Старый континент балансирует на краю мигрантского кризиса

На модерации Отложенный

Великобритания, Франция, Германия, Швеция... По всей Европе разгораются беспорядки и протесты против разрастающихся мигрантских сообществ. Волнения грозят перерасти в открытые гражданские столкновения, как это уже случилось в Великобритании. Пресса объясняет происходящее всплеском радикализма и активности ультраправых движений, которые якобы сеют панику среди населения. Пассивное отношение к сложившейся ситуации со стороны европейских властей грозит обернуться гражданской катастрофой. 

События в Великобритании показали, что терпению и толерантности англичан, ирландцев, уэльсцев и шотландцев постепенно приходит конец. Жестокое убийство 17-летним сыном мигрантов из Руанды трёх девочек, занимавшихся в танцевальной студии в Саутпорте, всколыхнуло всю Британию, вскрыв накопившиеся за долгие годы недовольство и ожесточённость по отношению к многочисленному мигрантскому сообществу.

Возникновение кварталов и даже целых городов, которые населяют исключительно мигранты, стало наглядным примером фиаско властей в интеграции приезжих.

Протестные движения и массовые столкновения с полицией в Ливерпуле, Бристоле, Манчестере, Блэкпуле и Белфасте продемонстрировали, что уровень непонимания и неприязни по отношению к мигрантам в британском сообществе достиг пика. Отсутствие точек соприкосновения и рост криминала в среде мигрантов, часто сопровождаемые нежеланием принимать не только британскую культуру и традиции, но и законы, вызвали у местного населения волну недовольства. Масла в огонь добавила позиция британских властей и полиции, которые безоговорочно заняли сторону мигрантов. Стремясь затушить растущее пламя национализма и расизма, они начали жёстко подавлять любые проявления недовольства или агрессии со стороны местных жителей.

Проблема непрекращающихся столкновений лежит в отсутствии каких-либо попыток диалога или желания разобраться в причинах острого кризиса между местным населением и мигрантами.

Убийство девочек в этой связи рассматривается полицией и властями как отдельное преступление, не имеющее никакой связи с его социальным контекстом. Подобная близорукость не просто отняла у действующего премьер-министра страны Кира Стармера более половины голосов избирателей, но грозит британскому обществу серьёзным расколом с вытекающими из этого последствиями: актами гражданского неповиновения и растущей уличной агрессией.

Чувствительные городские зоны

В соседней Франции, где число проживающих на территории страны иностранцев составляет порядка 10 процентов, ситуация не лучше. 9 августа агенты французской полиции в Бордо предотвратили очередное нападение мужчины североафриканского происхождения на полицейских с ножом.

Это не первый и, по всей видимости, не последний подобный случай – уровень преступности в среде мигрантов традиционно высок по всей Европе. По статистике, 18 процентов убийств во Франции совершается мигрантами. Иностранцы заправляют 19 процентами рынка наркоторговли, ими же совершается 35 процентов вооружённых нападений с целью ограбления, в которых часто принимают участие несовершеннолетние.

Особый отпечаток на неблагополучную социальную картину в стране накладывают Zones urbaines sensibles (Zus) – особые чувствительные городские зоны, населённые по большей части мигрантами. Уровень преступности в этих районах, число которых на сегодняшний день достигло 751, зашкаливает и делает затруднительным любое вмешательство на этих территориях правоохранительных сил: государственные законы там часто заменяются законами шариата, а грубая физическая сила превалирует над любыми доводами.

Палаточные лагеря мигрантов создают неблагополучную социальную картину во Франции.Палаточные лагеря мигрантов создают неблагополучную социальную картину во Франции. Фото: Bernat Armangue/AP/TASS

Неудивительно, что идеи правых политических сил во Франции с каждым годом приобретают всё большую популярность, – социальные нарывы и проявления экстремизма в рядах иностранцев, особая роль исламской религии и возникающих на её почве социальных конфликтов (в том числе в гражданских образовательных институтах) всё чаще склоняют французов на путь национализма и открытых столкновений. От расизма и открытой дискриминации французское общество отделяет тонкая грань священной для любого гражданина страны фразы: «Свобода, равенство и братство».

Преступность в мигрантском сообществе

Германия, особенно страдающая от роста преступности в мигрантской среде, тоже в скором времени рискует оказаться на грани гражданского бунта. После того, как в 2016 году страна по инициативе Ангелы Меркель приняла около 1,2 млн беженцев из Сирии, социальное напряжение резко возросло. Одновременно растёт и число совершаемых в стране преступлений – 5,94 млн за 2023 год. При этом около 34 процентов совершающих преступления – иностранцы, не имеющие немецкого гражданства.

