Забытые герои Великой войны: Владимир Котлинский (к 125-летию героя)

Оборона крепости Осовец – пожалуй, одна из самых известных сегодня страниц Отечественной войны 1914 г. Крепость эта преграждала немцам ближайший и удобнейший путь на Белосток и уже в первые дни осады в конце февраля 1915 г. подверглась самому чудовищному обстрелу. Лишь за одну неделю по ней было выпущено 200-250 тысяч только тяжелых снарядов. Вместе с артиллерией крепость бомбили немецкие аэропланы. Обстрелы были столь ужасны, что, казалось, ничему живому невозможно уцелеть под ними. Понимая это, командование просило защитников цитадели продержаться хотя бы 48 часов. Крепость простояла полгода.
6 августа немцы применили против гарнизона Осовца отравляющие газы. Ровно в 4 часа утра темно-зеленый туман смеси хлора с бромом 12-15 метров в высоту и шириной 8 км накрыл русские позиции. Всё живое, оказавшееся под этой смертоносной волной, было отравлено: люди, животные, растения – всё гибло, не имея защиты.
Следом германская артиллерия вновь обрушила на умирающую цитадель жестокий огонь. И лишь после этого 14 батальонов пехоты – 7 тысяч человек – ринулись на штурм русских позиций, будучи уверены, что сопротивляться уже некому. Каков же был их ужас, когда навстречу им из окопов – харкая кровью, с замотанными тряпками лицами – поднялись и пошли в штыковую русские воины. Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка во главе со своим командиром 21-летним подпоручиком Владимиром Карповичем Котлинским.
Владимир Котлинский родился 10 июля 1894 г. в семье крестьянина деревни Веркалы Игуменского уезда Минской губернии Карпа Котлинского. Впоследствии семья перебралась в Псков, где мать будущего героя Наталья Петровна работала телеграфисткой, а сам он учился в Псковском реальном училище.
Свою службу Котлинский начал в корпусе военных топографов, а затем был прикомандирован к Землянскому полку, оборонявшему Осовец. К августу 1915-го Владимир имел несколько боевых наград: в частности, орден Св. Станислава с мечами и бантом 2 и 3 ст. и орден Св. Анны 3 и 4 ст.
«Атака мертвецов» принесла славному подпоручику орден Св. Георгия. К сожалению, посмертно.
6 августа, получив донесение о занятии неприятелем 1-й линии обороны и дальнейшем его продвижении, командир Землянского полка приказал своим уцелевшим бойцам выступить с форта на Сосненскую позицию и, перейдя в контратаку, выбить немцев из занятых ими наших окопов. 13-я рота, составлявшая гарнизон Заречного форта, уже потеряла отравленных газами 20 человек; также был отравлен ими командир роты подпоручик Котлинский, но оставался в строю. Под его командованием рота, выйдя из крепости и рассыпавшись под сильным артиллерийским огнем, стала продвигаться вдоль железной дороги навстречу наступающим немецким цепям. Вместе с ротой был командирован, вызвавшийся охотником саперный офицер подпоручик Стржеминский для выяснения по ходу боя необходимых фортификационных построек на внутреннем пространстве Сосненской позиции.
Приблизившись к противнику шагов на 400, подпоручик Котлинский во главе со своей ротой бросился в атаку и штыковым ударом сбил немцев с занятой ими позиции, заставив их в беспорядке бежать...
Один из немногих очевидцев того легендарного подвига вспоминал: «Я не могу описать озлобления и бешенства, с которым шли наши солдаты на отравителей-немцев.
Сильный ружейный и пулеметный огонь, густо рвавшаяся шрапнель не могли остановить натиска рассвирепевших солдат. Измученные, отравленные, они бежали с единственной целью – раздавить немцев. Отсталых не было, торопить не приходилось никого. Здесь не было отдельных героев, роты шли как один человек, одушевленные только одной целью, одной мыслью: погибнуть, но отомстить подлым отравителям.
Впрочем, нет, я знаю одного героя – выдающегося героя – этой атаки. К Землянскому полку в начале войны был прикомандирован только что окончивший военно-топографическое училище юноша подпоручик Котлинский. Этот человек, кажется, совершенно не знал, что такое чувство страха или даже чувство самосохранения. Уже в прошлой работе полка он много принес пользы, командуя одной из рот.
