Поэзия маслом. Меньшиков Николай Петрович

На модерации Отложенный

Курск, старинный город, где каждое топонимическое название: реки ли, рощи ли, улицы ли, холма ли — звучит древностью, былым, отзывается в сердце горячим толчком крови, уж не весть ли от славных предков наших? Новое наступает, уже наступило на старые дома, снося их бульдозерами, делая старинные здания чужаками в родном краю. Почти рассеялся флёр старинной прелести, умеющей нежно высвободить душу от гнёта неистребимой обывательской суеты современной жизни. Гром железной стопы Молоха сотрясает землю.

Серо здесь низенькое небо
У хат — жердины журавля,
Тут чернозёмы, нивы хлеба —
Срединно-русская земля.

Стоят домишки. Мезонины
Мещанской прелести полны.
Заборы древней древесины,
Крутые склоны Полгоры.

Тут под дождём осенним мокнут,
Взгляд долу грустно опустив,
Слепые маленькие окна…
Забытый, слышу вдруг мотив.

После дождя


Но пока ещё есть в городе оазисы ушедшего мещанского, купеческого, дворянского быта, над которыми витают века, приглашая вдохнуть морозный воздух крещенских вечеров, почувствовать солнце на мокром снегу масленичных гуляний, сойти в сумрачные тени заросшего приусадебного сада, где ждёт апофеоз майской сирени! Где же они, эти искорки былого костра? Ищи их в старых и кривых проулках, в слободках. Или на полотнах художников, сохранивших эти уголки для нас — неблагодарных наследников романтики старого города.

Но наступает город новый
На тихих улочек сады.
На пчёл полёт и Спас Медовый,
На игры шумной детворы.

И вот уже лежит в руинах
Дворянский старый дом и сад.
Где тихий говор голубиный?
На лавочках старушек ряд?

Всё это прошлого картины.
Того, что было и ушло.
Оставив нам на память имя.
А облик — ветром унесло.

«Курская земля взрастила не одно поколение талантливых художников, — говорит Иван Ефимович Монастырев, коллекционер, автор нескольких краеведческих изданий, в своей книге «Живопись курских художников в открытке». — Но лишь 10 из них удостоились чести разместить свои полотна на открытках на государственном уровне как в дореволюционное, так и в советское время». Среди наиболее выдающихся:

  • Константин Трутовский (1826—1893 гг.),
  • Лев Каменев (1833—1886 гг.),
  • Пётр Грузинский (1837—1892 гг.),
  • Леонид Соломаткин (1838—1883 гг.),
  • Вячеслав Шварц (1838—1869 гг.),
  • Ефим Чепцов (1874—1950 гг.),
  • Константин Истомин (1877—1942 гг.),
  • Зинаида Серебрякова (1884—1967 гг.),
  • Александр Дейнека (1899—1969 гг.),
  • Соломон Бойм (1899—1978 гг.), жил и работал в Курске в 1896—1904 гг.
  • Казимир Малевич (род. в Киеве 1879 г. — ум. в Ленинграде в 1935 г.). Странно, но именно этого художника, мало принадлежавшего курской земле, выбрали для присвоения его имени главному выставочному залу Курска.

Художественно-графический факультет КГУ, основанный в 1960 г., входит в тройку старейших у нас в стране наряду с Московским и Санкт-Петербургским. Сегодня там обучается несколько сотен студентов. Научно-исследовательскую, творческую, педагогическую деятельность осуществляет квалифицированный состав педагогов, численностью более 80 человек. Среди них профессора и доктора наук, более 50 кандидатов наук и доцентов, Народные и Заслуженные художники России. Более 45 членов творческих Союзов художников, дизайнеров, архитекторов. Немало выдающихся и известных в стране и мире художников вышло из его стен. Немало и современных нам, поражающих высотой своего таланта, художников прославило курскую землю. 

Но есть, на счастье, здесь такие,
Кто видят цвет и вкус и звук,
И упиваются Россией,
И миг на полотно кладут.

