Исключительная одаренность художника-колориста Архипа Ивановича Куинджи
На модерации
Отложенный
Русская и мировая живопись30,4 тыс подписчиковПодписатьсяИсключительная одаренность художника-колориста Архипа Ивановича Куинджи15 минут11,2 тыс прочтений12 июля
В 1870-х годах внимание посетителей академических, а затем и передвижных выставок стали привлекать к себе пейзажи, подписанные именем Куинджи. Каждое новое произведение обнаруживало стремительное развитие мощного оригинального таланта художника, каждое становилось событием, вызывающим шумные толки, восторги одних, критику других. Казалось настоящим чудом, что в картинах поразительное верно был передан то лунный, то солнечный свет, сверкали багровые тона заката, как живые, вставали рельефные деревья. Впервые русскому зрителю довелось видеть природу в сиянии своего великолепия, столь праздничной, сильной и яркой. Художник стал героем дня, к нему пришла громкая слава.
Васнецов Виктор (1848-1926) ПОРТРЕТ А.И. КУИНДЖИ, 1869, ГТГ
Жизнь не баловала Куинджи. Он родился в 1842 году и, осиротев в шестнадцатилетнем возрасте, рано изведал горечь нужды. Его отец - бедный сапожник, грек по происхождению, - не оставил сыну никакого наследства, хотя и трудился весь свой век. Окончив городское училище, Куинджи становится ретушером в фотографиях своего родного города Мариуполя, занимается тем же в Одессе.
Куинджи А.И. Исаакиевский собор при луне, 1869
Куинджи А.И. Волны, 1860-е
Громадная художественная одаренность обнаружилась у него рано. Мальчик обладал зорким, наблюдательным глазом. Он рисовал при каждом удобном случае. Богатые покровители вскоре направили его в Феодосию, затем он попал в Петербург, мечтая об Академии художеств, но два года подряд не выдерживал экзамена по рисунку. Поступил в 1868 году, когда ему уже было двадцать шесть лет. И.Е.Репин вспоминал:
"Появление его вначале никто не заметил. Он был с большими недочетами в образовании, односторонен, резок и варварски не признавал никаких традиций - что называется, ломил вовсю и даже оскорблял иногда традиционные святыни художественного культа, считая всё это устарелым".
Куинджи тянуло к жизни, к живой природе. Дойдя до натурного класса, он оставил Академию и начал с 1874 года выставляться у передвижников.
Куинджи А.И. Море, 1875, бумага, масло
Куинджи А.И. Крыши. Зима. 1876, холст на картоне, масло, ГРМ
Русская пейзажная живопись к этому времени уже крепко встала на ноги, а многие русские художники были европейски знамениты. Картины Венецианова, Клодта, Шишкина с особым одобрением встречались зрителями, ратовавшими за реалистическое искусство. Романтическое направление особенно утвердил Айвазовский, певец Черного моря. Зарождалось интимное отношение к родной природе. Художники пытались подметить задушевную прелесть природы России. Уже писал свои "задумчивые" деревни юный Васильев. Саврасов своей картиной "Грачи прилетели" предвещал расцвет русского лирического пейзажа, готовился стать автором "Осеннего дня" щедро одаренный Левитан. И в это время явился Куинджи со своими звенящими красками и сумел сказать новое слово в искусстве пейзажа.
Один за другим пишет он пейзажи и среди них "Осенняя распутица".
Куинджи А. И.: Осенняя распутица, 1872, Холст, масло. 70 х 110, Русский музей
Это очень печальная картина. В размытой дождями земле вязнет телега; колеса пробивают в глинистой почве глубокие колеи, которые сразу же наполняются водой и расплываются. Телега приостановилась, с нее сошли женщина с ребенком и зашагали к виднеющимся неподалеку крестьянским избам. Серый туман окутывает деревню, ложится на крыши, обволакивает возницу и лошадь — все тонет в этом тумане, в вечерней, до костей пронизывающей сырости. ⠀
Куинджи А.И.: На острове Валааме. 1873 Холст, масло. 76 x 130 см, ГТГ
Куинджи А.И.: Ладожское озеро. 1873 Холст, масло. 79 x 62 см Русский музей
В 1873 году Куинджи выставил два крупных полотна "На острове Валааме" и "Ладожское озеро". О первой Репин сообщал Третьякову:
"Картина представляет суровую северную природу. Замечательна она ещё удивительным серебряным тоном... Гранитная плоскость освещена лучом холодного солнца; даль картины - лес над небольшой рекой и водоросли тонут во мраке под густыми тучами; на первом плане, на пригорке стоят два, общипанных ветром, дерева - сосна и берёза. Очень впечатлительная вещь, всем она ужасно нравится, и ещё не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге".
Куинджи А.И.: Забытая деревня. 1874 Холст, масло. 81 x 165 см, Третьяковская галерея
Куинджи А.И.: Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875. Холст, масло. 106 x 213 см, ГТГ
В 1874 году написана сиротливо-пустынная "Забытая деревня", в 1875 году - "Чумацкий тракт" с бесконечной, теряющейся в туманной дали вереницей утопающих в грязи повозок и две картины "Степь", напоенные запахом цветов.
Куинджи А.И.: Степь. 1875
Куинджи А.И.: Степь. Нива. 1875. Холст, масло. 69 x 109 см. Ярославский художественный музей
Уже здесь, в этих ещё сдержанных по колориту полотнах, Куинджи показал оригинальность своего восприятия природы.
Один из критиков писал о нем:
"Уроженец юга, среди петербургской серенькой природы грезит о своих далеких степях, и от грёз, перенесенных на полотно, на вас веет мощью степной шири".
В 1876 году новый успех. Появившаяся на выставке его "Украинская ночь" заставила говорить о нем, как о таланте первостепенном. Этой картиной Куинджи впервые решительно свернул на непроторенный путь, по которому ему суждено было пройти пионером.
Куинджи А.И.: Украинская ночь. 1876 Холст, масло. 79 x 162 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
На пригорке, сияя бледно-голубой белизной стен, освещённых луной, сгрудились хатки, окаймленные серым извивом дороги. В глубине за ними высится мельница, удлинному силуэту которой вторят вертикали двух пирамидальных тополей слева, мягко рисующихся на темно-синем бархатном небе. Пейзажный мотив прост, но в картине выглядит необычайно поэтично. Тени ночи скрыли все детали ландшафта, а то на что упал серебристый свет луны, приобрело неожиданную новизну, стало привлекательно манящим и значительным. Торжественная тишина царит в картине: застыла вода, недвижны деревья, немы стены хат, лишь одно окошко вдали освещено, - ничто не нарушает величавый покой украинской ночи.
"Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! - писал восторженно Гоголь, которого Куинджи очень любил. - Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и спокойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно- зелёные тени садов... Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине..."
Настолько же взволнована и живописная "речь" Куинджи, создавшего поэтически-обобщенный живописный образ ночи. Критики с большим одобрением встретили картину, хотя некоторые отмечали погрешности в рисунке и живописной отделке.
К сожалению, современное состояние картины является лишь слабым подобием её прежнего вида: её яркие, тонко нюансированные краски потухли и почернели. Такая же участь постигла большинство работ Куинджи, злоупотреблявшего эффектными, но химически недоброкачественными красками
Куинджи А.И.: Вечер на Украине. 1878 Картина частично переписана в 1901 г. Холст, масло. 81 x 163 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Интереснейшая картина "Вечер на Украине", которую за образную силу глубоко любил и ценил Репин.