Теперь, сильно отравленный газами, он получил приказание вести роту в контратаку, пошел впереди солдат, имея при себе только бинокль.
В минуту адского, невероятного обстрела он, ориентируясь, спокойно осматривал отдельные места боя и отдавал соответствующие приказания.
И наряду с этой безумной, беззаветной отвагой он берег жизнь своих людей. Когда участок полотна железной дороги был нами пройден, когда до немцев оставалось 300-400 шагов, Котлинский приказал роте залечь под холмом, а сам вышел под ураганным огнем противника на открытое место и в бинокль осмотрел расположение его сил. Он принес себя в жертву своей роте. Выбранное им место для атаки оказалось удачным. Немцы не выдержали бешеного натиска наших солдат и в панике бросились бежать. Они даже не успели унести или испортить находившиеся в их руках наши пулеметы.
Но сам подпоручик Котлинский был ранен разрывной пулей в бок и умер к вечеру того же дня».
Смертельно раненый герой успел передать командование подпоручику Стрежеминскому. Последний, обнажив шашку с криком «ура» бросился на немцев, увлекая за собой роту. Местность атаки была весьма неудобная: развалины старых блиндажей представляли собой ямы, в которых проваливались люди; отовсюду торчали доски и бревна, но доблестная рота, поистине достойная своего покойного командира, стремительной атакой выбила немцев последовательно с занимаемых ими позиций. При этом было взято 16 пленных. Находившиеся в окопах и захваченные немцами наши противоштурмовые орудия и пулеметы были в полной исправности отбиты у противника. Подпоручик Стржеминский получил сильное отравление удушливыми газами, но остался в строю.
В 1916 г. во время минометного обстрела он был очень сильно изранен, потерял правую ногу и левую руку до локтя, обжёг глаза, но инвалидность не помешала ему стать одним из известнейших художников Польши.
Увы, в отличие от Стржеминского имя Владимира Карповича Котлинского долгие годы оставалось безвестным. Большевистская власть не любила вспоминать героев оболганной ими войны. Неизвестна даже могила героя, хотя его младший брат, Евгений, проживал в Пскове вплоть до 1968 г. и упокоился на местном кладбище.
«Атака мертвецов» сто лет назад потрясла всю Европу и сегодня на возврате исторической памяти становится одним из самых ярких примеров русской доблести. И уже наш современник поэт Константин Фролов-Крымский посвятил этому подвигу стихотворение, завершающееся следующими строфами.
Пусть помнит в веках человечество
Ту жертвенность наших отцов,
Что в тяжкие годы Отечества
В атаку вела «мертвецов».
Полгода рукой мускулистою
Мы били зарвавшихся псов!..
А нам было велено выстоять
Всего сорок восемь часов.
А тогда, сто лет назад комендант крепости генерал-лейтенант Николай Александрович Бржозовский, выражая свою благодарность защитникам крепости, писал в своём приказе:
«Герои Осовчане, более года вы честно работали во славу Родины и на страх врагу. Не было ни одной минуты, когда бы вы дрогнули и убоялись славной смерти.
Не щадя своей жизни, вы отбивали все натиски противника и до последней минуты победно держали дарованное вам знамя. Слава вам, страха неимущие и да успокоит Господь Бог души всех за веру и Родину жизнь свою положивших.
Не только для нас, но и для всей великой России Осовец святое место и та славная страница великой освободительной войны, на которой нет ни одного пятнышка: как славно началась защита, так и славно окончилась она; все свято исполнили долг свой и у всех на совести покойно.
…
Гибли защитники окопов и верков, но ни одна пядь наших укреплений не отдана врагу: полевая артиллерия славно и лихо выполняла свои трудные задачи. Инженерные части неустанно работали в поле и на верках, а все остальные учреждения гармонично вливали свои труды в дело общего успеха.
Результат превзошел все ожидания и крепость обстрелянная 16,5 дюймовыми чудовищами, отравленная ядовитыми газами, исполнила свою задачу сверх всякой меры.
В развалинах взрывов и пепле пожаров гордо упокоилась сказочная твердыня и мертвая она еще страшнее врагу, всечасно говоря ему о доблести защиты.
Спи же мирно, не знавшая поражений и внушившая всему русскому народу жажду мести врагу до полного его уничтожения. Славное, высокое и чистое имя твое перейдет в поучение будущим поколениям, как и имена доблестных защитников.
