Нужна ли сегодня нравственность?
На модерации
Отложенный
В мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, границы стираются, а информация становится доступной мгновенно, нравственность кажется давно забытым и ненужным понятием. Однако именно сегодня, когда общественные нормы и личные убеждения подвергаются испытанию, необходимо вспомнить основы человеческого бытия.
Нравственность — это не просто набор правил, регулирующих поведение, а фундамент, на котором строится доверие, взаимное уважение и гармония отношений в обществе.
Корни нравственности уходят в глубокую древность, когда первые цивилизации начали формировать основы общественного поведения. Но что же составляет суть нравственности, и почему она так важна для каждого из нас?
На протяжении веков философы и мыслители пытались дать определение нравственности и понять ее природу.
Значительный вклад в развитие и осмысление понятия нравственности внесли древнегреческие философы.
Сократ (469–399 до н.э.) – один из первых философов, уделивших большое внимание вопросам нравственности и этики. Он подчеркивал важность самопознания и внутренней добродетели.
Платон (427–347 до н.э.), ученик Сократа, развил идеи своего учителя и рассматривал нравственность в контексте идеального государства.
Аристотель (384–322 до н.э.) систематизировал понятия нравственности и добродетели в своей работе «Никомахова этика», где исследовал, что такое добро и как следует стремиться к добродетельной жизни.
Эти философы заложили основы для дальнейших размышлений о нравственности, которые позже развивались и дополнялись в различных культурных и религиозных традициях.
В более поздние времена Иммануил Кант ввел понятие категорического императива, подчеркивая универсальность моральных законов и их независимость от личных интересов.
Создать нравственное общество никому и нигде не удалось, хотя во все времена жили те, кто мечтал об этом и стремился воплотить свою мечту в жизнь.
Махатма Ганди (1869–1948) – индийский лидер, который использовал принципы ненасилия и гражданского неповиновения в борьбе за независимость Индии. Его жизнь и действия были пронизаны глубокими нравственными убеждениями.
Мартин Лютер Кинг-младший (1929–1968) – лидер движения за гражданские права в США, боролся за равноправие и справедливость. Его стремление к социальной справедливости и равенству стало примером морального лидерства.
Нельсон Мандела (1918–2013) – южноафриканский лидер, боролся против апартеида и за права человека. Его прощение и примирение после освобождения из тюрьмы стали символом нравственного мужества и справедливости.
Но таких деятелей единицы и единомышленников у них очень мало.
Почему? Неужели никто не хочет жить в окружении нравственных людей?
Возможно, многие хотят, но для этого сначала необходимо самому стать нравственным человеком.
И не только убеждениями, но и поступками, которые отражают такие качества, как честность, справедливость, доброта и сострадание. Эти качества являются основными для создания доверительных и уважительных отношений в обществе – что совсем непросто и требует больших усилий.
Нужно быть правдивым и искренним, избегая лжи и обмана, стремиться к равноправию и объективности в отношениях с другими, быть готовым поступать по совести, проявлять заботу и внимание к другим людям, помогать и поддерживать их. Нравственный человек обязан проявлять уважение к различным мнениям, верованиям и культурам, контролировать свои эмоции, желания и поступки, не поддаваясь мгновенным импульсам, делиться своими ресурсами, временем и вниманием с другими, не ожидая ничего взамен.
И еще многое-многое другое.
Можно ли в современном обществе найти хоть кого-то соответствующего этим критериям? Думаю, что нет.
Некоторые зададут вполне естественный вопрос: а зачем? Зачем нам это нужно?
Дело в том, что безнравственное общество обречено. У него нет будущего. Когда люди удовлетворяют лишь свои потребности и находятся в рабстве только своих желаний, не думая ни о ком другом, они пользуются всеми возможными средствами – обманом, воровством, насилием, конфликтами, войнами.
История полна примеров безнравственного общества, когда ложь и обман становятся обычной практикой, когда права и возможности распределяются неравномерно, сильные и влиятельные злоупотребляют своим положением, а жестокость и агрессия становятся обычными способами решения конфликтов.
Достаточно вспомнить нацистскую Германию. Режим Гитлера характеризовался крайней жестокостью, нарушением прав человека, геноцидом, фашизмом и милитаризмом. Или Северную Корею с ее жестокими репрессиями, нарушением прав человека, культом личности, угнетением населения, которое испытывает страх и лишения.
Разве можно выжить в таких условиях?
Где же нам взять нравственных людей?
Единственный выход – их нужно воспитать.
И, конечно, начинать необходимо с себя. Личное стремление к самосовершенствованию и самопознанию играет главную роль в развитии нравственности. Семья также должна стремиться к идеалам нравственности, быть примером для подражания, демонстрируя такие качества, как честность, справедливость, доброта и сострадание.
Необходимо устраивать коллективные мероприятия, где можно научиться сотрудничеству, ответственности и уважению к другим. Средства массовой информации и социальные сети должны предоставлять детям и молодежи контент, который пропагандирует положительные примеры и ценности, а в школьную программу должно быть включено обучение этике.