Художники земли срединной,
Певцы неброской красоты,
Вы край воспели соловьиный,
Его нетленные черты.

Назову только некоторых: Василий Васильевич Носов «Последний классик России», Владимир Сошников «Таинственный мастер», Юрий Глюдза «Упивающийся солнцем», Иван Согачёв «Вдумчивый»… трудно перечислить всех, оставивших след в моей душе! Но особняком для меня стоит «Поэт нежнейшей кисти»:

Вот Меньшиков — поэт пред нами,
С прозрачной прелестью мазка.
И перламутром над полями
Сияют чудо — облака.

И носит колкая позёмка
По полю белой пеленой,
Чертополох чернеет ломко...
И светел сердцем край родной!

Н.Меньшиков с автором репортажа


Николай Петрович Меньшиков — член Союза художников России с 1998 года — замечательный мастер, певец улочек старого города, весенней белизны непритязательных садов за покосившимися заборами, февральского яркого солнышка на высоких снегах, тёмных мазанок и глубокой теплоты старых бревенчатых стен, бескрайнего и бесприютного перламутра декабрьского чисто поля, осеннего многоцветия лесов под октябрьскими небесами и многого, многого другого, находящего отклик в душе. Откуда берёт он свои чистые и нежные тона палитры? Как умеет передать широкими мазками ту нежность, свет, воздух, трепетную ноту той красоты, что изощрённые древние японцы называли наивысшей — моно-но-аварэ — щемящей, непрочной красотой? Верно ли сказать, что ничто, кроме интуитивного понимания этой печальной красы не роднит живопись Меньшикова с лаконичными «укиёэ» старых японцев? 

Казалось бы, смешно даже предположить ставить рядом два таких различных жанра живописи… Но вот поди же, цветовая гамма, применяемая старыми японцами, лежит в тех же тонах и оттенках, что и картины маслом широкой и мощной кистью Меньшикова — та же жемчужная серо-бело-синяя палитра, оттеняемая горячим коричневым и горчичным. Сквозящая прозрачность, недосказанность, а посему, многозначность Востока присутствует и в пейзажах курского художника. Уж не в глубинной ли мудрости символизма, обращающегося к тому базовому, наследственному, что в общечеловеческой памяти, тут дело? Вглядимся в этого человека, где искать истоки его творчества и характера?

С портретами дедов


Николай Петрович родился в 1953 году в поселке Кировском Пристенского района Курской области в семье токаря, работавшего на сахарном заводе. Коленька был самым младшим, а ещё были у него и брат, и сестра. Мать, Анна Никифоровна, добрая и смешливая, умела задорно петь и играть на гармони с «немецким строем». Довелось ей пережить и фашистскую оккупацию, когда, стараясь спрятать красивенькую сестричку от похотливых немецких глаз, старшие мазали ей лицо сажей и рядили в отрепья… Отвели беду. После изгнания фашистов из госпиталя в село вернулся комиссованный танкист, Пётр Гаврилович. Красавец, брови вразлёт! Как рассказывал он о танковых сражениях, как замирало девичье сердце вместе с драматическими оборотами повествования: как подбили танк, а пока шёл ремонт, Пётра определили в медсанбат санитаром, как вытащил он только за первый день тринадцать раненых, как на второй день немецкий снайпер прострелил ногу отчаянному медбрату, выволакивающему очередного раненого бойца с огненного поля битвы… И теперь одна нога Петра Гавриловича стала короче другой на восемь сантиметров, да не беда, проживём! 

Смотрела юная Анна на вдохновенное лицо рассказчика, слушала звон боевых наград, иконостасом блестевших на широкой груди, и таяла в сладкой муке. Вскорости сыграли свадьбу. В послевоенной тяжёлой скудности, но и в любви, в добром согласии жила большая семья. Ох, и работящим был Пётр Гаврилович — трудился токарем, да своё хозяйство не забывал, сад, огород, коровы, куры, гуси, потом и пасека. Старую, крытую соломой хатёнку сменил новый дом, возведённый всеми вместе. До сих пор стоит он, согревая родным теплом младшенького Коленьку, нежданно-негаданно ставшего художником — Николаем Петровичем, запечатлевающим во множестве своих этюдов и полотен уголки родового гнезда, знакомые с детства окрестности, людей, — передавая и нам ревниво хранимый художником свет своего доброго и чистого детства. 

