Почти неизвестный кинофильм, обличающий советскую действительность "высшего общества"

На модерации Отложенный

Как сегодня любят говорить, «раньше было лучше». А насколько раньше? А на сколько лучше?

Вот, к примеру, в фильме «Пена» 1979 года, в котором, между прочим, снялись звезды советского кино, действительность показана не такой уж и красивой, какой любят ее расписывать.

Фильм обличает коррупцию. Но коррупцию не масштабную, а мелколичностную свойственную всем тем, кому в руки попала хоть маленькая власть и хотя бы незначительное, но влияние.

Этот фильм вряд ли показывали по ТВ, удивительно как вообще разрешили снимать такой фильм в 1979 году.

Хотя, автором пьесы, по которой поставлен фильм, является сам Сергей Михалков, обличитель некоторых социальных явлений в своих знаменитых (и довольно таки веселых) баснях. Это, наверное, всё и объясняет.

Сюжет фильма

Крупный советский представитель номенклатуры (аж глава НИИ) Махонин (Анатолий Папанов) решил по тихому сделать себе ученую степень. 

Писать, естественно, самому ему было не по статусу (да и вряд ли имелись таланты), а потому за помощью он обратился к «секретному специалисту» Валерию Соломе (Леонид Куравлев).

Но надо же такому было случиться, что зять Махонина Вадим Просов (Евгений Стеблов) как раз провел расследование на тему изготовления фальшивых диссертаций.

И что же будет, если в фельетоне произойдет скандальное разоблачение Махонина?

***

Фильм наполнен шутками и остротами в михалковском стиле. Конечно, можно подумать, что это некая самоирония Сергея Михалкова над тем обществом, в котором он сам обитает (как ни крути, но это была культурная элита).

Но нам интереснее наблюдать за персонажами, которые вобрали в себе типичные черты всех тех, кто был в «высшем советском обществе».

Жена Махонина (Лидия Смирнова) — уже привыкла, что в семье всё есть. А есть там настолько всё, что квартира буквально уставлена всяким дефицитным барахлом, которое наверняка доставалось по принципу — «чтобы было».

Эгидей Кочевряжкин (Владимир Басов) — ему вообще плевать перед кем пресмыкаться.

Посадят одного — перейдет к другому на раз плюнуть, но свои блага от положения и связей он не упустит.

Дочь Махонина (Марианна Вертинская) — вместе со своим женихом самые адекватные персонажи.

Альбина (Лариса Удовиченко) — подружка дочери Махонина. В голове абсолютнейшая пустота. Готова на всё ради модных товаров, которые можно было достать только людям высокого положения или иностранцам.

Валерий Солома (Леонид Куравлев) — делец своего времени, который решил заработать на тех, кто имеет высокое положение в обществе и готов платить деньги.

Полудушкин (Ролан Быков) — готов пресмыкаться и унижаться ради «блата». Знает как угодить своему «господину» Махонину. Может достать по своим каналам любой дефицит, даже «Пепси».

В принципе, это произведение на все времена. И пусть сегодня мы забыли, что такое «дефицит», но люди остались те же — кто запросто превозносит себя до уровня «элиты» и опускает тех, кто не может себе позволить некоторых материальных благ в силу недостаточного материального положения.

А сколько у нас сегодня подхалимов и любителей искать богатых «папиков» и «бабушек»? Всё те же персонажи. Не зря у нас и сегодня некоторые личности всеми силами пытаются завести себе «блат», в административных и силовых структурах.

Всё та же самая «пена».