Но основой для всего этого может стать только духовное развитие с его основным положением «Возлюби ближнего, как самого себя».
Духовное развитие помогает людям понять самих себя, свои истинные ценности и цели. Это осознание способствует формированию нравственных принципов и этического поведения, развивает в людях способность к состраданию и эмпатии, что является основой для любви к ближнему.
Принцип «Возлюби ближнего, как самого себя» учит уважению к каждому человеку, независимо от его происхождения, веры или социального статуса. Уважение и признание достоинства каждого человека являются основой для справедливого общества.
Принцип «Возлюби ближнего» способствует развитию сотрудничества и взаимопомощи, что укрепляет общественные связи и делает общество более устойчивым и гармоничным.
Воспитанные на этом принципе лидеры могут служить примерами для других, вдохновляя их на нравственное поведение и созидательные действия.
Воспитание нравственного человека в современном обществе возможно, если все эти аспекты будут работать вместе, создавая благоприятную среду для развития нравственности и личностного роста.
Возможно, кто-то считает, что создание нравственного общества —утопия. Но даже если это кажется недостижимой целью, мы обязаны попробовать. Ведь если мы не предпримем попытку, то никогда не узнаем, насколько великим и справедливым может стать наше общество. Каждый шаг в направлении духовного и нравственного развития, каждое проявление заботы, добра и любви к ближнему может сделать наш мир лучше. Начав с себя и распространяя эти принципы вокруг, мы можем создать общество, в котором каждый будет чувствовать себя ценным и защищенным. Пусть это будет наш общий путь к гармонии и справедливости. Вдруг получится.
Комментарии
нравственность всегда нужна
Григорий , спасибо.
В современной жизни , УВЫ! , происходит снижение планки и искажения самого понятие нравственности, и это очень печально и становится большой проблемой. Сегодня , человек, как личность, формируется на фоне размытых ценностей. Но, я считаю ,что каждый должен её в себе развивать без оглядки на общество и его падающие нравственные устои . На вопрос статьи "Нужна ли сегодня нравственность?", глубоко убеждена нравственность нужна во все времена! и любому обществу. Если ее не будет, во что тогда мы превратимся? ! Итак, уже наше общество стало до того невежественным и безнравственным , что становится страшно за своих детей и внуков!!!
Да, Тома, это огромная проблема современного общества. Все более прагматичного, потребительского общества, в котором, конечно же нравственные ценности сильно изменились. Тут много причин такого падения. Но основная - эволюционный рост эгоистической природы человека из поколения к поколению.
И дальше будет не лучше, если не изменится понимание большинства людей, что для улучшения нравственных основ, да и возможности выживания человечества, придется изменять свою инстинктивную природу Эго.
Для этого нужна современная система воспитания, образования, которую называют интегральной, способствующей более тесной солидарности, единству самых разных людей. Ведь нравственные ценности во многом зависят, как воспринимаются люди вокруг - они свои, или чужие. Есть ли ощущение, что каждый из нас находится в огромной Единой семье и в своей стране, и во всем человеческом обществе, живущей на нашей уникальной планете Земля.
Григорий Никитин, Спасибо,Григорий. Содержательный в доступном для понимания изложение. Конкретно и четко ответили на поставленную тему. Вот почему-то такие комментарии не получают экспертного мнения.
Григорий Никитин, Григорий! Поздравляю с награждением! Рада за вас! Как всегда Лене привет с обнимашками.
Нравственность всегда есть в любом обществе. Другой вопрос, что каждое общество формирует нравственные нормы "под себя", в соответствии со своими текущими условиями существования. Меняются условия -- меняются нормы нравственности. И вряд ли автору текста понравились бы нормы нравственности греческих городов времен Сократа и Платона.
Александр Втюрин, Во первых статья называется "Нужна ли сегодня нравственность?" "Меняются условия -- меняются нормы нравственности." Согласна , нравственность в разные времена менялась ,менялись и её нормы , которые соответствовали условиям того времени, но не игнорировалось само понятие нравственности, это я к тому даже в античности нравственность присутствовала.
Тома Клигман, Это нам так кажется, что менялась нравственность в разнве эпохи. Измкнялись желания людей, а нравстаенность всегда остаётся неизменной.
Алексей Бублик,Ведь, логично, что с изменениями условий жизни общества , меняются сами люди и, как следствие менялись их нравственные устои, но нравственность НИКОГДА!!! не игнорировалась, она соответствовала духу времени. В античности были одни устои, в наше время другие . Мы говорим об одном и тоже.
Прочитав фамилию "Бублик" я улыбнулась. (только не обижайтесь, хорошо?), у внуков была маленькая собачка и они её назвали странным именем "Бублик", почему до сих пор загадка.
Много слов и ни о чём. Что такое нравственность? Если рассматривать её как соответствие поведения нормам морали, то надо учитывать что нормы - вещь относительная, что не приемлемо в одном обществе в другом может даже приветствоваться. Может просто Ваши запросы к этим нормам устарели?
А также сенека, спиноза, маркс и ленин. Русо туристо облико морале !