…
Пройдет недолгое время, залечит мать Родина свои раны и в небывалом величии явит миру свою славянскую силу; героев великой Освободительной войны, не на последнем месте она поставит и защитников Осовца, а мы, Осовчане, дабы укрепить память крепости на веки, положив чтить день 24-го июля, день газового штурма, как день особой нашей боевой гордости и как день скорби по павшим товарищам, в воспоминание славного прошлого, да останемся мы навсегда друзьями, без различия чинов и званий».
Е. Федорова
Комментарии
Модестка, а почему ты никогда не пишешь про героев ВОВ? Космодемьянская, Карбышев, Молодогвардейцы, Маресьев, Жуков, Рокоссовский, защитники Сталинграда и Брестской Крепости...могу долго продолжать. Или эти люди для тебя не герои?
1881ru, Можешь не продолжать. ВОВ было три. Но тебе, русофобу презирающему Россию сие неведомо.
Олег Модестов, Модестка, не пытайся соскочить с темы. ВОВ - это Великая Отечественная Война. Не Гражданская. Не Первая Мировая. Великая Отечественная Война. Чуешь разницу, пакостник? И это...читай сообщения в личке. Там всё про тебя написано.
И всё же: что ты можешь сказать про тех героев, которых я перечислил?
Олег Модестов,
А ты выступаешь с таким пафосом, как достойный последыш-сын комсомольца и комсомолки 20-х?
1881ru, Еще раз. Первая ВОВ это 1812 год. Вторая ВОВ это 1914-й. Но ты Россию презираешь поэтому эти войны для тебя империалистические и их герои это герои вражеские. Для тебя и тебе подобных они вражеские.
Алексей Астафьев, С арифметикой у тебя тоже плохо. Мать 1925 года, Отец 1927-го.
Модестка, цитирую сам себя: "Модестка, а почему ты никогда не пишешь про героев ВОВ? Космодемьянская, Карбышев, Молодогвардейцы, Маресьев, Жуков, Рокоссовский, защитники Сталинграда и Брестской Крепости...могу долго продолжать. Или эти люди для тебя не герои?"
1881ru, Кстати, Карбышев был героем Второй ВОВ. Царским генералом. Рокоссовский репрессированным а про Брестскую крепость до 1956 года и не вспоминали. Среди участников Сталинградской битвы были и антикоммунисты. Я знал двоих. А забыли вы о русских героях умышленно. Вы Россию ненавидите.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Модестка, цитирую себя еще раз (четвертый, но по другой теме)" "...опустим то, что ты идиотничаешь. просто приведи мне ссылку на тот бред о котором ты блеешь. Уточню: ссылку на известный ресурс, на котором есть терминология ВОВ1, ВОВ2 и ВОВ3."
1881ru, https://rusidea.org/
http://rys-strategia.ru/
https://rusnasledie.info/
Достаточно? Тварь русофобская. ! Могу еще прислать. Изучай.
1881ru, Потому что о героях всех остальных войн, в том числе и ВОВ вы умышленно умалчиваете а чаще всего врете. Ненавидите вы историческую Россию.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
1881ru,
1881ru, Эти ресурсы читать надо. Это не для идиотов вроде тебя. Диплома ликбеза тут недостаточно. Тем более, что ты и ликбез не закончил.
Комментарий удален модератором
1881ru, Я понял. Если тебе отвечают картинками куратор перестает тебе платить.
Комментарий удален модератором
1881ru, отцы твоей нации
1881ru,
1881ru, Я ответил тебе на все твои вопросы, адепт секты немецкого еврея Карла Маркса.
Олег Модестов, Я же говорил, что ты сольёшься, старое и лицемерное ты недоразумение...)
Комментарий удален модератором
1881ru, Ильин был и остается настоящим русским патриотом. А ты был, остаешься и сдохнешь русофобом, адептом секты немецкого еврея.
Комментарий удален модератором
1881ru, ленин перестал быть предателем?
1881ru, Сталин перестал быть изувером?
1881ru, "Гонение на меня в Германии началось еще в 1933 году за то, что я дерзал быть русским патриотом с собственным суждением. Вот список.
1933. Апрель—Июль. Первые посещения моего жилища политической полицией. Попытки разоблачить меня как «Франкофила» или же использовать меня против остальной эмиграции. Мой отказ.
1933. Август. Обыск у меня. Арест (так и везли под стражей через весь город на полиц<ейской> открытой колымаге). Запрещение «заниматься политической деятельностью» под угрозой концлагеря.
1934. Апрель. Предложение мне как профессору Русского Научного Института заняться пропагандой антисемитизма во всем эмиграционном рассеянии. Мой категорический отказ.
1934. Июнь. Мне отказано в праве на работу.
1934. Июль. Я уволен в два счета из Русского Института.
1881ru, 935—1937 я работаю в частном порядке с Еванг<елической> Церковью.
1937. Август. Вызов в политическую полицию, где за четыре года скопились доносы на меня из среды «русского нац<ионал->социалистич<еского> движения». Доносы эти были читаны моими друзьями. Были доносы в 22 пункта.
1937. Октябрь. Два допроса в Гештапо.
Не служил ли я в Москве большевикам? Отв<ет>: нет.
Почему меня не расстреляли сразу, а выслали только
через пять лет? Отв<ет>: Бог не допустил.
Не масон ли я? Отв<ет>: нет.
1938. Февраль. Вызов в Гештапо. Запрет всяких выступлений — по-русски, по-немецки. Прекращен мой открытый философский семинарий.
Никакие протесты не помогают.
Узнаю стороной о новом накоплении доносов.
1938. Апрель. Приглашение к заместителю Розенберга. В беседе категорически заявляю, что Украина не в моей власти, но что на оккупацию ее и отчленение никогда не соглашусь.
1881ru, 1938. Май. Я готовлю мой окончательный отъезд из Германии.
1938. Июнь. Я получаю в частном порядке три уведомления:
1) Поход на меня будет продолжаться.
2) Пропагандное министерство объявило меня «разоблаченным масоном», а мои публичные выступления недопустимыми
— за отсутствие в них антисемитизма,
— за проводящуюся в них христианскую точку зрения.
3) Будет сделана попытка использовать мои силы в подготовке похода на Россию.
1938. Июнь. Я беру визу на Карловацкий Собор и получаю ее с правом возврата в Германию.
Я передаю свою квартиру.
Вещи и книги на склад.
Один из друзей получает от меня генеральные полномочия на все мое имущество и на ведение моих дел.
1881ru, 1938. Начало июля — я покидаю Германию совсем. Уезжаю в Швейцарию.
На Карловацкий Собор я не поехал по болезни. Все эти гонения причинили мне многомесячную ежедневную мигрень (с конца мая до сегодняшнего дня). Состав Собора был такой, что если бы я на него поехал, то я задохнулся бы от отвращения к мобилизованному там черносотенству, с привлечением целого ряда заведомых агентов Германии, руководивших травлею против меня.
В июле и в августе мне удалось вывезти все мои чемоданы с рукописями.
1 августа я подал прошение о праве жительства в Швейцарии. Ответа оф<ициального> еще нет, но решение будет положительное. Вмешался целый ряд влиятельнейших лиц, первый — Рахманинов. И это наладится.
1938. 17 сентября приехали все мои вещи: мебель, библиотека и прочее. И приняты беспошлинно.
1881ru, Около 20 сентября — Гештапо накладывает арест на мою брошюру «Der Angrift auf die Ostkirche». Она очень корректная. Всецело против большевиков. Это речь, которую я за эти годы произнес 25—30 раз на собраниях и съездах евангелических пасторов (от 20 — до 400 человек). Она была напечатана еще в декабре 1937 и продана в количестве 20 000 экз<емпляров>. Остальные15 000 арестованы.
В начале октября узнаю, что Гештапо повсюду разыскивает мое германское пребывание и добивается моего адреса.
Вот, дорогой мой, картина...
Меня вынесло из Германии как на крыльях ангелов: нигде ни зацепки. Все спасено: до писем Врангеля, Шмелева, до записей и альбомов включительно..."
Опубликовано: Переписка двух Иванов (1935 — 1946). Книга 2. М., 2000.
1881ru, Учи матчасть. А твои большевики, очень сильно русские, не благоволили немцам, они просто сдали им непобежденную Россию. БОльшего предательства в нашей истории не было.
В общем, царские генералы трупами русских солдат немцев заваливали...
ANT 74
Это потери в войне подготовленной и развязанной большевиками
ANT 74
Потери в "империалистической"