Его методы позволяли без применения ядерного оружи в считанные дни разгромить европейскую группировку НАТО

На модерации Отложенный


1 сентября 1983 года. Пролив Лаперуза. В воздушном пространстве СССР советским истребителем Су-15 сбит самолёт неустановленной принадлежности.

Маршал Советского Союза Николай Огарков.Маршал Советского Союза Николай Огарков.

Это был пассажирский южнокорейский «Боинг». Лишь годы спустя будут получены неопровержимые доказательства, что это была тщательно спланированная разведывательная операция американских спецслужб.

А тогда, в сентябре 83-го, антисоветская истерия раскручивалась во всём мире. Советский Союз выставляли в образе монстра, уничтожившего ни в чём не повинных людей, находившихся в пассажирском лайнере.

Тренд подхватили новоявленные отечественные либералы

Прошла неделя после происшествия, прежде чем Москва стала выдвигать свою версию с корейским «Боингом». Военные собрали пресс-конференцию, на которой попытались озвучить свою позицию. Главным защитником был назначен начальник Генерального штаба Вооружённых сил СССР Николай Огарков.

К советской версии, которую озвучил на пресс-конференции Николай Васильевич, иностранная пресса отнеслась скептически. Маршала же, на страницах зарубежных газет, называли не иначе, как обманщиком и фальсификатором.

Вот с такой стороны весь «цивилизованный» мир узнал и запомнил Николая Огаркова. Спустя несколько лет, когда уже СССР дышал на ладан, появившиеся словно неоткуда отечественные либералы также стали поливать Огаркова грязью.

Но, как мы уже сказали, начальник Генштаба тогда не кривил душой. Версия, изложенная тогда его устами, подтвердилась позднее.

Начальник Генштаба ВC СССР Николай Огарков во время пресс-конференции. Москва, 1983 год. Начальник Генштаба ВC СССР Николай Огарков во время пресс-конференции. Москва, 1983 год.

Впрочем, сейчас не об этом. О Николае Огаркове рассказ. О выдающемся советском военачальнике, перед которым преклонялись военные эксперты Североатлантического альянса.

Его военная доктрина, которую они так и называли — «доктриной Огаркова», ввергла их в шок. Ведь она позволяла вооруженным силам стран Варшавского Договора разгромить всю европейскую группировку НАТО за считанные дни. Причём разгромить без использования ядерного оружия.

Из счетоводов в генералы

Ровесник Октября Коля Огарков появился на свет в селе Молоково Тверской губернии в крестьянской семье.

Отучившись в сельской школе, он успел поработать счетоводом в родном колхозе. В 17 лет перебрался в Подмосковье, где поступил учиться на торфяной рабфак. Затем Московский инженерно-строительный институт.

С 1938 года Николай в рядах РККА. Его, уже получившим высшее образование, зачислили сразу на 2-й курс Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева. Вышел он оттуда в 1941 году перед самой войной в звании военинженера 3-го ранга.

Военинженер 3-го ранга Николай Огарков.Военинженер 3-го ранга Николай Огарков.

Война застала полкового военинженера Огаркова на строительстве в районе Полоцка. 17-я стрелковая дивизия, в которой он служил, с боями отступала до Минска. В сентябре соединение было расформировано, а Николая Огаркова направили на Карельский фронт.

Участвовал в обороне Карелии. Прошёл всю войну. Победу встретил в госпитале. В апреле 1945 года подполковник Огарков был тяжело ранен под Веной.

Врачи вернули его в строй. Огарков продолжил службу. Сначала в Прикарпатском военном округе, затем в Приморском. Им тогда командовал Родион Малиновский.

Прославленный военачальник заприметил дельного и толкового заместителя начальника отдела инженерного управления. В дальнейшем это немало поспособствовало военной карьере Николая Огаркова.

С Дальнего Востока Огарков вернулся в звании генерал-майора. Его направили повышать знания в Военную академию Генштаба. В 59-м он её закончил и был назначен командиром стрелковой дивизии, базирующейся в Германии.

Через два года вернулся в Союз на должность заместителя командующего Белорусского военного округа. А в 68-м он уже становится первым заместителем начальника Генерального штаба. На этом посту он обеспечивал подготовку советско-американских соглашений по ограничению стратегических вооружений.

Высокоэффективная армия по замыслу Огаркова

Для многих становилось очевидным, что государству нести и дальше такой тяжкий груз в виде огромной советской армии, становится всё труднее и труднее.

Николая Огаркова в январе 1977 года назначили начальником Генерального штаба, а через несколько дней присвоили маршальское звание. На этом посту Николай Васильевич незамедлительно начал воплощать в жизнь свою идею.

А идея его заключалась в следующем. Он полагал, что затея о наращивании численности армии и количества военной техники бессмысленна. Будущее армии, говорил он, в её мобильности и в высокоэффективной технике. «Зачем клепать десятки танков, если можно сделать один, который бы заменил этих устаревших собратьев».

Преимущество в возможном военном конфликте могут дать СССР высокоточное современное вооружение, современный виды связи, а главное, чтобы система управления войсками была максимально автоматизирована.

Д. Устинов и Н. Огарков на учениях "Запад-81".Д. Устинов и Н. Огарков на учениях "Запад-81".

Через четыре года, в 1981 году на учениях «Запад-81» идеи Николая Огаркова в полной мере были воплощены в жизнь. Эти учения были одними из самых крупнейших в истории советской армии. К ним были привлечены и армии стран Варшавского договора.

Западные «партнёры» внимательно наблюдали за этими учениями. Но тогда, в 1981 году, они не могли в полной мере оценить происходящее. Лишь позднее, когда Запад объявит о победе в «Холодной войне», и когда совершенно секретные материалы о тех учениях им будут доступны, натовские эксперты будут потрясены.

Как оказалось, те вооружения и методы ведения войны, которые применялись в ходе учений «Запад-81», США и НАТО будут обкатывать лишь годы спустя, а именно в конце XX — начале XXI века.

Западные аналитики, ознакомившись с материалами, сделали для себя однозначный вывод: если бы тогда, в 1981 году, возник военный конфликт между силами НАТО и Варшавского договора, то НАТО ждал бы разгром в считанные дни.

Причём без применения ядерного оружия. Та «ограниченная война», о которой в то время бредили натовские генералы, выглядела очень устрашающе. И устрашающе не для советской стороны, а для западников.

Его выкладки оказались многим не по душе

Нашлись и влиятельные противники у маршала. Ну а как вы хотели? Он стал неудобным для многих.

Сокращение армии это ведь и сокращение многих генеральских должностей. А ВПК лишался огромного бюджета. Да все эти мудрёные идеи многими не воспринимались.

Николай Васильевич выступал против ввода советской армии в Афганистан. На этой почве у него даже случился конфликт с Политбюро. А здесь, как назло, а может быть и специально, Огаркова начали нахваливать на Западе.

Всё это принесло свои плоды. В 1984 году маршала освободили от должности начальника Генштаба, назначив командовать войсками Западного направления. А уже через четыре года Горбачёв и вовсе объявил, что больше не нуждается в услугах Огаркова.

Николаю Огаркову было больно наблюдать, как рушится всё, чему он посвятил свою жизнь. Его не стало в 1994 году. Он умер незаметно для всех. Лишь маленькая строчка в газетах известила общественность о его кончине.

Кстати, «доктрину Огаркова» и по сей день изучают на Западе.

Кстати, один из основных залов здания Национального центра управления обороной России в Москве на Фрунзенской набережной назван в честь Маршала Советского Союза Николая Огаркова.