Эти цифры вынудили немецкое руководство действовать. В начале 2024 года правительство Германии приняло постановление, упрощающее как процедуру получения немецкого гражданства, так и насильственную высылку из страны нелегальных мигрантов.

Эта мера должна, с одной стороны, облегчить интеграцию мигрантов в общество и, с другой, – очистить страну от нарушающих закон нелегалов. По информации правительства Германии, в стране проживает более 12 млн мигрантов без немецкого гражданства, при этом около 5,3 млн из них находятся в стране более 10 лет.

Правительство Германии упростило процедуру высылки нелегальных мигрантов.Правительство Германии упростило процедуру высылки нелегальных мигрантов. Фото: Patrick Pleul/dpa/picture-alliance/TASS

В Италии, около 9 процентов населения которой составляют иностранцы, по официальной статистике МВД, каждое третье преступление совершается мигрантом. При этом подавляющее большинство этих правонарушений совершено нелегалами. Например, из всех вооружённых ограблений с участием иностранных граждан 85 процентов совершают нелегальные мигранты.

Итальянское правоцентристское правительство уже решилось на упрощение процедур репатриации нелегалов и иностранных преступников, заключив несколько соответствующих соглашений с Албанией и другими странами. Вопрос с размещением и интеграцией мигрантов стоит в стране довольно остро и не один десяток лет волнует итальянское сообщество, уже порядком уставшее от роли международного мигрантского хаба.

Швеция: гуманитарка в обмен на мигрантов

На ужесточение политики в отношении мигрантов решилась в этом году и Швеция, которая под давлением правоцентристской коалиции упростила процедуры высылки из страны нелегальных и нарушающих законы мигрантов.

Уровень преступности в стране за последние годы достиг исторических максимумов. Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон в сентябре 2023 года попросил помощь в борьбе растущим криминалом и вооружённой преступностью у национальной армии, отметив, что «Швеция никогда раньше не встречала ничего подобного».

Ещё одной серьёзной проблемой стали изнасилования, которые, по мнению экспертов из Лундского университета, совершаются в основном мигрантами или их детьми в первом и втором поколениях (47,8 процента и 59,3 процента соответственно).

Полиция объясняет происходящее как разборками между местными криминальными бандами, так и провалами в интеграции мигрантов. Иностранцы, замеченные в вооружённых нападениях, по мнению полиции, должны быть любой ценой высланы из страны, а насильники строжайше наказываться.

Дети мигрантов становятся участниками криминальных банд в Швеции.Дети мигрантов становятся участниками криминальных банд в Швеции. Фото: Michael Probst/AP/TASS

В стране не имеют шведского паспорта около 15 процентов граждан, при том что выходцы из других стран составляют около 24 процентов населения.

Правительство Швеции официально постановило, что выделение гуманитарной и экономической помощи иностранным государствам будет впредь осуществляться лишь в том случае, если эти страны сотрудничают по вопросу приёма своих нелегально проникших в Швецию граждан. В этом году финансирование было официально урезано для 30 стран, не проявивших достаточно усилий в развитии демократии и борьбе с коррупцией. Именно эти причины, по мнению шведского правительства, способствуют росту нелегальной иммиграции.

Маргиналы или спасители нации?

Политика «открытых дверей» и интеграции, на протяжении десятков лет доминировавшая в Германии, Франции, Бельгии, Швеции и Италии, вкупе с позитивным влиянием приезжих на демографическую ситуацию в Европе поставила ЕС в ситуацию численного преимущества мигрантов и невозможности их абсолютной ассимиляции и секуляризации. Крепко цепляющиеся за свои обычаи, правила и религию мигранты подверглись маргинализации и, как следствие, создали свои собственные этническо-религиозные кварталы.

Отторжение общества вместе с огрехами политики интеграции неизбежно привели к росту преступности и социального напряжения.

Проблемы постоянно прибывающих мигрантов, накладывающиеся на экономического спад и безработицу в Европе, вызвали неизбежную реакцию у европейцев – озлобление, протесты и недовольство ущемляемого, по их мнению, коренного населения во имя толерантности и инклюзивности.

В ошибках и провалах политики интеграции и ассимиляции иностранцев местное население винит не только самих мигрантов, но и собственные правительства, продвигающие либеральные ценности, которые часто несовместимы с моральными и религиозными принципами приезжих.

Европейские политики и пресса упорно продолжают объяснять растущие среди европейцев протесты происками радикальных правых сил, а также заговором неприятельских стран вроде России. До тех пор, пока руководство европейских держав стоит в стороне от глубокого анализа ситуации и принятия мер по разрешению разрастающегося общественного конфликта, угроза гражданской войны между старыми и «новыми» жителями Европы будет расти.

Анна Цыба