - щепки летят". Это недопустимо, этому надо давать отпор, и государство, руководство страны должно занять твердую позицию, отвергнуть подобные попытки".

Указ был необходим, так как "своего пересмотра ждали тысячи дел, пятно несправедливости не было снято с невинно пострадавших людей".

"Государство должно было наконец назвать вещи своими именами. И это было сделано. Репрессии были названы незаконными, противоречащими основным гражданским и социально-экономическим правам человека. Была поставлена задача скорейшего преодоления последствий беззаконий, преступлений на почве злоупотребления властью. И после подписания указа процесс реабилитации, фактически приостановленный в 1960 - 1970-е годы, пошел быстрее, тысячи людей узнали, что доброе имя их отцов и матерей восстановлено"

Репрессии того периода основывались на определенной "идеологии", которую надо было развенчать.
"Окончательно и бесповоротно отказаться от объявления политических противников, несогласных, инакомыслящих "врагами народа", утвердить на деле нормы и принципы правового государства. В этом отношении перестройка была огромным шагом вперед. И мы смогли прийти к тому рубежу, когда повторение подобного стало невозможным", - резюмировал Горбачев.

Указ "О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов" был подписан Горбачевым 13 августа 1990 года. В документе впервые были признаны "противоречащими основным гражданским и социально-экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации". Всего в 1987-1990 годах были реабилитированы более 1 млн человек.

==================

Из стенографической записи выступления М.С. Горбачева на встрече с секретарями обкомов КПСС по вопросам подготовки XIX партконференции

15.04.1988

<...> Все мы – дети своего времени. Всем нам трудно вылезать из нашего прошлого. В школе пели: «Сталин – наша слава боевая, Сталин – нашей юности полет». А как сокрушались, когда умер. Я сам полтора суток шел к гробу Сталина. На Мавзолее его так ни разу и не видел. Увидел только мертвым. Говорю это не для того, что мы не должны подняться на уровень понимания того, что было на основе теперь уже известных фактов, на основе того, что мы знаем, на основе реальностей.

Все поколения, которые прошли через 30-е годы и которые были потом, знают, что в стране произошли изменения, которые за тысячу лет в России не происходили. Была крестьянская страна. А из какой войны вышли победителями над самой современной по тем временам технической державой. И сами стали сверхдержавой.
Не согласен, что социализм ничего не дал нам. Но не согласен и с тем, чтобы закрывать глаза на то, что произошло. Особенно когда мы теперь имеем в своем распоряжении материалы, факты, страшные вещи. Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов посылали на смерть списками. Это было просто уничтожение людей. Треть членов ЦК расстреляли. Квоты по областям, районам рассылали.
Вот попался на глаза недавно архивный документ в Омской области: разнарядка на две тысячи человек по первой категории. Значит – расстрел. Лимиты, по которым надо действовать, а не будешь действовать – так сам попадешь в лимит. Порубали партийные кадры, военные кадры, интеллигенцию. Кто это может простить?
И с другой стороны. Это еще больше, вся эта обстановка, подменяет в наших глазах людей, которые в тех условиях тянули страну. И нам надо еще искать и искать ответы на вопрос: почему, для чего? К XVI съезду – 30-е годы – идеологическая борьба закончилась в партии. Пятилетка начала давать заметную отдачу. XVII съезд – съезд победителей. Но вместе с тем в партии стали поднимать голову силы, которые увидели в Сталине опасность. На XVII съезде Сталин это очень хорошо почувствовал. Понял, что его власть ставится под вопрос. 300 человек проголосовало против него. Это было скрыто. С подсчетом голосов смухлевали. Изъяли бюллетени .
Сталин увидел: партия настораживается. Против Сталина проголосовал большевистский актив, в котором жила ленинская традиция. Это были люди не типа Хрущева. Хрущев потом, будучи на пенсии, признался, что его как раз тогда избрали членом ЦК. И Сталин был для него и ему подобных и бог, и царь. Все мы такие, вспоминал Хрущев, были за Сталина.
Сталин увидел опасность и замкнулся. Искал и нашел случай. И случай такой представился: убийство Кирова. Всё это демагогия насчет заговоров, контрреволюционной оппозиции, врагов народа. Чепуха всё это! Просто Сталин решил убрать всех, кто мог поднять против него руку. И других повязал кровавым делом, таких как Молотов и кампания.
После XX съезда роль этого окружения начала выясняться. Но дело до конца не довели. А потом и попривыкли в застойный период. Взяли да и восстановили Молотова в партии. И как это сделали? Как принято было тогда. Я был в это время членом Политбюро. И ничего не знал о том, что Молотова восстановили в партии .
Мы обязаны извлекать уроки из всего этого. Но и не ошарашивать людей всей этой кровью. Не выбрасывать без разбору все то, что мы знаем....>
Архив Фонда М.С. Горбачева. Фонд 2. Оп. 1. Д. 1144. Л. 2-4.
Копия. Машинопись.
================