Сможет ли Россия создать «рублёвую зону» для своей внешней торговли?


Отвечают академик РАН, д.э.н., руководитель Института экономических исследований ДВО РАН Павел Минакир и к.э.н., ведущий научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Дмитрий Изотов («Пространственная экономика», №1, 2022).
 «Попытка перехода к расчётам в национальной валюте, не являющейся «доминирующей», а именно в рублях, имеет смысл в случае намерения России создать эксклюзивную систему денежного оборота, в которой участвуют страны, проводящие ту же политику по дедолларизации. При этом данная система будет основана не на принципе всеобщей формы стоимости, а на принципе развёрнутой формы стоимости, что означает самостоятельное сокращение наиболее экономически эффективных операций за счёт частичного выхода из мирового торгово-экономического и финансового пространства.
 
 Причём главным вопросом является то, насколько будут согласны на такие условия торговые партнёры России, как вырастет цена транзакций и насколько придётся из-за этого корректировать ценообразование, а фактически – вынужденно снижать цены на экспорт. В рамках экспорта углеводородного сырья из России у стран-партнёров это может спровоцировать процесс замещения и даже отказа от такой продукции за счёт наращивания поставок из других стран. Это, в конечном счете, будет означать превращение российской экономики из активного агента мирового рынка в участника крайне ограниченного двусторонними интересами «псевдорыночного анклава», содержательно и по масштабам значительно уступающего существовавшему более трех десятилетий Совету экономической взаимопомощи (СЭВ в 1949-1991 годах), в рамках которого практиковался переводный рубль в качестве расчётного средства между странами-участницами.
 
 В итоге такая ситуация для национальной экономики ведёт к очевидному результату – примитивизации не только внешнего, но и внутреннего экономического оборота, структуры и качества национальной экономики. В результате, при прочих равных условиях, Россия не сможет безболезненно для своей экономики отказаться от доллара в международных расчётах.
 
 Безусловно, такие масштабные эндогенные ограничения применительно к российской экономике в первую очередь способны крайне негативно отразиться в объёмах международных расчётов России, вероятно, трансформировав их структуру, возможно, по иранскому образцу.
 Российский рубль с его практически незаметной (0,5%) долей в международных расчётах, как показывает история последних 10 лет, имеет шанс для некоторого замещения доллара только на ограниченном числе сырьевых рынков, являясь, по существу, «сырьевой» валютой с довольно узким базисом для эмиссии и высокими курсовыми рисками из-за чрезвычайной волатильности цен на сырьевые товары российского экспорта.
 В целом можно сказать, что объективно попытки создания рублёвой зоны и даже просто введения рубля в число «доминирующих» валют, что означало бы создание эксклюзивной системы денежного оборота для малой страны, обречены на неудачу».

t.me/proeconomics/14629

 

Комментарий: Анатолий Несмиян

Достаточно многословное и сложное размышление (хотя в нем всё строго по делу). В сухом остатке сказанного: рублевая зона является чистой воды авантюрой, которая приведет к ускоренной деградации еще теплящейся российской экономики и фактически превратит ее в сырьевой придаток, причем не стран Первого, а стран Третьего мира. Стать колонией Запада в таких условиях было бы за счастье, но рублевая зона ведет нас в колониальную зависимость от стран развивающихся.
 
 То, что российское руководство затеяло эту авантюру, удивляться не приходится - вся его политика является авантюристичной и полностью отменяет само понятие «стратегия». Всё управление в стране перешло на рефлекторный уровень - принимаемые решения отвечают на уже произошедшие негативные события, а единственной целью таких решений становится минимизация последствий этих событий.
 
 Говорить об упреждающих решениях в такой постановке просто бессмысленно - власть перестала понимать происходящее, у нее нет моделей ни внешних процессов, ни внутренних. Это стратегия амёбы: ползем до препятствия, а потом пробуем его обойти. Направление движения не играет никакой роли. Процесс движения куда-нибудь полностью заменяет цель.