Долгой жизнью наградил Господь и мать, и отца художника — дожил Пётр Гаврилович до 89 лет, а Анна Гавриловна умерла на восьмом десятке. Память о них хранят старые фотографии и сердца любящих, взрослых ныне детей. Собираются братья под старой крышей поговорить, помянуть. И часто светлая слеза ностальгически сползает по щеке…

Стоит только посмотреть на портреты раннего этапа творчества художника, чтобы увидеть ту обстановку, тех людей, среди которых рос и становился на ноги Николай. Вот портрет дядьки… Седой старик с белой окладистой бородой многозначительно глядит на вас. С полуулыбкой, прищуром пронизывающих глаз вглядывается он в нас, ныне живущих. За его плечами невообразимо трудная жизнь, бесконечная работа, обвенчанная с людской несправедливостью. Репрессированный, он валил лес в Сибири, обессилевший, свалился в сугроб по пути на делянку. На обратном пути конвоиры подобрали его, уже почти труп, оттащили в лагерь и оставили в холодном бараке. Но Бог распорядился, чтобы душа этого человека не отлетела, а прожил бы он долгую и плодотворную жизнь, воспитывая и наставляя.

А вот портрет другого — дяди Паши. Воевал на Курской дуге. Прошёл войну до Победы. По возвращении с фронта работал в колхозе. Обветренная, «продублёная» кожа, твёрдый взгляд…Куда обращён он? Нет, не на зрителя. Немало повидавший в этой жизни человек, оглядывает свои прошедшие года и раздумывает над судьбой. Упрямо сжатые в линию губы, сильные и добрые, изработавшиеся руки крестьянина, а пришлось — и защитника родной земли.

Не говорите мне, что нет казацкой жилки в родословной Николая Петровича! Просто вглядитесь в этого юношу на раннем автопортрете (серия дипломной работы «Портреты моих современников»), выполненном в 1975 году. Чем не молодой Григорий Мелехов со страниц Шолохова «Тихий Дон»? Посмотрите, как ясно видна нетерпеливость и порывистость, мимолётность в незаконченном портрете мальчика… Разгорячённый беготнёй, заскочил на двор Меньшиковых соседский мальчишка-сорванец: «Не хочу я позировать, там ребята ждут!» — Начинавший портретистом, оставивший это ради любования природой, умудрённый житейским и художественным опытом, Николай Петрович теперь задумывается, уж не вернуться ли к этой юношеской страсти — портретной живописи. Так скажем художнику: «В добрый час!»

Николай Петрович поступил в КГИ на художественно-графический факультет. Учился он с упоением. Особенно нравились занятия по рисунку и живописи. Хотя выпускников нацеливали на работу преподавателями, студент Меньшиков в душе всегда знал, что он непременно станет художником. Мир вдохновения и красок, желание раскрыть людям глаза на неприметные до времени, но зримые его глазу живописные уголки старого села, разноцветные заплатки деревянных флигелей городских закоулков, на осеннюю неприкаянность мокрой рощи или хрусткость январского снега, или на восторженно-солнечную желтизну тростника по-над застывшей рекой — манили и звали. Но судьба распорядилась иначе: после действительной военной службы в армии КГИ раскрывает молодому художнику свои двери — принимает на преподавательскую должность. 

Жизненный путь Николая Петровича пролёг от учителя сельской школы до профессора кафедры художественного образования и истории искусств Курского государственного университета, где сегодня Меньшиков ведёт рисунок, живопись, композицию. Общий рабочий стаж Николая Петровича — 50 лет, стаж преподавания в КГУ — 44 года. Художник разработал целый ряд учебных видеофильмов по живописи и рисунку. Николай Меньшиков обучает молодых живописцев секретам мастерства: как вырабатывать навыки творческого неповторимого видения, как выбирать говорящие сердцу сюжеты. Кроме академической практики, он на пленэрах обучает умению раздвинуть рамки полотна и впустить в него жизнь во всей силе, во всём размахе — разлив ли цветения черёмухи, ширь ли полноводной реки, колыхание ли крон горных лесов…или просто обыденная, но такая милая сердцу русского старая улочка, беготня детей, неспешная беседа соседок у крылечка. Он делится со студентами секретом, как отбросить, отсечь сиюминутное, кажущееся нам таким важным, как погрузить зрителя в раздумья о том незамысловатом величии природы, что окружает нас, от которого мы часто отмахиваемся. 
Сотни студентов прошли через обучение по рисунку и живописи Н.П. Меньшикова. Что думают студенты о своём преподавателе?

— Он, во-первых, интересный. В течение всего времени, всего процесса обучения постоянно вносил какие-то новшества.
 
— Преподавателем он был замечательным. В нем сочетались и ласковое слово, и строгость к мелочам, деталям, что всегда организовывало студентов. Мы практически никогда не опаздывали. Мы всегда слушались его, потому что авторитет его был непререкаем.

Художник и учитель, Меньшиков протягивает нам со своих полотен фиолетово-серебристый трепет ирисов, детскую незамысловатую прелесть полевых васильков и ромашек, кружевную пену цветов черёмухи. Сирень… вечную любовь его души. Мы слышим в его пейзажах гулкий монолог зимнего неба над пустым и холодным полем, дрожащим на пронизывающем ветру засохшими травами. Мир на картинах Н.П. Меньшикова не молчит, он поёт и переливается. Полотна его шумят листвой и шуршат порошей, радостно звенят весенними лучами солнышка и играют светлыми, радостными зайчиками по старой, видавшей виды деревенской горнице, белеют мазаной русской печью и пестреют домоткаными дорожками, ситцевыми занавесками. Николай Петрович передаёт нам свое ощущение от жизни вокруг него, он делится чувствами, невысказанными, но так явно видимыми нам мыслями. А мысли эти изменяются вместе с течением жизни вокруг нас.

Если говорить о моих впечатлениях прошлых лет, то вот они...

Пишет он широкими мазками, играет с тонами но никогда его картины не выходят за пределы гуманизма, я имею в виду — во всем видна его привязанность, любование родными местами. От его картин, как и от любого настоящего произведения искусства, сразу возникает душевный подъем и хочется жить! Радоваться! Только небо, только ветер, только радость впереди!

Два города


Вот картина «Два города». Мы видим старую часть Курска с мазанками, вся она — на холмах и в низинах, в старых корявых садах. Тень заката уже лежит на древних домиках. А на горизонте, в лучах восходящего солнца — светлым обещанием сияет новый микрорайон высоток из белого кирпича.

Вечер


Вот эскиз на картоне натюрморт «Вечер». Деревня, яркая, контрастная живопись, тем не менее — поэтичная и умиротворяющая.

В окно льётся теплая летняя ночь. Непритязательный сельский натюрморт. Тёплый и позитивный.

Оттепель


Этюд «Оттепель». Все в дымке, туман ест снег, черные грачи ходят по снегу. Курские куртинки среди полей — берёзки и кусты терна. Тростник желтеет на сероватом снегу, где чернеют следы случайного прохожего.

Яйца


Вот большие полотна триптиха «Хлеб, Молоко, Яйца». Пастозная, широким мазком живопись придаёт работам особое звучание и теплоту. Яйца (только что снесенные) выложены в корзине на грубый стол сарая. Старая глиняная кринка, банка солёных грибов. В интересной технике решена солома в корзине. В той же манере выполнены натюрморты « Хлеб» и «Молоко».

