Иерусалим - город трёх религий
На модерации
Отложенный
Иерусалим - один из самых удивительных городов на Земле! Священный город для христиан, мусульман и иудеев, тысячелетия истории, разнообразие культуры, три мировые религии, соседствующие и сосуществующие друг с другом вместе в одном тесном историческом котле. Обо всём этом написаны бесконечные тома книг, трудов и энциклопедий - в формате короткого отчёта о путешествии всего не описать, да и пытаться не нужно, наверное. Чтобы детально посмотреть Иерусалим и все его окрестности нужно, навскидку, дня три-четыре. У нас же был один полный день и плюс ещё два вечера после возвращения с экскурсий из других районов Израиля - всего не увидишь, но достаточно для того, чтобы познакомиться со Старым Городом и прочувствовать весь его колорит и атмосферу. Ниже приведу фотографии Старого Иерусалима с короткими комментариями, не претендующими на историческую полноту. Могу лишь подтвердить, что Иерусалим - это другая планета, только на Земле. И не важно - верующий вы или нет, христианин, мусульманин, иудей или просто любитель путешествий, желающий познать новые места и культуру - равнодушным вас Иерусалим не оставит.
1. Улица Яффо - одна из главных улиц, ведущих из районов Западного Иерусалима к Старому Городу. По ней ходит скоростной трамвай - удобный транспорт для перемещения по городу, особенно если нужно добраться в центр от авто- или ж.д вокзала.
2. Приближаемся к Старому Городу со стороны улицы Яффо - цитадель Давида, башня минарета мечети на территории цитадели (построенного при османском владычестве), а правее вдали - башня немецкого католического аббатства Дормицион, расположенного за пределами стен Старого Города у Сионских ворот.
3. Яффские ворота - одни из главных ворот крепостной стены Иерусалима, парадные ворота Старого города. Свое название получили по одноимённой дороге, исторически связывавшей Иерусалим и древний порт Яффо (ныне территория Тель-Авива). Яффские ворота - самый удобный вход, чтобы попасть в Христианский и Армянский кварталы Иерусалима.
4. У Яффских ворот находится цитадель Давида - стратегические фортификационные сооружения, построенные ещё во II веке до нашей эры при царе Ироде и последовательно разрушавшиеся и перестраивавшиеся на протяжении столетий при римлянах, османах и других завоевателях Иерусалима. Сегодня цитадель представляет собой две четырёхугольные, соединённые стеной башни, возведенные в XVI веке при османском султане Сулеймане Великолепном. На территории цитадели находится музей истории Иерусалима, а с башни открывается отличный вид на Старый город.
5. Старый Город Иерусалима делится на четыре квартала - Христианский, Мусульманский, Иудейский и Армянский - но при этом необычайно компактен. На этой фотографии, например, одновременно видны главные христианские и мусульманские святыни Иерусалима: серые купола слева - это храм Гроба Господня, а справа золотится Купол скалы, расположенный на вершине Храмовой горы рядом с мечетью Аль-Акса, третьей после Мекки и Медины святыни ислама.
6. Купола храма Гроба Господня.
7. Колокольня лютеранской церкви Спасителя (Редимер) была построена в 1898 году. По меркам Иерусалима - это новострой, но сегодня 40-метровая колокольня является одной из ярких доминант Старого города.
8. Мечеть Омара расположена прямо напротив храма Гроба Господня. Мечеть датируется 1189 годом, а её 15-метровый минарет - 1465 годом. История её интересная. Построена в честь халифа Омара - во время арабского завоевания в 638 году Иерусалимский греческий патриарх Софроний отказался сдаться всем, кроме халифа Омара. Омар приехал в Иерусалим и принял сдачу, при этом обещал не разрушать и не захватывать христианские церкви. Софроний пригласил Омара в храм Гроба Господня, рядом с которым новый мусульманский правитель помолился за пророка. В том месте рядом с храмом Гроба Господня, где молился халиф Омар, спустя несколько столетий и была построена эта мечеть.
Храмовая гора - священное место для трёх религий - иудаизма, ислама и христианства.
- У христиан эта гора отождествляется с местом, где Бог попросил Авраама принести в жертву сына Исаака.
- У евреев здесь с X века до н.э по I век н.э. стоял Иерусалимский храм, центр религиозной жизни еврейского народа - вначале храм Соломона и позднее грандиозный Второй храм, разрушенный римлянами. Храм был разрушен, евреи отлучены от Иерусалима, затем в Палестину пришёл ислам. А от древнего Иерусалимского храма до наших дней сохранилась лишь часть Западной стены, называемая сегодня Стеной Плача. Это самое святое место на земле для евреев всего мира, символ их веры и надежды.
