Как спустя 100 лет удалось разгадать скрытый смысл легендарной мистической картины «Старый рыбак»

На модерации Отложенный

      



Имя венгерского живописца Тивадара Костка Чонтвари знакомо немногим. Мало того, что при жизни он не был признан, так ещё и считался сумасшедшим. Умер он в полной нищете и безвестности. Совсем недавно отношение к «больному шизофренией» художнику решили пересмотреть. Способствовал этому Его величество случай. Один музейный работник случайно разгадал тайну самого мифического и легендарного полотна Чонтвари «Старый рыбак». Теперь об умершем более века назад художнике заговорили как о непризнанном гении...


Кто такой Тивадар Костка Чонтвари


Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Автопортрет 1900 год.

Чонтвари Костка (Csontváry Kosztka). Автопортрет 1900 год.


Тивадар Костка Чонтвари появился на свет в 1853 году в маленькой венгерской деревеньке Кишсебен. Отцом его был Ласло Костка. Кроме Тивадара в семье было ещё шестеро детей — 5 мальчиков и одна девочка. С детства их приучали к мысли о том, что они будут продолжателями дела отца. Тот был врачом и владел аптекой. Мальчики учились в гимназии города Унгвара (ныне он носит название Ужгород). После окончания учёбы Тивадар сначала работал торговым служащим, потом поступил на факультет права, а уже после этого стал изучать фармакологию.


Будущий художник посвятил работе в аптеке почти 15 лет. То, что всё это было ему чуждо, он знал с самого начала, но не смел перечить отцу. Живописцем он стал неожиданно даже для себя. Просто сидя однажды в аптеке, смотрел в окно и рисовал открывавшийся его глазам пейзаж на бланке для рецептов. Хозяин аптеки увидел рисунок и он его просто поразил. С этого дня сам Чонтвари понял, чем хочет заниматься в жизни.


Чонтвари Костка, Паломничество к ливанским кедрам, 1907 год.

Чонтвари Костка, Паломничество к ливанским кедрам, 1907 год.


После этого он ушёл из аптеки отца и открыл свою. Не потому что хотел этим заниматься, а просто стремился обрести финансовую независимость. Параллельно с этим он не переставал рисовать. Когда Тивадар скопил некоторую сумму, то отправился в Италию, он мечтал посмотреть на картины Рафаэля. На полотнах знаменитого мастера Чонтвари не нашёл того, что искал и поехал в Мюнхен.


Чонтвари Костка, Жертвенный камень в Баальбеке, 1907 год.

Чонтвари Костка, Жертвенный камень в Баальбеке, 1907 год.


Чонтвари Костка, Молитва Спасителя, 1903 год.

Чонтвари Костка, Молитва Спасителя, 1903 год.


Чонтвари считают самоучкой и поэтому картины его не больно-то жаловали. А он учился живописи. Причём у признанных мастеров. После Мюнхена Тивадар поехал в Карлсруэ и там продолжил учёбу в студии художника Фридриха Каллморгена. В те времена он жил довольно безбедно. Много путешествовал, был в Риме, Париже.




Нет пророка в своём отечестве


Чонтвари Костка, Кораблекрушение, 1903 год.

Чонтвари Костка, Кораблекрушение, 1903 год.


Чонтвари выставлял свои картины в разных странах Европы, но особого успеха не имел. Самым обидным было то, что на родине его считали бездарностью. Из-за странностей в поведении ещё и сумасшедшим. Художник вёл жизнь аскета и любил говорить другим неприятные вещи, которые оказывались пророческими. Он создал много работ, но в 1910 году практически перестал писать, так как его одолевали болезненные приступы.

Чонтвари мечтал открыть собственную галерею и жил впроголодь, чтобы накопить на этот проект денег.


Чонтвари Костка, Стена Плача в Иерусалиме, 1904 год.

Чонтвари Костка, Стена Плача в Иерусалиме, 1904 год.


Чонтвари Костка, Молодой художник, 1898 год.

Чонтвари Костка, Молодой художник, 1898 год.


Незадолго до смерти увлёкся литературным жанром. Он написал памфлет «Энергия и искусство, ошибки цивилизованного человека» и исследование «Гений. Кто может, и кто не может быть гением». Исследователи считают, что шизофреником Тивадар не был. Просто был трудным в общении и эксцентричным. Как бы сейчас сказали «со своими тараканами». При жизни не была продана ни одна из его картин.


Чонтвари Костка, Долина Большой Тарпатак в Татрах, 1905 год.

Чонтвари Костка, Долина Большой Тарпатак в Татрах, 1905 год.


Когда художник скончался, его сестра хотела все картины продать, но в музее ей сказали, что эта «мазня» ничего не стоит. Женщина разумно решила, что может полотна и не стоят ни гроша, а вот холсты — вполне. Она продала все работы брата оптом одному коллекционеру по имени Гедеон Герлоци. Он долго хранил их в сундуке, а потом стал выставлять. На картины обратил внимание директор музея Золтан Фюлёп — они поразили его. Как страстный поклонник творчества Чонтвари он собрал все его полотна.


Памятник на могиле художника.

Памятник на могиле художника.


Чонтвари Костка, Снегирь – добыча сарыча, 1903 год.

Чонтвари Костка, Снегирь – добыча сарыча, 1903 год.


Благодаря Фюлёпу более сотни картин Чонтвари пережили Вторую мировую войну. Сейчас большинство работ художника выставлены в Венгерской национальной галерее.

Самое загадочное полотно Чонтвари


Картина Тивадара Чонтвари «Старый рыбак» вызывает у зрителей весьма противоречивые чувства. Одни не могут опомниться от восторга, а других она откровенно пугает. Эта работа по праву считается мистической, её история с момента создания окутана всевозможными тайнами и легендами.


Чонтвари Костка, Старый рыбак, 1902 год.

Чонтвари Костка, Старый рыбак, 1902 год.


Секрет странной работы удалось разгадать лишь спустя столетие после смерти её автора. Всё оказалось так просто! Если разделить изображение зеркалом вертикально пополам, то глазам открывается потрясающее зрелище! На полотне две разных картины! Если зеркало повернуть вправо, то зритель может увидеть самого Бога в образе старика с белой бородой на фоне спокойного моря, а если влево — то взгляду открывается дьявол на фоне штормовых волн.


Такие картины открываются по разные стороны зеркала.

Такие картины открываются по разные стороны зеркала.


Тайный философский подтекст заинтересовал не только искусствоведов, но и многих обычных людей. Тут же начали обсуждать тайный мистицизм данного произведения, отношение к творческому наследию венгерского художника было пересмотрено. Неоценённые при жизни живописца полотна внезапно приобрели огромную ценность. Люди часто не видят ничего дальше своего носа...