Единственный в истории случай, когда немцы, потрясенные подвигом русских моряков, исполнили гимн Российской империи
Этот забытый ныне подвиг был совершен русским морским офицером Петром Ниловичем Черкасовым, командиром канонерской лодки «Сивуч-2», 6 (19) августа 1915 года к югу от острова Кюно (Кихну) в Рижском заливе.
П.Н. Черкасов
Справка. Пётр Черкасов родился 19 июня (1 июля) 1882 в г. Нижнем Новгороде, в семье морского офицера, капитана I ранга Нила Васильевича Черкасова, вышедшего в отставку с чином генерал-майора флота. На военно-морской службе Петр Черкасов с 1898 года. В 1903-1904 годах исполнял обязанности вахтенного начальника на миноносце «Властный». В годы русско-японской войны - старший офицер броненосца «Севастополь». После окончания Николаевской морской академии преподавал в ней. 30 декабря 1913 года был назначен командиром канонерской лодки «Сивуч».
Летом 1915 года германские войска рвались к Риге – и по суше, и по морю. Канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец» выполняли на Балтийском море боевую задачу по постановке мин у входа в устье Западной Двины и по обстрелу позиций противника на подступах к Риге.
От командующего Балтийским флотом Канина пришел приказ: «Корейцу» и «Сивучу» немедленно отходить в Моонзунд». Но шансов вырваться к тому времени уже практически не было. Вечером 6 (19) августа канонерки были замечены на кораблях германского флота.
Экипаж «Сивуча» под командованием Черкасова принял неравный бой. А командиру «Корейца» Ивану Федяевскому Черкасов передал сообщение: «Уходи! Я тебя прикрою».
Канонерская лодка «Сивуч», изрешеченная снарядами, продолжала отчаянно сражаться с немецким крейсером «Аугсбург» и миноносцами. Германцы ошибочно решили, что ведут бой с нашим линейным кораблем «Слава» и направили им на помощь еще два линкора и несколько миноносцев. Противник, истративший много топлива и сотни снарядов, был взбешен, когда понял, с кем вёл бой.

По «Сивучу» было выпущено несколько торпед, и канонерка затонула вместе с экипажем. Последнее сообщение было отправлено с канонерки открытым текстом, без шифра: «Погибаю, но не сдаюсь».
Поход на Ригу был сорван. Адмирал Шмидт отдал приказ эскадре повернуть назад. А бешенство сменилось восхищением.
После сражения германские моряки подобрали и спасли сорок восемь членов экипажа канонерки, в том числе двух офицеров (из 148 членов экипажа). Большинство из них были ранены, впоследствии восемь моряков скончались.
Спасенных героев немецкие моряки встретили на борту линкора «Нассау» с почестями – команда выстроилась во фронт, корабельный оркестр исполнил гимн «Боже, Царя храни».
Это, вероятно, - единственный такой случай в истории мировых войн.
В документе об исключении Петра Черкасова из списков личного состава флота была сделана запись: «Смертью запечатлел свой подвиг».
Капитан 2-го ранга Пётр Нилович Черкасов посмертно был награждён орденом Святого Георгия, посмертно ему было присвоено звание капитана I ранга. А канонерку «Сивуч» стали именовать «Балтийским «Варягом».
6 мая 2017 года в городе Володарске Нижегородской области П.Н. Черкасову установлен памятник.

Комментарии
Светлая память герою России.