- Когда в начале VII века в Палестину пришёл ислам, на Храмовой горе были построены мусульманские объекты - мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Мечеть Аль Акса - третья святыня ислама (после мечетей в Мекке и Медине). У мусульман она отождествляется с перемещением пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Аль-Кудс), его молитвой здесь и вознесением на небеса, где он получил от Аллаха завет мусульманской веры. А Купол Скалы - построен над той 17-метровой скалой, с которой, по преданию, пророк Мухаммед совершил тот самый прыжок в небо. Этот золотой купол сегодня является одним из главных символов Иерусалима.
9. Взгляд на Храмовую гору и золотой Купол Скалы - а за Храмовой горой возвышается более высокая Масличная (или Елеонская) гора, отделённая от Старого города Кедронской долиной.
10. Купол Скалы, откуда пророк Мухаммед, по преданию, вознёсся в небо, и Русская православная церковь Марии Магдалины на склоне Елеонской горы на заднем плане.
11. Взгляд на Иудейский квартал Старого города. Синагога Хурва - белокаменный купол, подпираемый величественными арками. Первоначально построенная в начале XVIII века, она два раза разрушалась - в 1721 и 1948 годах. В 2010 году синагога была восстановлена в облике XIX века.
12. Взгляд на внутренний двор цитадели Давида, памятники археологии и минарет, построенный на территории цитадели османами.
13.
14. Взгляд вдоль стены Старого города на север. Вдоль стены и улицы проходит граница между Западным и Восточным Иерусалимом. Восточный Иерусалим, на территории которого, к слову, находится Старый город, с 1948 по 1967 год находился под контролем Иордании (в этот период под контролем Израиля была только западная часть Иерусалима), и был взят израильской армией в ходе Шестидневной войны 1967 года. Международный статус Восточного Иерусалима и по сей день с юридической международной точки зрения остаётся предметом споров. Хотя по факту сегодня Иерусалим - единый город, просто в западной части преобладает еврейское население, а в восточной - арабское.
15. Теперь спустимся с панорамной площадки, пройдёмся по кварталам Старого города и последовательно обойдём четыре квартала - Христианский, Армянский, Иудейский и Мусульманский. Площадь перед храмом Гроба Господня - главная точка Христианского квартала. Двери храма открыты практически всегда - тут очень оживлённо.
16. По соседству с храмом Гроба Господня находится мечеть Омара XII века - построенная на том месте, где халиф Омар молился вместе с греческим патриархом Софронием Иерусалимским после завоевания Иерусалима арабами. (Софроний пригласил Омара в храм, но мусульманин не мог молиться в христианском храме, и помолился за пророка рядом во дворике).
17. Вход в капеллу Архангела Михаила, справа от главного входа в храм.
Храм Гроба Господня на месте Воскресения Христа был построен в 325 году императором Византии Константином I - позднее неоднократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. История его насыщена драматическими событиями, и предмет скорее отдельной книги, чем короткого поста. На территории Храма находится множество церквей, капелл, приделов и часовен - здесь находятся последние пять станций Крестного пути Христа, в частности прибитие к Кресту, смерть Иисуса на Кресте и снятие тела с Креста. Сама Голгофа находилась в те времена за пределами крепостной стены - сегодня это тоже территория храма, лестница на Голгофу ведёт справа после главного входа в Храм. А сразу при входе в храм находится обнесённый лампадами Камень Миропомазания, на который был положен Иисус для умащения тела после смерти. В центре большой Ротонды храма находится главнейшая святыня христианства - Гробница Иисуса Христа, которая помещена в небольшую часовню ("эдикула" или "кувуклий") размером 8 на 6 метров. Здесь на Пасху происходит ритуал схождения благодатного огня, который наверняка видел каждый по ежегодным телетрансляциям.
Чтобы подробно обойти все святыни Храма, нужен полноценный день, а чтобы подробно описать их - полноценный отдельный пост. Не буду здесь пытаться сделать это - лучше исторических и религиозных книг я всё равно этого не сделаю, да и не то это место, где нужно носиться наперевес с фотоаппаратом - независимо от того, верующий вы или нет.
18. Приведу лишь несколько фотографий. Внутри главного храма возле Камня Миропомазания.
19. Мозаика на Храмовой стене, изображающая процесс прощания с Иисусом.
20.
21. Большая Ротонда диаметром 32 метра и часовня-"кувуклий", внутри которого находится Гробница Иисуса Христа.
22. Чтобы попасть внутрь кувуклия, нужно простоять приличную очередь - мы стояли минут 20-25.
