25 июня 1970 года в Москве установлен памятник Сталину – бюст на могиле у Кремлевской стены (скульптор Томский)
На модерации
Отложенный
![](https://cdn.newsland.com/uploads/2024/06/2587df45b993f97e2d0de67be710743e99bbced8.jpeg)
После отстранения от власти Хрущева в 1964 году оценки террора постепенно начинают меняться. Знаковым оказывается запрет публикации в «Новом мире» романов «Сто суток войны» Константина Симонова и «Новое назначение» Александра Бека. В 1967–1968 годах постепенно вся тема становится «непроходной»: среди запрещенных к публикации оказываются «Раковый корпус» Солженицына, «Дети Арбата» Рыбакова, «По праву памяти» Твардовского.
Окончательное сворачивание оттепели произошло после введения войск в Чехословакию в 1968 году. В 1970 году был фактически разгромлен «Новый мир» Твардовского. Но это, однако, не означало прямого отрицания десталинизации начала 1960‐х. Скорее, власть стремилась к «сбалансированной» трактовке Сталина и сглаживанию «излишне критичного» подхода к прошлому, ставшего в годы оттепели почти мейнстримом. Критика «культа личности» все чаще начинает восприниматься как попытка поставить под сомнение «завоевания социализма» и успех в освобождении Европы от фашизма.
Маргинализация разговора о терроре и смягчение оценок Сталина к концу 1960‐х приводят к подъему самиздата и институциализации диссидентского движения. Его моральной миссией оказывается именно подхватывание этого разговора, вытесненного государством в подполье.
Советский железный занавес к тому моменту стал проницаемым. Произведения, создающиеся в СССР, но запрещенные к публикации, начинают ходить в самопальных копиях, публикуются на Западе и кружным путем попадают к советскому читателю (там‑ и самиздат). За границей выходит «Доктор Живаго» Бориса Пастернака – роман, ставящий под вопрос оценку октябрьской революции как основы государственной мифологии). Там же появляются «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, «Софья Петровна» Лидии Чуковской (под названием «Опустелый дом»), «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург и другие важнейшие для осмысления сталинского и советского прошлого произведения.
Контроль за публичной сферой и частной жизнью граждан, существовавший в 1930–1950‐е годы, в 1960‐х уже был невозможен. Процесс над Синявским и Даниэлем и ввод войск в Чехословакию приводят к малочисленным, но немыслимым прежде публичным демонстрациям протеста. В самиздате активно читаются политически злободневные произведения Солженицына, Войновича и тогда еще не чокнувшегося Зиновьева, поэзия Серебряного века и религиозная философия.
Записи не публиковавшихся официально Высоцкого и Галича слушают все независимо от политической ориентации (часто воспринимая их песни как опыт людей, прошедших ГУЛАГ). Неофициальная культура в позднем СССР становится полноценной и полнокровной «второй культурой» – и тема ГУЛАГа оказывается в ней одной из центральных.
О попытках реальной «ресталинизации» можно говорить лишь в годы, последовавшие за смертью Брежнева. При Юрии Андропове, сменившем его на посту генерального секретаря партии, а до этого возглавлявшем КГБ, из учебников и энциклопедий исчезают упоминания о репрессиях, разворачиваются вполне сталинские по духу и языку кампании по борьбе со «стяжателями и тунеядцами», с «нарушителями трудовой дисциплины». Следующий генсек - убежденный сталинист Константин Черненко пытается идти еще дальше. Он готовил постановление ЦК КПСС «Об исправлении субъективного подхода и перегибов, имевших место во второй половине 1950 – начале 1960‐х годов при оценке деятельности И. В. Сталина и его ближайших соратников». К 40‐й годовщине победы планировалось вернуть Волгограду имя Сталина.
Но все эти порывы свидетельствуют лишь о невозможности власти найти выход из экономического и идеологического тупика. Апелляция к сильной руке тогда была отчаянной попыткой компенсировать собственную слабость. Память о ГУЛАГе вновь стала для власти инструментом решения собственных проблем, антикризисным инструментом.
В это время работа по осмыслению и сталинского периода, и опыта десталинизации не останавливалась. В обществе она велась непубличным и «подпольным» образом, иногда прорываясь наружу, в публичное поле. Очень показателен пример фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние», ставшего одним из главных символических высказываний начала перестройки. Замысел картины относился к концу 1970‐х, съемки начались в 1982 году, а в 1984‐м готовый фильм лег на полку. Развернувшаяся вокруг фильма борьба наглядно показала масштаб накопившихся к этому времени системных противоречий между региональными (национальными) и союзными элитами, Минкультом и КГБ, творческой интеллигенцией и чиновниками. В 1986 году фильм допустили до закрытых просмотров, а на следующий год он вышел в широкий прокат, получил гран‑при в Каннах и еще через год – Ленинскую премию.
Комментарии
тогда еще не чокнувшегося Зиновьева (с)
===============================
И в чём проявилась "чокнутось" Зиновьева?
Евгений Минин, В том что он так и не понял, что коммунизм и Россия несовместимы.
Олег Модестов, А Вы это поняли?
Евгений Минин, Давным-давно. Маркс и Энгельс это Запад
коммунизм и Россия несовместимы. (с)
==================================
Согласен. Видимая Вами Россия - несовместима.
Россия монархическая - умерла, Россия православная - православие деградирует, Одег Модестов, считающий себя... мужчиной (!) - скоро умрёт =- они совершенно не совместимы с коммунистическим обществом,
к которому медленно, с преодолением дури и ошибок партстроителей, набивая шишки, движется общество. :) https://dzen.ru/a/YMS_HgMIijoa71yb
Евгений Минин, Коммунизм уже умер, во всм мире. Впрочем идея коммунизма мертворожденная идея изначально. А человек смертен. Любой. Что характерно внезапно смертен. Не факт что ваша Аннушка еще не пролила свое масло.
Комментарий удален модератором
1881ru, у него других не бывает. Я и захожу на его опусы только из болезненного любопытства, как любопытные в Кунсткамере смотрят на всяких малосимпатичных персонажей в банках с формалином.
Правильно сделали. Великим людям обязательно памятники нужно ставить. Иосиф Виссарионович был великим человеком.
Во Франции героям их т.н. "революции" памятники есть. Хотя кто они в сравнении с Вождём? Никто.
Слава ПолныйПушистыйПолярныйЛис, Точно.
амый великий ваш человек. иуда искариот