«Их мучили самым бесчеловечным образом» — репрессии против "русской партии" в ВКП(б)

На модерации Отложенный

 13 августа 1949 года внезапно был арестован молодой и энергичный секретарь ЦК партии, первый секретарь ленинградского обкома Алексей Александрович Кузнецов.

Это было начало так называемого "Ленинградского дела", полностью сфабрикованного органами безопасности. Высшие партийные руководители города были расстреляны, две тысячи партийных работников исключены из партии, сотни людей брошены в лагеря.
Не жалели даже престарелых родственников чиновников и малолетних детей. Так, к примеру, в ссылку были отправлены 72-летний отец и 66-летняя мать секретаря Ленинградского горисполкома Бубнова.

Людей арестовывали не только в городе на Неве. В других населенных пунктах страны «вылавливали» и сажали за решетку тех, кто был родом из Ленинграда и мог быть связан с его партийной верхушкой.

В 1954 году, когда Сталина уже не было в живых, участники процесса были реабилитированы Верховным судом СССР. Большинство посмертно.

Почему было инициировано это дело? Историки до сих пор выдвигают только версии, потому что часть документов по процессу была уничтожена, часть – остается засекреченной.

Выдвигаются следующие теории:

1. Борьба элит. Сталина не стало в 1953 году. В 1949-м уже было понятно, что скоро власть в стране сменится – править будет новый лидер. Иосиф Виссарионович якобы говорил, что его преемником должен стать вышеупомянутый Кузнецов.

Но не все хотели мириться с таким положением дел. Были в Политбюро влиятельные люди – Маленков, Берия. По слухам, к процессу был причастен и Никита Сергеевич Хрущев, который быстро набирал политический вес.

Если верить самому Маленкову, то дело все же был инициировано самим Сталиным. Если так, то первая версия отпадает. Но можно ли верить Маленкову?

2. Возникновение клана, который нужно было уничтожить. Историк Борис Старков и некоторые другие уверены, что к концу 40-х годов в СССР был создан настоящий клан по принципу землячества.

Ленинградцы, которые работали в родном городе, и те, кто был направлен в другие в регионы, взаимодействовали в своих общих интересах. По информации все того же Старкова, Кузнецов жил в особняке, состоящем из 20 комнат.

Взяточничество, коррупция – были нормальными вещами для Ленинграда конца 40-х годов прошлого века. Вознесенский, занимавший должность руководителя Госплана якобы активно помогал землякам в финансовых вопросах.

3. «Русская партия». Очень популярна версия о том, что в Ленинграде замышляли создать РКП(б) – Российскую коммунистическую партию большевиков, которая должна была стать «ячейкой» ВКП(б). Как известно, РСФСР была единственной республикой СССР, в которой не было своей компартии, при руководящей и направляющей роли коммунистов во всех процессах советского общества получалось, что интересы титульной нации - самого многочисленого народа страны отстаивать некому.

Но Сталин не мог допустить, чтобы такая группа появилась в Ленинграде. Иосиф Виссарионович якобы считал, что ленинградская русская коммунистическая партия может стать не просто «отростком» ВКП(б), а реальным её противовесом, противодействующей политической силой. Ходили слухи, что Жданов, Кузнецов, Вознесенский и другие хотели даже вернуть Ленинграду статус столицы.

Есть мнение, что «ленинградцев» судили за те политические планы, которые предполагали в конечном счёте то, что сделал Ельцин в 1980–1990 гг., а именно: объявив Россию независимой в составе СССР

Историк Амосова считает, что ни о какой «русскости» речи идти не может, потому что в блок входили белорусы, башкиры, латыши. Единственное, что их всех объединяло – определенное отношение к Ленинграду. Все они были пламенными большевиками и пролетарскими интернационалистами, всем обязанными советской власти. Ведь почти все они вышли в люди из самых низов общества, из беднейших рабоче-крестьянских семей.

Историк Олег Хлевнюк считает и «Ленинградское дело» следствием внезапной смерти Жданова, которая нарушила баланс сил в окружении Сталина. По его мнению, это позволило Маленкову и Берии с помощью интриг уничтожить всех его выдвиженцев.


Иосиф Сталин и Николай Вознесенский

Жданов действительно пользовался безграничным доверием и уважением Сталина. После его смерти в 1948 году «ленинградцы» не только были ослаблены, оставшись без влиятельного покровителя, но и совершили ряд роковых для себя политических и аппаратных ошибок.

Жданов и «ленинградцы» выступали за развитие экономики, за наращивание выпуска товаров народного потребления и строительство массового жилья. А Маленков, Берия и поддерживающие их военные делали упор на милитаризацию страны, на форсированный рост военно-промышленного комплекса. Эти споры велись еще в ходе обсуждения послевоенного пятилетнего плана.

С одной стороны, в них участвовали Жданов и Вознесенский, с другой — Маленков и Берия.

По инициативе Жданова и при активном участии «ленинградцев» в 1948 году началась разработка новой Программы ВКП(б). Есть свидетельства, что в ней имелось много новаторских предложений: введение прямого народного законодательства, выборность должностных лиц, упрощение и видоизменение функций госорганов, обновление при выборах состава советов не менее чем на треть. Но потом Жданов скоропостижно умер, и Сталин посчитал эти инициативы несвоевременными и слишком радикальными. Как показали дальнейшие события, в качестве приоритета он выбрал путь развития тяжелой промышленности и тотальной милитаризации народного хозяйства.

Версий много, но прослеживается страшная закономерность: в 1938 году расстрельные приговоры подписывал Кузнецов, которого 12 лет спустя тоже казнили после чудовищных пыток, а еще через четыре года, в 1954 году, искалечили и расстреляли его палача Абакумова. Этих людей во время следствия мучили самым бесчеловечным образом.



После 2015 года было принято решение поставить памятный знак на общественные средства. Установке знака предшествовал долгий процесс согласования в соответствующих инстанциях Санкт-Петербурга. Памятный знак на Левашовском мемориальном кладбище поставлен 1 октября 2017 года, в годовщину расстрела «ленинградцев»
Текст, размещенный на каменной плите, предельно строг и лаконичен. Никаких оценок и эпитетов — только констатация факта.

Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_50179

Из комментариев к предыдущей публикации этого поста в моём блоге — "разгром русской партии в ВКП(б)":

«Судебные процессы, моральные и политические расправы над этническими русскими руководителями по "ленинградскому делу" продолжались по всей стране вплоть до смерти И. Сталина. [...] Всего [...] репрессиям по этому "делу" были подвергнуты более 32 тысяч этнически русских руководителей партийного, государственного и хозяйственного звена. [...] Еще раз подчеркну, репрессиям были подвергнуты только этнически русские руководители. [...]

Родной дед К. Залесского А.Ф. Щеголев, русский, в 1950 году работал министром легкой промышленности РСФСР. Ни о каком «ленинградском деле» он тогда и слыхом не слыхивал. Но в конце 1950 года его вдруг вызвали в управление кадров правительства РСФСР и молча, без всяких объяснений, вручили трудовую книжку, где уже была сделана запись о том, что он уволен по сокращению штатов. И, не сказав даже "до свиданья", отобрали правительственный пропуск.

Сказать, что министр был потрясен произошедшим, – ничего не сказать: в СССР ведь в те времена безработных не было, а тут номенклатура ЦК ВКП(б) вдруг в буквальном смысле была выпровождена на улицу, без выходного пособия и предложения нового места работы. Оказавшись в таком положении, Алексей Федорович в поисках работы принялся обходить своих друзей и знакомых и узнал, что он такой не один: увольнениям без объяснения причин были подвергнуты все его русские знакомые начальствующего состава. На работу экс-министру удалось устроиться только через год в глухом уголке Московской области инженером на мебельную фабрику. И только после смерти Сталина Алексей Федорович смог вернуться в Москву и занять должность инспектора на ВДНХ. Только тут и узнал, что пострадал он по «ленинградскому делу», что был тогда, в 1950 году, строжайший негласный приказ с самых властных верхов — увольнять всех руководящих работников русской национальности.

О том, что в стране началось избиение русских управленческих кадров, не знала не только широкая общественность, практически никто ничего не знал даже в правоохранительных органах. Малейшая утечка информации об этом «деле» каралась строжайше. Насколько важное значение вождь придавал засекреченности этого события, видно по одному только факту: лично доверенный на протяжении многих лет в глазах Сталина человек – генерал-лейтенант НКГБ Павел Судоплатов (1907–1996) о "ленинградском деле" узнал только спустя несколько месяцев после расстрела его фигурантов в Ленинграде и в Москве и то в неофициальном разговоре со своей родственницей, служившей в 1950 году в органах НКГБ.

К слову сказать, соблюдение этой секретности сохраняется и по сей день: кто-то даже после антисталинской революции 1989–1991 годов до сих не разрешает полностью открыть историкам архивы КГБ СССР по этому "делу"».

(Вл. Кузнечевский, «Сталин и "русский вопрос" в политической истории Советского Союза. 1931–1953 гг.», Центрполиграф, 2016)

********

32 тысячи руководителей -- это целый русский политический класс.
Отсюда остановки к государственному распаду СССР уже не было.