Великий Карл Помпеи

На модерации Отложенный

27 января мы посетили выставку "Великий Карл" в Русском музее, посвящённую 225-летию со дня рождения Карла Брюллова. Со школьных лет помню картины Брюллова в школьном учебнике по литературе: "Всадница" и "Последний день Помпеи". На памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде среди фигур политических деятелей, военачальников, учёных и писателей есть только один художник – Карл Брюллов.
Осмотрев на выставке 300 произведений Брюллова, я убедился, что Карл действительно Великий! Мне так понравилась экспозиция, что даже показалось будто картины смотрят на нас. Я спросил об этом посетителей.




https://vk.com/video1243120_456244017



Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери. Старшие братья Александр и Фёдор стали архитектором и художником соответственно.

В Императорской Академии художеств Карл всегда был в числе самых талантливых учеников. По окончании курса Брюллов был удостоен Большой золотой медали за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», а Общество поощрения художников назначило ему пенсионерскую поездку в Италию, где Карл прожил почти 13 лет.

В 1827 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи», заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел картины был связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью. В 1828 году произошло новое извержение Везувия. Идея картины появилась у Брюллова после посещения археологических раскопок на месте гибели античного города Помпеи в результате извержения Везувия в 79 году нашей эры.

Для более точной и полной передачи трагедии Брюллов тщательно изучил многочисленные литературные источники, в которых рассказывалось о древней катастрофе. Он побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме и сделал на месте ряд эскизов пейзажа, руин, окаменелых фигур. Известно, что на полотне видна часть улицы Гробниц, которую художник изобразил, стоя спиной к городским воротам.

Брюллов Последний день Помпеи.jpg

Начиная работу над картиной, Карл Брюллов тщательно изучил исторические документы, связанные с извержением Везувия. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего. На полотне художник изобразил, как юный Плиний уговаривает свою обессилевшую мать попытаться спастись вместе с ним, а если же суждено умереть, то погибнуть вместе.
В целом работа над картиной заняла около шести лет — с 1827 по 1833 год.

Помпе́и — древнеримский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия в 79 году н.э. Сейчас это музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2010 году путешествуя по Италии, мы посетили Помпеи, вернее то, что осталось от города, что расчищено от вулканического пепла и доступно для обзора туристов.




https://vkvideo.ru/video1243120_456244019

В XIX веке название города Помпеи употреблялось в единственном числе женского рода — Помпея. Впоследствии оно стало употребляться во множественном числе — Помпеи. В названии картины Брюллова по традиции используется единственное число.

Предвестником извержения стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н.э. и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году.

Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.
Существует легенда, будто двое влюблённых не смогли расстаться и погибли вместе. Как и стражник, стороживший своего пленника - их обоих нашли по обе стороны тюремной решётки.

В Помпеях обнаружены 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. В городе была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома не имели кухни).

Сохранился даже лупанарий (публичный дом). Он был обнаружен при раскопках в 1862 году. Это двухэтажное здание с пятью спальнями на каждом этаже. В прихожей стены у потолка покрыты фресками эротического характера. В спальнях (кубикулах) нижнего этажа — каменные ложа (покрываемые матрацами) и граффити на стенах. Стоимость сексуальных услуг в Помпеях составляла 2—8 ассов. Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Жители Помпеи знали об исходящей от Везувия опасности, но не хотели покидать свои плодородные земли у подножия горы. Благодаря вулканическому пеплу горожане собирали по 3 урожая за год.
В фильме 2014 года "Помпеи: Апокалипсис" показано не только извержение Везувия, но и цунами. Хотя на самом деле большинство погибли от отравления извергаемыми ядовитыми газами, даже вне городской черты. Они пытались спастись, когда было уже поздно.

Впервые о проблеме гибели Помпеи я узнал во время службы на флоте из фильма "Визит вежливости" (1972 год). Моряки нашего ракетного крейсера в Италии посещают с экскурсией развалины Помпеи. Один из офицеров интересуется историей гибели города с целью написать пьесу, как и почему погибла Помпея.

Визит вежливости.jpg

Умные люди предупреждали жителей Помпеи о предстоящей катастрофе, но им не верили. Градоначальник просит не разглашать сведения о близкой катастрофе и начинает спешно продавать свои дома. Политик говорит, что ему нечего сообщить своим избирателям, потому что люди привыкли жить рядом с вулканом, утратили чувство страха и не верят предсказаниям.

