Годзилла Хиросимы и Фукусимы

На модерации Отложенный

66 лет тому назад – 6 августа 1945 г. – в 8 часов 15 минут с американского самолета-носителя В-29 «Энола Гэй» с высоты 10 тыс. м на Хиросиму была сброшена атомная бомба «Малыш», взорвавшаяся на высоте 600 м. Это была первая в истории человечества атомная бомба, применённая в военных целях. Ежегодно в городском Парке мира Хиросимы отмечается годовщина этого трагического события. В этот раз во время церемонии в кенотафий был заложен список, насчитывающий 275 230 имён жертв атомной бомбардировки. В 8 часов 15 минут участники церемонии почтили память погибших минутой молчания.

Однако, отмеченная 66-я годовщина атомной бомбардировки США города Хиросимы существенно отличалась от предыдущих. В марте 2011 г. Япония из-за волны цунами, вызванного землетрясением силой 9 магнитуд, оказалась перед новым испытанием – природно-техногенной аварией на АЭС «Фукусима-1». И если в 1945 г. Япония подверглась бомбардировке во время войны со стороны врага, то авария на АЭС «Фукусима-1» в 2011 г. произошла в мирное время из-за ошибок самих японцев в проектировании АЭС.

В настоящее время в Японии идут сложные процессы переосмысления произошедшего, сводящиеся к дилемме: быть или не быть в Японии «мирному атому». Многие известные в мире японские деятели культуры – Харуки Мураками, Кэндзабуро Оэ и др. – публично высказались против эксплуатации в стране АЭС. Их поддержали ряд общественных организаций и многие граждане страны (47% японцев хотели бы, чтобы в стране было меньше АЭС, а 18% сказали, что Япония должна отказаться от использования атомной энергии). Политики же вынуждены вести себя более осторожно. Так, премьер-министр Японии Наото Кан, выступая на церемонии в Хиросиме, сказал, что он будет снижать зависимость Японии от атомной энергетики. Однако, Кан в ближайшее время может покинуть пост премьер-министра. В зачитанной на церемонии Декларации мира, мэр Хиросимы Мацуи Кадзуми призвал мировое сообщество добиваться ликвидации ядерного оружия и потребовал от властей Японии пересмотреть политику в сфере атомной энергетики: «Японское правительство должно пересмотреть национальную политику в области энергетики и принять конкретные меры по ликвидации последствий аварии, чтобы вернуть доверие населения».

Но вернуть доверие японцев к «мирному атому», похоже, задача не из лёгких.

Помимо роста антиядерных настроений, в Японии разрастается скандал, связанный с попытками Агентства по атомной и промышленной безопасности Японии манипулировать общественным мнением в пользу атомной энергетики. Грубо говоря, эта организация заставляла зависимых от неё людей выступать за «мирный атом». Отметим, что это Агентство находится в ведении Министерства экономики, торговли и промышленности, которое заинтересовано в развитии атомной отрасли. Сейчас трёх высокопоставленных чиновников хотят уволить, а правительство Японии планирует создать новый орган по регулированию в атомной энергетике в рамках уже Министерства по делам окружающей среды.

Совсем не очевидно, что Япония встанет на путь Германии. 5 августа Япония заявила, что она будет продолжать экспорт атомных технологий. Правительство призвало парламент Японии ратифицировать соглашения о гражданском ядерном сотрудничестве с Иорданией, Россией, Южной Кореей и Вьетнамом, чтобы «избежать порчи плодов дипломатических переговоров». Сегодня не ясно, чем заместить нынешние японские АЭС, которые до аварии на АЭС «Фукусима-1» давали стране около 30% энергии, без заметного ущерба для экономики страны, которая ещё не оправилась от мирового финансового кризиса. В итоге, похоже, нынешнее руководство Японии не готово заявить даже о постепенном выводе АЭС, как это сделала Германия.

В 1954 г. на экраны Японии вышел первый фильм об огромной ящерице по имени Годзира («Го-дзира» – от начала слова «го-рира», т.е. «горилла», и концовки слова «ку-дзира», т.е. «кит»), которая также имеет англоязычное название Godzilla. Годзира – величие и ужас Японии, надежды и страхи японцев. Это чудовище в Японии воспринимается как стихия, которая несёт блага и жизнь или сеет разрушения и смерть. Полагаю, что в японском сознании военный и мирный атом – своеобразное «инь и ян» – та же Годзира. Победят ли японцы свою ядерную Годзиру или продолжат с ней сосуществовать, почитая и боясь? Сценарий очередного фильма о Годзире не известен.