Почему Homo sapiens пережил все другие виды людей?

На модерации Отложенный

Современные люди (Homo sapiens) - единственные выжившие представители генеалогического древа человека, которое началось около 6 миллионов лет назад и породило не менее 18 видов, известных под общим названием гоминины.

Около 300 000 лет назад существовало, по меньшей мере, девять видов Homo H. Sapiens, живших в Африке, Европе и Азии. Один за другим, они все, кроме H. sapiens, исчезли. Ближе всего к человеку были неандертальцы и денисовцы, они жили бок о бок на протяжении тысячелетий и даже скрещивались. Но, в конце концов, денисовцы и неандертальцы также исчезли. Примерно 40 000 лет назад H. sapiens оказался последним оставшимся гоминином.

Так в чем же секрет нашего успеха? Почему H. sapiens выжил, когда все наши родственники вымерли?

Чтобы понять, как мы выжили как вид, мы должны сначала посмотреть, что у нас общего с другими гомининами, полагает Уильям Харкорт-Смит, палеоантрополог из колледжа Леман и Американского музея естественной истории. Возглавляет этот список двуногость. Двуногое хождение возникло в группе ардипитеков - наших самых ранних предков человека, живших около 4,4 миллиона лет назад, — и австралопитеков, которые появились примерно на 2 миллиона лет позже. Обе группы по размерам были "немногим больше двуногих обезьян" с относительно небольшим мозгом.

Двуногость была важным эволюционным шагом для гомининов, но она не предотвратила вымирание ардипитеков, австралопитеков и третьего рода гомининов — парантропов. Австралопитек возник одновременно с вымиранием ардипитека. В свою очередь, когда стал вымирать австралопитек, одновременно появился вид Homo около 3 миллионов лет назад.

В отличие от вида Homo, у которого мозг был больше, а зубы меньше, чем у их предшественников, у парантропов мозг был маленьким, и они были более похожи на обезьян, с массивными задними зубами и мощными жевательными мышцами.

"Довольно долгое время Homo и Paranthropus соседствовали, занимая разные ниши, но на одном ландшафте", - рассказывает Харкорт-Смит. Но, примерно через 1 миллион лет, парантроп исчез, а "Homo остался и размножился в конечном итоге по всему миру", - добавляет Харкорт-Смит.

Что уничтожило ардипитеков, австралопитеков и парантропов? Никто не знает наверняка, и, вероятно, дело было не только в чем-то одном. Потенциальные факторы включают изменение окружающей среды, конкуренцию за пищу и ресурсы с гомининами и низкую численность вида.

Больший мозг у Homo, безусловно, давал роду преимущество перед парантропами.

С увеличением размера мозга улучшились когнитивные способности и способности к изготовлению инструментов, повысилась гибкость поведения, возросла социальность и улучшилось решение проблем.

Это были довольно сложные семейные группы, которые, возможно, хоронили своих мертвых. Они строили убежища, делали метательное оружие, умели использовать огонь. Возможно, это сделало вид Homo более устойчивым и адаптируемым, чем был парантроп.

Но разгадать, что заставило H. sapiens пережить все остальные виды Homo, сложнее. Древние орудия труда, предметы искусства и другие артефакты предполагают, что наши когнитивные способности, техническое мастерство и способность решать проблемы были более развиты, чем у наших близких родственников, поясняет Харкорт-Смит. Гибкие социальные стратегии также могли бы помочь H. sapiens сохраниться там, где другие виды погибли.

Наша гибкость сослужила нам хорошую службу как виду. Одна из причин, по которой мы смогли так эффективно распространиться, заключается в том, что мы научились адаптироваться к разнообразной среде обитания — не только биологически, но и культурно благодаря нашим технологиям и поведению.

Другим фактором может быть просто случайность. Популяции небольших видов могут быстро вымереть в результате стихийных бедствий, вспышек болезней или климатических изменений, оставляя открытой ранее занятую нишу для других видов.

Homo erectus был первым видом Homo. Он распространился по Африке и Восточной Азии. За сотни тысяч лет появилось больше видов: Homo heidelbergensis, Homo naledi, Homo floresiensis и Homo luzonensis, а также H. sapiens, неандертальцы и денисовцы.

После появления в Африке, H. sapiens мигрировали в Европу, где уже обитали неандертальцы, и в Азию, где они столкнулись с денисовцами. Данные, полученные с помощью ДНК современных людей, показывают, что эти группы взаимодействовали, и вполне возможно, что H. sapiens превзошел эти группы в конкуренции.

Хотя мы не знаем, какую роль мы сыграли в их вымирании, представляется вероятным, что наше распространение за пределы Африки оказало давление на другие виды из-за конкуренции за ресурсы. Наш вид был очень успешен в передвижении и спаривании, что, вероятно, являлось значимым конкурентным преимуществом.

Интересно отметить, что весь вид Homo в какой-то момент был опасно близок к вымиранию. Недавний генетический анализ более 3000 человек в африканских и неафриканских группах выявил меньшее генетическое разнообразие, чем ожидалось. Анализ показал, что в промежуток между 813 000 и 930 000 лет назад мировая популяция Homo составляла не более 1300 особей. Причем такая численность сохранялась более 100 000 лет.