— Люди, как известно, ко всему привыкают, - рассуждает политик. - Конечно, это печально, что они становятся столь беспечными. А с другой стороны, может быть, это и хорошо. Не может же человек жить в вечном страхе. Ну приду я на форум и скажу моим избирателям, что их ждёт бедствие. Могу ли я предотвратить его? Нет, не могу. Знаю ли я определённо, когда оно произойдёт? Не знаю. Это прекрасно, что мы научились не думать о вулкане!

— Этому городу давно пора погибнуть, - возмущён молодой патриций. - Он зажрался и заврался до такой степени, что в самый раз накрыть его огнём и пеплом. Кого ты хочешь спасти? Этот жалкий народ, который только и ждёт, как бы обмануть и ограбить? Они могут только создавать таких же ублюдков, как и они сами, которые быстро научатся продаваться и лицемерить.

В городе возникли беспорядки; стражники стали бросать в тюрьму всех, кто говорит об извержении.
— Нужно быть никудышным политиком, чтобы этим не воспользоваться, - объясняет правитель. - Пока мои соперники приносили жертвы богам и ликвидировали своё имущество, я уже выступал на форуме с обещанием спасти Помпеи. Чем больше сеяли панику, тем больше я получал голосов. Ты уверен, что люди знают, что им на пользу, а что во вред?

— Как ты думаешь, зачем боги выдумали смерть? - философствует старец. - Ведь они могли подарить роду человеческому вечную жизнь. Но они не только сделали человека смертным, но и подарили ему высшее благо - никто из нас не знает своего срока на этой земле. Зачем же отнимать у людей это счастливое неведение и назвать им их день и час? Не нарушишь ли ты этим вечную гармонию природы?

— Когда я писал, мне казалось, это, наверное, всем так кажется, что ты что-то важное можешь сказать людям, что они после этого даже будут жить по-другому. Но так, наверное, не бывает. Это очень трудно - пробиться к сердцу человеческому, — говорит автор.
(фильм "Визит вежливости" 1972 года, режиссёр Юрий Райзман).

Картина «Последний день Помпеи» была завершена в 1833 году и произвела настоящую сенсацию в Европе и России. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину „Последний день Помпеи“, о которой говорит весь Рим?»

Вдохновлённый успехом картины в Италии, её владелец Анатолий Демидов добился включения творения в экспозицию Парижского салона, открывшегося в марте 1834 года. Картина была холодно принята парижской критикой, несмотря на то, что получила первую премию на парижском Салоне большую золотую медаль.

Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаж, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III, где сейчас и находится.

Долгие годы Брюллов был связан с графиней Юлией Самойловой, которая стала его музой и натурщицей. Юлия была настоящей красавицей. Она сразу покорила художника своим неуёмным темпераментом, зрелой красотой южной женщины, пренебрежением к запретам и условностям общества. Она могла себе позволить жить, как ей хочется, поскольку обладала немалым состоянием, была очень образованной.

Брюллов и Самойлова.jpg

В 15 лет, когда Юлия, имевшая девичью фамилию Пален, служила фрейлиной при императорском дворе, она приглянулась императору Александру I, и тот сделал её своей любовницей. Спустя несколько лет эти отношения Александру I надоели, и он решил выдать Юлию замуж за какого-нибудь молодого дворянина. Император выбрал своего флигель-адъютанта Николая Самойлова, который поначалу был категорически против. Самойлов был влюблён в Александру Римскую-Корсакову. Но родители Николая объяснили непонятливому молодому человеку, что государь не просит, а приказывает, и ослушаться его невозможно.

Хотя Самойлов получил за Юлией хорошее приданое, он всем своим видом пытался показать, что ущемлён столь бесчестной женитьбой: пил напропалую, ходил к весёлым девкам и играл в карты. В 1827 году супруги по взаимному соглашению разошлись. Самойлов вернул приданое и сохранил с Юлией весьма дружеские отношения. Современники считали виновницей случившегося Юлию Павловну.

После разрыва с мужем Юлия Павловна уехала в Италию, где старалась окружать себя людьми искусства.

В 1827 году в Риме в знаменитом салоне Зинаиды Волконской Юлия Павловна познакомилась с молодым художником Карлом Брюлловым. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ картины "Последний день Помпеи" могла быть графиня Юлия Самойлова.

