Просто о сложном. О наслаждении как эстетическом и физиологическом чувствах

На модерации Отложенный

С наслаждением как физиологическом чувстве, по крайней мере, все понятно: мы обязаны ему благодаря всем нашим шести чувствам – зрению, слуху, вкусу, обонянию, осязанию и проприоцепции. Никто не станет отрицать, чтобы мы получаем наслаждение благодаря нашим вкусовым, зрительным и звуковым рецепторам. С эстетическим же чувством наслаждения все очень туманно и расплывчато. Сколько культурологов, философов, психологов, социологов - столько теорий эстетического чувства и переживания. Каждый из них со "своей колокольни" несёт свою "истину", в каждой из которых нет ни доли правды, одна только фантазия и затуманивание не сведущих в этом вопросе мозгов. С подачи этих так называемых исследователей эстетическое чувство выделено в некое особое нематериальное, метафизическое чувство. Как будто возможны принципиально разные чувства – чисто эстетическое и чисто физиологическое. Мол, есть низменные, физиологические чувства, но есть нечто высшее всего этого недостойного и порочащего человека чувства - возвышенное, духовное, трансцендентное. В итоге, девальвируется и поддается порицанию сама природа человека, а его чувственность, объявляемая похотью и грехом. Как будто забыли эти новоявленные святоши от «науки» с профессорскими званиями, о воспевании чувственной любви в Ветхом Завете, например. 

Так что же тогда эстетичное чувство, а что – физиологическое? Существует ли между ними большая разница, и в чем она проявляется? Музыка, живопись, театр, кино, художественная литература - это все культурное наследие человечества, которое мы по праву относим к эстетическому коду, и благодаря которому мы получаем эстетическое наслаждение, разве возможны были бы без наших зрительных и слуховых физиологических чувств?

Пожалуй, только вкусовые, обонятельные и тактильные рецепторы остаются незадейственными, да и те незаменимы в отношении эстетики кулинарии и парфюмерии. Из всего вышесказанного со всей очевидностью следует, что физиологическое наслаждение и эстетическое отличаются не по содержанию и форме, а по глубине и силе наших чувств. Помимо физиологического своего основания эстетическое чувство, что очень важно, связано с нашими высшими переживаниями, способности к рефлексии, интеллектуальной деятельности.  По этой причине, в нашей культуре (особенно в античной) так одухотворялась, романтизировалась обыкновенная человеческая страсть, чувственность. Что в полной мере можно отнести к проявлению подлинного эстетического чувства. Да и в самом деле, разве может быть что-то более эстетичнее в нашей жизни, чем здоровое проявление человеческой чувственности. Природа эстетичного как раз и зиждется на естественном, чувственном в человеке, на самой жизни как таковой. Можно с одинаковым успехом воспеть, вознести до небес чувственную, половую любовь, и можно с таким же "успехом" назвать блудом плотскую любовь, пороком и проявлением бесовщины, лишая, тем самым, человека его естества, заложенного природой. Все зависит от человека, от степени его интеллектуального и духовного развития. По существу, все, что мы хотим узнать о природе эстетического чувства заключено в банальной фразе - каждый думает в меру своей испорченности. Не более того.