На прорезанной овражками возвышенности, поросшей дубками, липами и грушами, стоят то здесь, то там вдали, аккуратные мазанки. Последние лучи заходящего солнца залили их стены и кровли, тёмную зелень деревьев и травянистые лужайки жарким пурпуром. Сгустились и потемнели тени, прикрыв детали переднего плана, слив пышные кроны деревьев в сплошные тяжелые пятна, четким силуэтом выступающие на бледно-розоватом, слегка фиолетовом к горизонту небе. Голубоватые отсветы, с удивительной точностью тона положенные на теневых сторонах стен, кровель, деревьев и пригорков, подчёркивают свет и лепят объёмы предметов. При первом взгляде на картину её общий гранатовый тон, обилие резких тёмных пятен кажутся несколько нарочитыми, но присмотревшись, мы находим все удивительно правдивым и вспоминаем, что да, именно так и выглядит природа в эти последние минуты дня. Как чист и прозрачен воздух в это время, когда на землю нисходит желанная прохлада! Всё воспрянуло после жаркого дня: распушились могучие кроны деревьев, поднялась трава. Что-то важное свершается в природе и это ясно чувствуется зрителем. Угаснут лучи солнца, спустится на землю мрак, но чувствуется, что природа будет жить новой жизнью, быть может более плодотворной чем днём. При кажущейся неподвижности и застылости природы, в картине дан огромный по своей значительности комплекс жизненных процессов. Куинджи создал в "Вечере" настоящую пейзажную картину, исполненную большого содержания и образной силы, проникнутую здоровьем, оптимистическим восприятием природы.
В этом был смысл новизны картины, который скрывался за её резким, эффектным колористичесим звучанием.
Куинджи А.И. Закат, 1876-1890, картон, масло, Русский музей
Куинджи А.И. Осень, 1876-1890, бумага, масло, Русский музей
Куинджи обращался с природой вольно, перекраивал её, чтобы добиться нужного эффекта. Сам метод его работы поднимал роль творческого вмешательства художника. Он тщательно изучал природу, исполняя множество этюдов, но писал свободно, по памяти, пользуясь этюдами лишь для того, чтобы "вспомнить" натуру. Поэтому в его картинах образ природы выростал не на основе точно воспроизведенного портретного пейзажного мотива. В образе "Вечера" слились наблюдения множества подобных вечеров, поэтому пейзаж здесь выступил удивительно законченно и синтетически мощно. Потому и закатное освещение прозвучало здесь полнозвучно, - это был свет, очищенный от случайностей, ослепительно сияющий и чистый.
Куинджи А.И. : Березовая роща. 1879 Холст, масло. 97 x 181 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
В "Березовой роще" Куинджи блестяще передал ликование омытой дождем земли. Ярко сверкают на фоне голубого неба бело-розовые стволы берез, группами по две, по три и более стоящих на светло-зеленой солнечной лужайке. Дымка испарений легкой синевой осветила зелень пышно разросшихся кущ заднего плана. Пейзаж тонко скомпонован. Центр картины обозначен двумя симметрично наклоненными к средней оси березами и подчеркнут вертикальным обрезом лесного массива на фоне, отражающемся к тому же в большой луже внизу. Такое решение композиции Куинджи применяет и в ряде последующих "березовых рощ". В картине 1879 года этот мотив выглядит особенно безыскусственным благодаря тонкому разнообразию ритма березовых стволов, образующих стройный и изящный узор. Никогда Куинджи не писал больше таких удивительно пластичных, упрого звенящих молодых берез.
"Березовая роща" поразила всех своей солнечностью и иллюзорной объемностью круглых стволов. Многие подозревали художника в фокусничестве, верили рассказам о том, будто картина написана на стекле и освещается сзади лампой.
Куинджи А.И.: Лунная ночь на Днепре. 1880 Холст, масло. 105 × 146 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Исполнение "Лунной ночи на Днепре" показалось всем сверхъестественным. Картина была выставлена в качестве единственного экспоната на индивидуальной выставке Куинджи 1880 года в помещении Общества поощрения художников. Уже само по себе выступление художника-пейзажиста с персональной выставкой, да ещё состоящей всего из одной небольшой картины, было делом неслыханным и рискованным. Но Куинджи умел не только рисковать, но и побеждать. Репин писал в 1913 году:
"Современники ещё помнят, как на Большой Морской непрерывная масса карет запружала всю улицу: длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска, и с улицы, в обе стороны тротуара... Восторги зрителей переходят в какую-то молитвенную тишину; слышны только вздохи...".
Успех картины был огромный. О ней говорили везде, о ней писали пространные рецензии. Всем хотелось поведать свои впечатления.
"Что это такое? Картина или действительность? - писал поэт Я.П.Полонский. - В золотой раме или в открытое окно мы видели этот месяц, эти облака, эту даль, эти "дрожащие огни печальных деревень" и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую тихую, величавую ночь?".
Выставленная позднее в Парижском Салоне, она поразила и французов своей неповторимой красотой.
"Главный эффект картины - в передаче чудесного, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением, - писал критик Ф.Бюрти. - Тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесного пейзажа - все создаёт построение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное".
Даже в своём теперешнем состоянии картина надолго привлекает взгляд зрителя. Перед ним раскрывается широкое, уходящее вдаль пространство. Равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами лёгких стелющихся облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула полная луна, осветив Днепр, хаты и паутинку тропинок на ближнем берегу. Природа выступает здесь в фантастическом великолепии своего ночного убора. И все притихло, словно завороженное чудесным сиянием неба и вод. Так пел о природе только Гоголь. На память приходят строки: "Чуден Днепр при тихой погоде...".
Фрагмент картины
Куинджи сопоставил здесь великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он не находил раньше. И в каком облагороженно- сдержанном виде выступает здесь природа. Как в ней все соразмерно и согласно!
Фрагмент картины
Интересно мнение Крамского об этой картине из его письма к А.С. Суворину 15.11.1880:
"️Два слова по поводу картины Куинджи. Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединил вместе (зная или не зная — все равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собою и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: отчего приходили в восторг добродушные зрители? Вот, во избежание такого несправедливого к нам отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение и небо — настоящее бездонное и глубокое. Картина написана немного более полугода назад, я ее знаю давно, и видел при всех моментах дня и во всех освещениях, и могу свидетельствовать, что как при первом знакомстве с нею я не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света, так и во все последующие разы, когда мне случалось ее видеть, всякий раз одно и то же чувство возникало во мне при взгляде на картину и попутно наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом. В самом деле, вопрос стоит того. Пусть потомки знают, что мы отдавали себе отчет и что ввиду невероятного и нового явления мы оставили к сведению и эту оговорку. Мне лично очень жаль, что Куинджи показал свою картину именно так и начал с такого освещения, потому что картина эта днем для видевших ее при ламповом освещении явит некоторые особенности, которые, пожалуй, найдены будут не соответствующими эффекту, им уже знакомому. Это произойдет от двух причин. Во-первых, видеть днем ночь, действительную в природе невозможно и стало быть световое впечатление от картины (чрезвычайно верной действительности) будет один момент несколько странное: так оно и есть с картиной Куинджи; и второе, так как лунную ночь мы знаем или из комнаты, где есть огонь, или находясь сами в ночной атмосфере, то ночная комбинация красок для нас в этом случае не представляет ничего странного. Вот почему мне жаль или, лучше сказать, я боюсь, что раздается много голосов разочарованных. А между тем она для меня лучше при дневном освещении, то есть впечатление художественнее; моего сознания не смущает какой-то спиритический дух, помещенный за занавеской".
Куинджи А.И. После дождя, 1879, х.м. ГТГ
Куинджи А.И. Север, 1879, х.м., ГТГ
Искусство Куинджи освещено пафосом познания природы, раскрытия её тайн, которые ранее ещё не удавалось сделать общевидимыми в образах искусства. Он буквально запоем пишет солнечные дни, лунные ночи, закаты, радугу, преодолевая огромные технические трудности тончайшего подбора тонов. В этом ему помогала его исключительная одаренность художника-колориста.
Куинджи А.И. Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890-1895 Бумага на картоне, масло. 38 x 56 см Государственная Третьяковская галерея
Куинджи А.И. Осень, 1890, Русский музей
Куинджи А.И. Эльбрус. Лунная ночь Между 1890 и 1895 Бумага на холсте, масло, ГТГ
И все же было бы заблуждением оценивать искусство Куинджи только с точки зрения его свето-цветовых открытий. Если бы дело было только в "эффектах", то Куинджи никогда не стал бы в ряды крупнейших мастеров пейзажа, а его картины, утратив первоначальную свежесть и обаяние новизны, перестали бы нас привлекать. Но даже померкнув, они продолжают жить жизнью полноценных художественных произведений. Глазами художника во многом глядел на свою прекрасную природу народ. Это от него пришли в пейзаж Куинджи эпическое величие и любовь к необозримым, широким горизонтам, умение художника передать природу общими массами и пятнами.
Куинджи А.И. Море. Крым. 1890-е
Куинджи А.И. Облако над степью, 1890-е, х.м
Берег моря со скалой (картина Архипа Куинджи, 1898-1908)
Скромный в личной жизни, Куинджи не жалел средств даже в то время, когда сам жил стесненно, если речь шла о помощи нуждающимся. В 1904 году он учредил при Весенней академической выставке конкурс, на ежегодное проведение которого внёс сто тысяч рублей, а незадолго перед смертью передал все свое большое состояние, около двух миллионов, приобретенное удачной покупкой земли в Крыму, для поддержки начинающих художников (Общество имени Куинджи).
Куинджи А.И. Лов рыбы на Чёрном море 1900 Холст, масло
В начале 80-х годов Куинджи переживает серьезный идейный кризис и с 1882 года, в расцвете творческих сил, перестаёт выступать перед публикой. Отныне все, что создает его кисть, не покидает его мастерской. Перед широким кругом зрителей картины появились только после смерти Куинджи. Он говорил:
"У меня спрашивают, почему я бросил выставляться. Ну, так это вот так: художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадёт, надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли".
Некоторые искусствоведы считают настоящей причиной чувства художника, что его искусство не имело в это время достаточной общественной опоры, что эпоха не благоприятствовала развитию эпически-героического искусства.
Правда его картина "Днепр утром" показывает, что художник пробовал идти в направлении лирического пейзажа.
Куинджи А.: Днепр утром. 1881 Холст, масло. 105 x 167 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина поражает умиротворенной тишиной, интимным уютом. С крутого берега, поросшего цветами и буроватой травой, открывается вид на спокойно текущий Днепр, извивы которого теряются вдали. Всё опутано легкой молочно-розовой дымкой. Лишь слегка голубеют река и небо.
Куинджи А.И.: Красный закат. 1905-1908 Государственный Русский музей, С.-Петербург
От картины "Красный закат" (все над тем же Днепром) веет какой-то первобытной мощью, суровой древностью: резкий колорит, чёткое, точно вырезанное пятно тучи, горизонталь реки, схема деревушки.
Куинджи А.И.: Дубы. 1900–1905. Холст, масло. 83 × 164. ГРМ
Около 1900 года написана картина "Дубы". На широкой, просторной поляне, окаймленной полоской леса и поросшей цветами и кустиками, высятся могучие группы дубов, отбрасывающие густые тени. Картина наполнена светом и воздухом, в ней ярко передана пластическая мощь деревьев.
Куинджи А.И. Христос в Гефсиманском саду 1901 Холст, масло
Разойдясь в 1879 году с передвижниками (внешним поводом для разрыва послужила ссора с Клодтом), он не порывал дружеских связей с большинством из них, посещал собрания, любил поговорить.
В 1894 году стал профессором пейзажной мастерской Академии художеств. В 1897 году принял живое участие в студенческой стачке, за что поплатился домашним арестом и увольнением с должности профессора. Но и оставшись членом Совета Академии , он не переставал бороться за искусство, близкое народу.
Куинджи А.И. Пятна лунного света в лесу. Зима 1900-е Бумага на холсте, масло
Куинджи А.И. Радуга, 1900-е
Куинджи А.И. Эльбрус днём 1900-е Бумага, масло 19,8 × 22,3 Государственный Русский музей
Архип Иванович Куинджи умер в Петербурге 11 июля в 1910 года. Были вынесены из его мастерской картины, организована посмертно выставка.
Источники: очерк о жизни и творчестве А.И.Куинджи, В.М.Зименко, изд. "Искусство ", Москва, 1971;
О.П. Воронова. «Куинджи в Петербурге»;
Репин И.Е. Далекое — близкое. М., 1964.;
Крамской И.Н. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. СПб., 1888.;
Фото картин - Викисклад
Комментарии