Брюллов Самойлова на его картинах.jpg

Брюллов много и с увлечением рисовал свою возлюбленную. Самойлова удочерила двух итальянских девочек — Джованину и Амацилию, и художник с удовольствием писал её портреты с воспитанницами. В картине «Последний день Помпеи» Брюллов написал Юлию четыре раза: женщина с кувшином на голове в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина в центре; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины; женщина, закрывающая детей, и спасающаяся вместе с мужем. Предполагают, что в образах дочерей Брюллов мог изобразить героинь картины «Всадница» (1832) — воспитанниц графини Самойловой Джованнину и Амацилию.

Брюллов всадница.jpg

Карл Брюллов подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Сохранились фрагменты переписки между влюблёнными: они свидетельствуют о глубоком чувстве и о сложном характере отношений. Карл и Юлия не считали нужным хранить верность друг другу. «В Волгу из-за любви к Брюллову я прыгать не буду», - заявила Самойлова однажды.
В 1845 года они расстались. Юлия Павловна ещё дважды выходила замуж и к концу жизни растратила практически всё своё огромное состояние. Приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.

В 1838 году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм (1821—1877), дочерью рижского бургомистра Георга Фридриха Тимма, и влюбился в неё. 27 января 1839 года они поженились, однако уже спустя месяц супруги расстались навсегда. Эмилия уехала с родителями в Ригу, инициированный Брюлловым бракоразводный процесс продолжался до 1841 года. Причина разрыва осталась неизвестной петербургскому обществу, которое во всём обвиняло мужа. Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её родными, стал изгоем. Исследователи утверждают, что истинной причиной разрыва стала связь Эмилии с одним из своих близких родственников, которая продолжалась и после её замужества. Вероятно, о неверности невесты Брюллов узнал перед самой свадьбой, которая всё-таки состоялась под давлением родителей Эмилии. В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из Италии в Петербург Самойлова. Брюллов вновь начал работать, и написал один из лучших её портретов. На нём Самойлова изображена со своей воспитанницей.

Брюллов Самойлова с воспитанницей.jpg

Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над "Последний день Помпеи", Брюллов остался недоволен своим произведением: «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». После этого Брюллов в течение двух недель ходил в мастерскую, пытаясь понять, в чём заключалась неверность его расчёта. В своём рассказе Железнов приводил следующие слова Брюллова: «Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена».
Во время работы над картиной Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской.

Николай Гоголь видел высшее совершенство художника в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы».

"Ars longa, vita brevis" – «Жизнь коротка, искусство вечно» – говорили древние.

Что же такое искусство?

В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Искусство — это умение, которое способно вызвать восхищение.

Зачем вообще людям искусство?

Когда я был в Париже, то посетил Лувр и музей Орсе. В Риме посетил музеи Ватикана. В Лондоне национальную картинную галерею. В Дрездене картинную галерею и старую пинакотеку в Мюнхене. В Испании посетил музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Дали признавался: «Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключён в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, нарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия».

В чём же смысл искусства?

Владимир Соловьёв в работе «Общий смысл искусства» пишет: «Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира».
Теоретик эстетики Джон Рёскин отмечал, что смысл искусства в создании художественными методами доступа к эзотерической истине, заключённой в природе.

Существует представление об искусстве как художественном инстинкте, в котором выражено стремление к гармонии и красоте.
Для некоторых искусство это способ ощутить свою связь со Вселенной.

Древние зачатки искусства и культуры первоначально имели определённое космологическое значение. Тысячи лет искусство было одной из движущих сил цивилизации.
Искусство – один из способов познания мира и себя в мире. Искусство возникло раньше науки, и долгое время вбирало её в себя.
Искусство есть символический способ донесения высших истин.

Искусство представляет собой средство коммуникации. Оно позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства.

Существует мнение, что искусство – это некий ритуал, то, чего не делать нельзя, без чего мир развалится. Искусство занимается не изобретением форм, а поимкой сил. Искусство это конструирование нового языка.

Говорят, что искусство это то, что выходит за пределы полезного. А смысл жизни даёт только творчество. Человека от всех других живых существ отличает именно потребность в творчестве. Древние греки считали это показателем божественного в природе человека.

Аристотель видел задачу искусства не в механическом воспроизведении действительности, а в её творческом отражении. Художественная правда, не сводится к простой правильности воспроизведения предметов и явлений. Однако всякое отступление от верности натуре должно быть художественно оправдано.

