Религиозное возрождение в России: пять основных мифов

На модерации Отложенный

В последнее время очень модно говорить "о религиозном возрождении". Что это за возрождение - никто не знает, однако по умолчанию это что-то очень хорошее и нужное, должное привести нас в очередное светлое будущее. Попробуем разобрать пять основных мифов этого понятия.

 

Миф 1. Религиозный ренессанс – это хорошо.  

Религиозный ренессанс (возрождение) – одно из ключевых положений российского НЛП, о котором в России принято говорить как о мертвом – либо хорошо, либо ничего. Характеризуется тем, что любой положительный эффект приписывается исключительно религии. Естественно, негативные стороны вроде монополизации капитала или роста преступности на религиозной почве, тактично опускаются. В научной литературе подобное явление получило название инфологемы – т.е. «перекодированная» информация, что отличается от мифа, который является чистым вымыслом или домыслом. 

 

Миф 2. Православие. Самодержавие. Колбаса.  

Понятие религиозного возрождения отождествляется исключительно с «титульными» религиями из «белого» списка – православием, исламом. Хотя, если говорить о всплеске религиозной активности, то «ренессанс» принадлежит исключительно неокультам и сектам. Им, разумеется, по умолчанию отводится роль «черных».

 

Миф 3. Религиозность=духовность.  

Если особенности религиозности, его структура довольно подробно описана в различных дисциплинах и имеет довольно четкие параметры измерения, то понятие «духовности» пока не имеет ни одной сколько-нибудь внятной формулировки – ни в науке, ни в идеологических отделах РПЦ. Поэтому именно «духовность» кладется в основу построения религиозно-идеологического мифа, что методологически оправданно – любая критика легко сводится на нет ввиду отсутствия каких-либо критериев оценки.

Но о духовности в цифрах немного можно почитать здесь.

 

Миф 4. Православных в России 80%.  

Собственно религиозное возрождение в количественном измерении. Характерно произвольное завышение и вольная трактовка любых цифр, «вписывающихся» в данный миф. Между тем церковь не располагает хоть какими-то данными даже о числе прихожан. Что касается мифичных 80% православных, то в данном случае мы имеем классический пример намеренной фальсификации социологической информации. Достаточно посмотреть на любую таблицу данных любого репрезентативного исследования, чтобы увидеть, что отождествление происходит не с религией, а с социокультурной либо геополитической идентичностью. «Истинноверующих» (воцерковленных) в России около 2%, что является стандартным процентным рубежом любого меньшинства или секты.

 

Миф 5. РПЦ как «выразитель мнения большинства».  

См. п.п. 1-4.

Единоличная в «чубайсовском» духе приватизация РПЦ «мнения большинства» в принципе не оригинальна. Однако точно такое же право имеет любое меньшинство – сексуальное, например.

Почему же мы тогда шарахаемся от гей-инициатив?

Вместо итога: в "духовном" статусе РПЦ мы имеем довольно стройную по структуре и профессионально выстроенную цепочку создания мифа. Отличие от стандартных НЛП-технологий, естественно, в уникальной российской специфике.  Обычно создание мифа предваряет соответствующие политические и правовые конструкцие. В нашем случае миф их завершает, ибо они уже созданы и довольно успешно функционируют. 

Поздравим в очередной раз себя с неповторимостью России.