Меняется ситуация в этом мире — неуловимо меняется и атмосфера на картинах. То яркий и радостный всплеск на полотне «Поздней осенью», то неизбывная грусть картины «Вечер». Художественное кредо художника:

«Таи беды и печали в себе, выноси на суд зрителя только жизнеутверждающее и достойное!»
*
«Каждая моя работа наполнена внутренним эмоциональным переживанием. И это есть основа моего творчества»
*
«Думаю, то тепло, которое я чувствовал от родных мотивов, вообще, от той среды, где я жил и рос, оно как бы аккумулируется в творчестве. И я стараюсь по крайней мере это передать».

Художник ездит на пленэры и много путешествует, впитывая в себя и изливая на полотна пейзажи дикой, неприрученной природы или виды усталых от долгой жизни старых городов. Недавняя серия эскизов, выполненных на Кавказе, пленяет хрустальностью вод холодной горной речки, бурлящей по перекатам, туманом отстранённых гор, снегами, покрывающими горные хребты. Окнами в высокогорье открываются эскизы, дует оттуда ветер талых снегов и звёздных горних тайн. Манят они пройти тропами Домбая, увидеть и ощутить самому всё то, что открылось пытливому глазу художника. Противоположны дикой горной красе духовные высоты, запечатлённые в эскизах церквей и храмов…

Беды и старания современной России с недавнего времени зазвучали и в живописи Николая Петровича. Для меня сигналом этого послужило появление в этюдах и картинах художника нового, тревожного и резкого оттенка лимонно-желтого. Если применять литературные аллюзии — для меня это сродни тем самым тревожно-жёлтым цветам, что весенним днём несла в руках отчаявшаяся Маргарита из «Мастера и Маргариты» Булгакова. Той же нотой призыва и беспокойства звучит для меня этот новый оттенок.

На даче


Если бы меня спросили, чьё мироощущение и художественные приёмы ближе всего к творчеству художника Меньшикова, я бы ответила — русского импрессиониста — Константина Коровина. Таково моё личное впечатление. Соотношение света и тени, приглушённых тонов и звенящей яркости цвета, раскрепощённая манера письма, широкие, вольные мазки, артистическая недосказанность, которая значит для души и глаза много более скрупулёзной выписанности, фотографической точности деталей, тонкие сочетания оттенков, особая цветовая гамма, особый узнаваемый художественный язык трепетной нежности, эфемерности — всё пленяет в полотнах художника. И ещё он умеет привести зрителя в художественный экстаз, когда хочется унести с собой и сохранить у себя навечно эти дивные виды и пейзажи, эти поля и палисады, эти улочки и тот звенящий покой, что царит в природе и в равновесной душе творца. Я радуюсь, встречая мнения профессионалов, созвучные высказанным мной. Позволю себе привести несколько цитат.

«Признанными мастерами пейзажной живописи являются русские художники, чьи картины передают ту тонкую невидимую грань, которая отделяет человека от природы. Пейзажная живопись отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряют чувство единения с окружающим
…Времена года — особая тема в пейзажах картин природы русских художников, ведь ничто не трогает так чутко, как смена облика природы.
…Любимая тема творчества художника (Меньшикова Н.П.) — русский пейзаж, а его муза — природа родного курского края. Художник хорошо знает и любит свою малую Родину, и это чувство передано в его работах. Мы словно слышим мелодию пейзажа. Картины Николая Петровича Меньшикова узнаваемы и наделены искренностью, душевной теплотой и поэтичностью. Его мастерство позволяет говорить о самобытном таланте живописца и большой художественной ценности его работ.
Художник работает преимущественно широким, размашистым мазком, напоминая нам раскованные по технике работы лучших мастеров русской живописи 60-х годов прошлого века.
Николай Петрович Меньшиков — мастер пейзажной живописи. Художник всюду путешествует с красками и этюдником. Живописцу интересны не только родные места — он был в разных уголках планеты… Карелия, Ладожское озеро, Соловецкие острова, Белое море, Кижи, Валаам, Горный Алтай, Байкал, Бурятия, Сахалин и удивительная далекая Камчатка, Скандинавия, Финляндия, Германия, Франция, Италия, Швейцария, Южная Америка. Многочисленные поездки по стране и миру позволили автору собрать обширный этюдный материал, по которому выполнен ряд живописных полотен...» 
(«Пейзажи Н.П. Меньшикова», КГУ, № 1 от 2015 г. Автор: Солодухина Н.М., научный руководитель: Пронина Т.Д., УДК75)

«Николай Петрович выстраивает особую систему цветовых отношений. Все цвета подобраны под свой узнаваемый язык. Он старается преподнести старый Курск в другом, более интересном цвете», — поделилась Марина Сергеевна Тарасова, соорганизатор выставки 28 апреля 2023 года в выставочном зале Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки «Николай Меньшиков. Живопись».

«Кажется, настроение художника во время работы полностью совпадает с состоянием природы. Может быть, в этом и есть эффект Меньшикова. Когда простые, взятые из жизни сюжеты пишутся прямо «в холст»… Скромный, интеллигентный человек, широта души которого разливается на полотнах как река ранней весной». (Журналист Юлия Матвеева, телерадиокомпания «Сейм»)

Секретарь Союза художников России (г. Москва) Александр Греков: «Надеюсь, он не будет стоять на месте и его поступательное движение в рамках той манеры, которую он избрал, того стиля, который для него важен в творчестве, будет совершенствоваться».

«…Николаю Петровичу Меньшикову, обладающему редким, вымирающим даром колористической живописи». — Гавриляченко Сергей Александрович, живописец, народный художник России, секретарь ВТОО «Союз художников России».

Натюрморт с грибами


В 1999 году в Курске отмечали столетие со дня рождения замечательного курского и общероссийского художника А.А. Дейнеки. На празднование прибыли гости из Академии художеств России и Союза художников России: В.М. Сидоров, председатель СХР Е.И. Зверьков и ряд других больших мастеров. Познакомившись с экспозицией курских художников, наряду с другими мастерами живописи ими были особо отмечены работы Н.П. Меньшикова. Как результат, на имя художника пришёл диплом Российской академии художеств и приглашение на академическую дачу им. И.Е. Репина. Вице-президент Российской академии художеств Таир Теймур оглы Салахов так оценил тогда творчество курского живописца: «Пейзажи Николая Меньшикова наполнены внутренней энергией, живописностью, оптимизмом. Как удачно передана им любовь к своей малой родине!»

Татьяна Бойцова, искусствовед, Заслуженный деятель искусств России:

«Перед нами предстал бескомпромиссный художник, сформировавшийся последовательно и глубоко убеждённый в своих взглядах на искусство. Многие работы его неожиданны своим мужественным и уверенным письмом. На первый взгляд это как бы не соответствует тихому, внутренне сосредоточеннному интеллигентному образу самого автора».

Критик отмечает тот факт, что художник тонко чувствует и передаёт на холсте сложные состояния природы, и мы ощущаем и холод зимнего хмурого утра, и радость весеннего пробуждения вместе с ним. («Весенние проталины» 2002 г., «У реки» 2005 г., «Зимний вечер» 2006 г.)

  "Весенние проталины", "У реки", "Зимний вечер"

«Однако, — продолжает Татьяна Бойцова, — эпический пейзаж — явно не его стезя, Меньшиков любит камерные мотивы, справедливо считая, что через них можно передать сильные и глубокие художественные образы… И зрителю не встретить в его работах салонной красивости или сентиментальности. Для Николая Меньшикова эти черты в искусстве недопустимы», — завершает искусствовед.

И неслучайно глаза знатоков и ценителей живописи зажигаются при взгляде на полотна Меньшикова. Они — уставшие от бесконечных китчей и вульгарности, от эпатажа и неуместного фальшивого примитивизма, от бессмысленности бесконечных вариаций приёма художественной абстракции, от неоправданно «кричащих» красок, от приёма малярной цветной заливки холста или подмены живописи приёмами цифровой фотографии, от бесконечных отрицаний канонов классической школы живописи в полотнах слишком многих современных художников — просто оживают, наблюдая тихую прелесть мудрых пейзажей и достойное спокойствие живописи Николая Петровича. 

Неслучайно картины художника разъехались по разным городам нашей Родины и во многие страны мира. Они есть в частных коллекциях Швейцарии, Германии, Китая, Швеции, Финляндии, Австралии, США, Перу и многих других стран. 55 работ художника находятся в российских и зарубежных музеях, галереях и выставочных залах. Художественные эксперты единодушны в своем мнении — Николай Петрович состоялся как мастер пейзажной живописи.

Количество, качество и география проведённых выставок его работ впечатляет и свидетельствует о востребованности художника. Это областные, региональные, зональные, зарубежные и международные выставки. Особенно впечатляет количество персональных экспозиций: шестнадцать в Курске, а так же в Железногорске, Белгороде, Льгове, Москве (ЦДХ и галерея «Замоскворечье»), за рубежом в Шпайере (Германия) и Мариехамне (Финляндия). Отдельные произведения Николая Петровича экспонировались во многих городах России: Плёс, Вологда, Ярославль, Нижний Новгород, Орёл, Рязань, Москва, города Черноземья, также в городах Германии, Финляндии, Перу, США, Китая.

Студёная вода


Творческие достижения Николая Петровича Меньшикова отмечены внушительным перечнем наград. Среди них диплом Академии художеств за картину «Студёная вода», дипломы и серебряная медаль Союза художников России. Николай Петрович стал Лауреатом множества премией в области изобразительного искусства, отметим премию Губернатора Курской области имени А.А. Дейнеки и то, что Николай Петрович является лауреатом премии международной выставки-конкурса «Прохоровское поле» за работу «На пепелище».

На пепелище


29 декабря 2022 года педагогическая работа Никола Петровича была отмечена благодарностью Президента РФ за заслуги в научно-педагогической деятельности, подготовке квалифицированных специалистов и многолетнюю добросовестную работу.
 
В 1986 году тридцатитрёхлетний художник наконец встретил свою «половинку» — бывшую студентку ГКУ Альбину, удивительного человека, тонкого ценителя живописи. Альбина Анатольевна теперь тоже преподаёт. Искусство увлекло и их дочь Анастасию, ставшую успешным дизайнером и, вот оно, влияние семейной атмосферы, продолжателем династии преподавателей. Она работает в Политехническом колледже. Анастасия Николаевна уже заявила о себе в общероссийских масштабах — заняла второе место во Всероссийском конкурсе «Мастер года», прошедшем в Туле, на конкурс тогда были поданы работы дизайнеров из 89 регионов страны.

…Светлый мир творчества Николая Меньшикова, льющий добрый свет, успокаивающий тревоги, убеждающий, что было, да, было трудно, но прошло и успокоилось однажды, пройдёт и теперь! И снова зазвучат горячие трели по весне, захватит дух от высокого неба, раскинет царица-осень парчу по лесам… И взыграет, взовьётся неистребимый русский дух над невзгодами, и прольётся солнечный свет, сдирая пелену чёрной лжи с белого-белого света…

Замечательному Николаю Петровичу Меньшикову,
художнику земли русской

Я пришла к поэту кисти
Ровно в полдень. День июньский,
В мастерской прохладно, терпко,
Блики, тени на полу.

Спросишь — это ль вдохновенье?
То летящее мгновенье,
Шаг — и мир весь затмевает 
Запах красок и холста.

Ждут картин цветные окна:
В день февральский, в радость мая,
В вихрь цветения черемух...
Вот они — перед тобой.

Ты глядишь с высот Домбая,
Васильковым мчишься полем,
Пьешь кипящей горной речки
Ломящую зубы боль...

Красота есть в захолустье,
Где заплаток разноцветье
За заборами кривыми
Врубеля сирень хранит.

А в картинах свет не гаснет.
Русской удали веселье
Солнечным триумфом жизни
Вдруг волной взметнёт тебя.

Сирень и Домбай


В старом Курске


Ирина ПИЧУГИНА