23. У входа в пещеру Гроба, где на Пасху происходит схождение Благодатного огня.
24.
25. Покинув храм, продолжим прогулку по Христианскому кварталу Иерусалима - торговые ряды в районе площади Муристан.
26. Центр площади Муристан украшает фонтан в окружении четырёх колонн различного исторического периода.
27.
К югу от Христианского квартала Старого города находится Армянский квартал - пожалуй, наиболее тихий и спокойный из четырёх исторических кварталов Иерусалима. Основные туристические маршруты по Старому городу часто обходят его стороной, - но при этом здесь много интересного!
Небольшая в общем-то армянская община Иерусалима занимает огромную нишу в его христианской структуре. Армяне приняли христианство уже в 301 году, за 24 года до Византийской империи. На территории Армянского квартала Иерусалима находится здание Армянской Патриархии, библиотека, насчитывающая более 30 тысяч книг и две древние церкви. А старинные улочки привлекают колоритными сувенирными киосками и уютными заведениями кавказской кухни, многие из которых работают даже в шаббат.
28. Каменная арка у перекрестка дороги, ведущей к Армянской Патриархии и Сионским воротам Старого города с улицей Святого Иакова.
29. Собор Святого Иакова - кафедральный собор армянской церкви в Иерусалиме. Современный ансамбль собора включает здания XII - XVIII веков. Внутренний дворик храма.
30.
31. Армянские кресты - хачкары.
32. Улица Святого Иакова пересекает Армянский квартал и ведёт по направлению к следующему, третьему на нашем пути историческому кварталу Иерусалима - Еврейскому кварталу.
33.
34. Арки узеньких улочек.
Еврейский квартал Иерусалима - и древний, и молодой одновременно. Он был населен евреями аж с 8 века до нашей эры, но вскоре после завоевания римлянами и разрушения Иерусалимского храма император Адриан изгнал евреев из Иерусалима и запретил им вступать на его территорию. Запрет был снят только в 361 году но лишь спустя тысячелетие, в XIII веке под сохранившейся стеной Иерусалимского храма ("Стена Плача") снова стали активно появляться еврейские поселения. В XX веке во время битвы за Иерусалим в 1948 году еврейский квартал был полностью окружён арабскими силами и древние синагоги были разрушены. С 1948 по 1967 год квартал находился под контролем Иордании - а в ходе Шестидневной войны 5-10 июня 1967 года окружённый крепостной стеной Старый город в составе Восточного Иерусалима был отвоёван Израилем. Большинство нынешних зданий еврейского квартала Старого города были построены уже после 1967 года - часть из них находится на месте найденных при раскопках старых построек, но основная часть - это всё-таки новодел. На территории еврейского квартала находятся бесчисленные иешивы (высшие религиозные учебные заведения) и синагоги, про самую известную из которых, Хурву я уже писал.
35. Площадь Хурва - центр еврейского квартала Старого города. Белоснежный купол одноименной синагоги в соседстве с минаретом ещё одной мечети в честь Халифа Омара.
36. Пройдя вперёд, оказываемся у восточной части Старого города, где в районе Храмовой горы проходит граница Еврейского и Мусульманского кварталов и фантастически соседствуют друг с другом главные святыни мусульман и иудеев. На этой фотографии - мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, третья святыня ислама после мечетей Мекки и Медины.
37. Чуть левее и севернее на Храмовой горе - золотой Купол Скалы, расположенный в том месте, откуда по преданию мусульман пророк Мухаммед совершил вознесение на небо. А перед ним - главная иудейская святыня, Стена Плача, сохранившаяся часть стены Иерусалимского иудейского храма, находившегося прежде на Храмовой горе и разрушенного в I веке римлянами, за 500 лет до пришествия сюда ислама. Удивительные исторические страсти всё-таки кипели (да и кипят) на Храмовой горе - древний Иудейский храм, разрушение и изгнание евреев римлянами, пришествие мусульман, появление на Храмовой горе мусульманских святынь, постепенное возвращение евреев, для которых символом веры и возрождения становится малая часть стены их бывшего Храма у подножья горы, на которой сегодня находятся символы мусульман. Потрясающее переплетение истории, народов и религий на малюсеньком клочке земли!
38. Стена Плача разделена на мужскую и женскую часть.
39. Люди подходят к Стене, молятся, оставляют записочки в расщелинах древних камней.
40.
41.
42. Отвлечемся ненадолго от прогулок по Старому городу и полюбуемся панорамами Иерусалима с Елеонской (Масличной) горы.
43. Купол Скалы на Храмовой горе - сама Храмовая гора сегодня находится под управлением мусульман, и вход туда для туристов строго ограничен.