По Аристотелю, искусство не имеет самостоятельной ценности. Оно связано с нравственной жизнью людей и подчинено задачам «усовершенствования в добродетели». Произведения искусства облагораживают человека тем, что через посредство «катарсиса» (очищения) души освобождают личность от отрицательных страстей.

Сущность искусства Аристотель определяет в трактате «Этика». Искусство не безразлично к морали, политике, к вопросу воспитания личности, поэтому при использовании искусства в качестве средства воспитания, необходимо соблюдать строгий контроль за художественной деятельностью. Поскольку искусство способствует формированию духовного облика человека.

«Прежде, чем строить концепцию, в частности, взгляда на искусство, надо ответить на другой вопрос, гораздо более важный и общий: в чём смысл человеческого существования? Мне кажется, мы должны использовать наше пребывание на земле, чтобы духовно возвыситься», – говорил режиссёр Андрей Тарковский. – «У меня нет никакого сомнения, в том, что искусство – это долг, то есть, если ты что-то создаёшь, ты чувствуешь, что должен это сделать».
«Мне пришла мысль, что содержательно искусство есть реакция человека, находящегося на низком уровне, в его стремлении к более высокому уровню».

«Что такое, собственно говоря, искусство? – размышлял Тарковский. – Добро или зло? Оно – от Бога или от чёрта? От силы человека или от его слабости? Может быть, оно есть гарантия человеческой общности и картина социальной гармонии? Не состоит ли в этом его функция? Оно – нечто вроде объяснения в любви. Оно – как признание собственной зависимости от других людей. Оно – признание. Неосознанный акт, который, однако, отражает смысл жизни – любовь и жертву».

Является ли искусство всего лишь развлечением для праздной толпы или это средство постичь мир и сделать его лучше?

«Многочисленная проблематика изобразительного искусства знает только одну проблему, которая волнует все сердца. Её формулировка кратка: смысл человеческого бытия. Её сущность безгранична, как безгранично само бытие. Это искусство заставляет нас спрашивать не только о том, как следует отображать жизнь, но и о том, как надо жить. И художник не уходит от этого вопроса. Его картины дают смелые, уверенные, устремляющие и интересные ответы. В них чувствуется большое, глубокое знание…» П.Ф. Беликов. Из очерка «К 60-летию Святослава Рериха», 1964 год.

Для меня лично произведением искусства является то, что вызывает катарсис, очищает душу, заставляет задуматься о вечном, побуждает совершать добрые поступки и творить любовь – всё, что преображает человека.
Творчество — проявление божественной сущности человека, это жажда мира иного, это медитация, это молитва. И потому всякое творчество базируется не на размышлении, а на интуиции. Не может быть постижима Истина через интеллектуальное усилие, но лишь через мистическое откровение, через личный духовный опыт.
Чувства, настроение художника не пустое, это игра вдохновения, лабиринты творческого процесса. Вдохновение иррационально. Без вдохновения нет творчества. Но оно требует веры!
Творит художник не потому, что надеется быть понятым, а от неустроенности, преодолевая страдание, а вовсе не от душевного комфорта. Для него творчество — самоспасение! Именно потому истинное творчество бескорыстно. Таково назначение художника — превращать страдания в произведения искусства. Главная же цель — чистота души, постижение Истины и обретение покоя».
(из моего роман-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Одним из наиболее значительных полотен Карла Брюллова стала картина «Христос во гробе» (1845—1846), вошедшая в 2016 году в коллекцию Русского музея после конфискации у частного коллекционера.

Брюллов Христос во гробе.jpg

Карл Брюллов прожил бурную жизнь: семьи не завёл, детей не оставил, зато создал 300 произведений искусства. Может быть, так и надо жить? Как и Самойлова — в своё удовольствие!? Ведь никто ещё не доказал, что жизнь одинокого праведника истинна. Может, и нет ничего после смерти — всё только сказки и пожелания? Мы живём в мире иллюзий, а вокруг воровство и обман! Что же лучше: коптить до 100 лет или насладиться яркой короткой жизнью?

P.S. Три года уже жду обещанную властями "пушкинскую карту" для пенсионеров. Наверное, так и не дождусь — помру...
 
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь

А по Вашему мнению, КАРЛ БРЮЛЛОВ ВЕЛИКИЙ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru