Почему российский бизнес мало инвестирует в Синеокую ?

                            

Валодзя, дай грошау.

Дал бы, но у нас нет такой валюты


Среди стран СНГ, в которые инвестирует Россия, Беларусь находится лишь на третьем месте после Казахстана и Узбекистана. Крупные российские компании и вовсе игнорируют Беларусь. Почему так происходит?

Проблемы инвестиций в Беларусь из стран ЕАЭС и СНГ проанализировал Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики. «Приток инвестиций из названных стран пока не соответствует интенсивности нашего сотрудничества в торговой и иных сферах», — говорится в его докладе.

Общий объем российских инвестиций в экономику Беларуси в 2023 году составил 5,1 млрд долларов. Несмотря на то, что он вырос на треть к уровню предыдущего года, качественные характеристики этих инвестиций, как подчеркнул в апреле этого года премьер-министр Роман Головченко, оставляют желать лучшего. Доля участия российских инвесторов в капитале – только 2% от всего объема прямых инвестиций из России. А в структуре ПИИ наращивается доля долговых инструментов и снижается доля реинвестирования. Российские инвесторы хотят работать прежде всего в высоко маржинальных отраслях.

Экономисты из НИЭИ назвали несколько причин, порождающих проблему малого объема и плохого качества российских инвестиций.

Хотят вкладываться лишь в сырье и инфраструктуру

Ключевыми инвесторами на пространстве ЕАЭС являются крупные вертикально интегрированные российские компании: «Газпром», «Лукойл», «НОВАТЭК», «ОК РУСАЛ», Группа НМЛК, «Роснефть» и другие. Большая часть из них нацелена на реализацию инфраструктурных или сырьевых проектов, дающих быструю отдачу. В то же время специализация Беларуси – обрабатывающая промышленность, инвестиции в нее не дают сопоставимой доходности.

Поэтому Беларусь просит Россию учитывать не только отдачу от инвестиций, но и помнить про технологический суверенитет и импортозамещение. В этом плане наша страна рассчитывает на российские госкорпорации.

Мало льгот

Преференции и льготы для инвесторов в Беларуси уступают применяемым в России, то же – с господдержкой инвестиционных проектов. Среди механизмов и инструментов государственной поддержки в России числятся:

  • соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК);
  • инвестирование средств Фонда национального благосостояния;
  • фабрика проектного финансирования;
  • программа 1704;
  • займы Фонда развития промышленности и многие другие.

Все они финансируются из бюджета. Беларусь не располагает аналогичными бюджетными ресурсами для поддержки инвесторов, подчеркивают в НИЭИ.

Не развитая инфраструктура

В Беларуси недостаточно энергетической и транспортной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов. Имеются сложности с финансированием строительства таких объектов. Это существенно удорожает инвестиционные проекты и удлиняет сроки окупаемости инвестиций.

Узкий рынок

Емкость белорусского рынка уступает рынкам России, Казахстана, Узбекистана и других стран.

«Это делает невозможным без наличия экспорта продукции обеспечить окупаемость некоторых проектов, например, в крупнотоннажной химии, металлургии, транспортном машиностроении и других», — считают эксперты Минэкономики. А запускать ориентированные на экспорт производства инвесторам мешают санкции.

Некоторые инвесторы считают невозможной прибыльную работу в Беларуси и «не решаются осуществлять проекты в нашей стране с целью производства продукции для экспорта в третьи страны в связи с наличием санкционных ограничений», — говорится в докладе.

Мало предлагаем

Отсутствует портфель детально проработанных проектных предложений, включающих ТЭО и привязанных к потребностям национальной экономики Беларуси, стран ЕАЭС и мирового рынка.

Инвесторы не доверяют Беларуси

В перечне проблем специалисты Минэкономики забыли упомянуть еще одну, которую российский премьер-министр Михаил Мишустин считает ключевой. На апрельской встрече с белорусским коллегой Романом Головченко в ответ на жалобы последнего по поводу инвестиций Мишустин напомнил про нежелание правительства Беларуси рассчитываться с российскими инвесторами по облигациям.

«Огромное количество россиян — промышленников, предпринимателей — готово инвестировать, но здесь важно, чтобы задолженность была погашена для размещения новых белорусских облигаций на финансовом рынке России <...> Именно это, мне кажется, является сдерживающим фактором», — заявил в ответ на слова Головченко российский премьер.  

---------------

М.П. СГ уже скоро 30 лет.

Но российский бизнес не знает о его существовании. Здесь правильно отмечено - путенский бизнес выбирает только высокомаржинальные секторы. К примеру, давно уже в Беларуси действуют развлекательные центры россиян. 

Но речь не о политических проектах (тира бывшего Белтрансгаза), а о среднем российском бизнесе. Лично наблюдаю, как в Беларусь в течение последних трех лет пришли российские блябизнесмены в услуги. Вот один пример.

Активная (несвойственная млявым бульбашам) реклама компьютерных услуг типа а-ля-живу рядом. И типа - за вызов деньги не берем. На деле же это, по сути, кидалово, ориентированное на снятие сливок за счет рекламы и новых жертв. Нанимают низкоквалифицированных ребят. Тарифы указывают в самом конце, и эти тарифы (сужу по своему случаю - в более чем два раза выше тарифов моего постоянного компьютерщика). В моем случае парень программу, которую я хотел, не установил. Но честно сказал, что его накажут, и я его пожалел. И вот вижу подобную рекламу снова, и знаю, что это "российские инвестиции".

И еще. У нас есть некое чудо, которое "союзноегосударствобля". Однако я, бульбаш, не могу напрямую работать с вашим АВИТО. Есть другие ограничения по работе с российскими фирмами по услугам, связанные, прежде всего, с платежами и отправками товаров. То есть за 28 лет не могли решить самые элементарные вопросы, мешающие общению граждан двух стран ?

Конечно, российский бизнес в целом развитее нашего и есть примеры того, что он внес в Беларусь лучшее.

К примеру, Вильдберрис и ОЗОН позволили минимизировать общение в Али Экспресс. Качество товаров часто безобразное, но условия отказа и обмена понятные и быстрые. Противоречивы примеры Светофора и других торговых сетей. Но они расширяют право выбора.