44. Вид на Кедронское ущелье, разделяющее Храмовую и Масличную горы.
45. Русская православная церковь Марии Магдалины.
Вернёмся теперь в Старый город и пройдёмся по улицам Мусульманского квартала. Это самый большой из четырёх исторических кварталов Старого Иерусалима - помимо Храмовой горы (куда вход туристам строго ограничен), он включает в себя территорию в северной и восточной частях Старого города, на которой, помимо многочисленных улочек и мечетей, находится несколько крупных и необычайно колоритных базаров.
46. Заходим в Старый город через Львиные ворота.
47.
48. В Северной части Старого города, по границе Мусульманского квартала, проходит улица Виа Долороза, по которой, согласно преданию, проходил Крестный путь Иисуса Христа и где находятся первые восемь станций Крестного пути.
49.
50. Сердце Мусульманского квартала Иерусалима - огромные арабские базары, занимающие едва ли не половину его территории.
51.
52.
53. Протискиваясь в толпе, приближаемся к Дамасским воротам, главным воротам Мусульманского квартала.
54. Дамасские ворота - вход в арабские кварталы Старого Иерусалима, сердце арабской части города. Мы через них покидаем территорию Старого города. Неподалёку от этих ворот находится автовокзал, обслуживающий маршруты по преимущественно арабскому Восточному Иерусалиму, отсюда также отправляются междугородние автобусы в Вифлеем и другие отделённые от Израиля Палестинские территории. Ещё пишут, что Дамасские ворота - самое опасное место в Старом Иерусалиме. Возле них в прошлом было совершено несколько терактов и нападений на туристов - и сегодня тут дежурят усиленные наряды полиции. Впрочем, если не знать, то и не подумал бы - чисто внешне сегодня всё совершенно спокойно.
55. В заключение - ещё одна прогулка по Иерусалиму, приятным августовским вечером. По уже знакомой дороге приближаемся к Яффским воротам Старого города. Бородатый ортодокс на самокате - экзотика! :)
56. Османский минарет на территории цитадели Давида.
57. Мусорные (также Марокканские) ворота - расположены с юго-восточного угла Старого города, близ Стены Плача и мечети Аль-Акса.
58. Мечеть Аль-Акса и древние археологические раскопки на склонах Храмовой горы.
59.
60. Площадь перед Храмом Гроба Господня и мечеть Омара.
61. Вечер пятницы. Начало шаббата - возле Стены Плача творится что-то невероятное. Шум, гам, какие-то танцы, необычайные по своему колориту ортодоксы в шапках. Очень много израильских военных - крики, возгласы, лозунги, снова танцы... Фотографией не передать - это надо просто увидеть!
62. И параллельно с танцами евреев у Стены Плача - внезапно пронизывающее до мурашек пение муллы с минаретов мечетей расположенных тут же арабских кварталов города.
63. Переплетение культур и религий просто потрясающее!
64. В завершение - пройдём ещё раз по древним улочкам Иерусалима и полюбуемся панорамой ночного города с Елеонской горы.
65.
66.
67.
Остаётся только добавить, что расклад короткого отпуска позволил отвести на Иерусалим только один полный день и два вечера, за которые невозможно подробно посмотреть всего. Сейчас, по возвращении детально изучая книги и путеводители, отмечаю десятки мест, которые было бы здорово досмотреть, или изучить подробнее. Израиль вообще очень интересная страна, а Иерусалим - потрясающий город! Не важно какой вы веры, конфессии, или просто турист-путешественник - в любом случае этот город останется в вашем сердце навсегда!
Комментарии
Леригия нужна при какпитаклизьме. Патамушо больше там ращитывать не на что. Слава кпсс !
Спасибо, Тома, очень обстоятельная статья о "Вечном городе" с таким множеством фотографий!
Да, это необычный город, необычное место на Земле. И если сейчас он является местом раздора, да и в прошлом сколько войн происходило вокруг этого города, то в будущем станет местом Единства. Городом, символизирующим единство человечества. Считается, что Третий Храм будут строить все народы мира, как Великий символ единения всех душ человеческих. Как реализация спого совершенного вида единства - Единство в разнообразии.
Но а пока от современного поколения народа Израиля и требуется научиться создавать добрые, хорошие отношения при всех различиях между людьми, их многочисленными движениями, партиями. При огромных отличиях светского и религиозного частей народа.
Но если удасться преодолеть все препятствия Эго для такого единства, то этот опыт станет позитивным примером для всего такого многообразного рода человечества.
И Иерусалим станет тем совершенством, для которого и предназначен!
Григорий Никитин, Всё так, Григорий.