«Столько церквей нам не нужно», — услышал необычное мнение верующего человека

На модерации Отложенный

Во время недавней поездки в Серпухов я познакомился с одним интересным человеком. Человек этот явно не глупый и, в той или иной степени, верующий — по крайней мере, свечки ставил в каждом храме. Для удобства назовём его Журналист.

Впервые свою крамольную мысль Журналист озвучил после посещения Распятской церкви — той самой, где большевики сделали из храмового помещения спортзал.

Помещение пытались восстановить силами энтузиастов: очистили несколько фрагментов старинных фресок от десятков слоёв штукатурки и краски, но на этом и закончили — процесс этот сложный, энтузиазм небезграничный, а деньги на реставрацию церкви никто не выделил.

Крошечная действующая церковь находится на втором этаже, но, друзья, давайте признаем честно: вряд ли её посещает много прихожан.

И вот Журналист говорит: «Я думаю, эту церковь не надо восстанавливать. Люди в неё не ходят, спортзал превращать обратно в храм никто не будет, деньги никто не даст. Это экономически нецелесообразно».

Мы, конечно же, удивились. Ведь где это видано: не восстанавливать церковь! Семьдесят лет страна жила официально без церкви, столько храмов уничтожили (причём, так сказать, свои же), сколько истории потеряно! А тут «не надо восстанавливать»… Что же тогда с ней делать?

Второй раз мы вернулись к этому разговору на Соборной горе, где стоит и уже несколько лет реставрируется замечательная Троицкая церковь. Чем же она замечательна?

Отмотаем время на пару лет назад. Мы с моей тогда ещё девушкой приехали в Серпухов на выходные. Гуляли, бродили, смотрели. Дело было к вечеру, и мы решил зайти в Никольскую церковь (она тут же, неподалёку). Но нас в неё не пустили, представляете?? Охранник не пустил, сказал, мол, поздно, скоро ворота запираем. А внутри народ гуляет, на лавочках сидит. А нас не пустили…

И буквально через полчаса проходим мы мимо Троицкого собора на Соборной горе. Из храма выходит батюшка и дружелюбно окликает нас: «Ребята! Заходите внутрь! Никого нет, посмотрите храм в тишине!». Позвал, впустил и много всего интересного рассказал. Вот такой вот добрый батюшка.

И вот, нынешнее время. Идёт мы с Журналистом по Соборной горе. И из этой же самой церкви, выходит этот же самый батюшка и точно так же зовёт нас внутрь!

И так же рассказывает кучу интересного. Ну я, естественно, опять порадовался.

А Журналист мне и говорит, когда мы вышли: «А чего ты радуешься? Ты разве не понимаешь, почему он всех прохожих к себе заманивает? Потому что в его храм никто не ходит. Храм стоит на горе, жилых домов рядом почти нет, а напротив ещё три храма стоят — кто к нему придёт? Через полчаса вечерняя служба начнётся — не удивлюсь, если он её для себя одного проводить будет».

И так мне грустно стало! А вдруг Журналист прав? Что если священник и правда приглашает прохожих в храм только из одиночества? Что если без туристов к нему в храм вообще никто не зайдёт?

А Журналист продолжает: «Нет, столько храмов нам не нужно. В Серпухове 130 тысяч человек и целых 45 храмов. Ну куда столько? Раньше храмы строили, так в них каждое воскресенье по несколько тысяч собиралось. А сейчас? Ну придут по 10 бабушек в каждый храм. Столько храмов — это экономически нецелесообразно. Вон же они все стоят, пустуют, разрушаются. Потому что люди не ходят и деньги не несут».

«Что же делать?» — спросил я.

«Закрыть, — ответил Журналист. — Оставить штук пять храмов в городе — мало, зато они будут сиять! И всегда полны людей во время служб. А остальные передать под другие учреждения, которые смогут зарабатывать на эксплуатации старинных зданий. Музеи, например, галереи, выставки».

«Спортзалы, да?» — усмехнулся я.

Я задумался. С одной стороны, когда большевики организовывали в церквях клубы, склады, тюрьмы, спортзалы — это кощунство. А с другой — во вполне себе современном городе Владимире, который я посетил совсем недавно, в одной из церквей открыт планетарий…

…а в другом храме (огромном, прямо на центральной площади города) — музей хрусталя и магазин «Русский шик».

И если планетарий — это ещё нормально, как по мне, то «Русский шик» — всё же перебор. Церковь должна учить скромности, а тут — «шик». Пфф… Но здания хотя бы не пустуют, а приносят пользу городу.

Так может нет ничего страшного, чтобы закрыть некоторые церкви и сделать в их помещениях что-то более нужное для современного человека, раз уж церковь он покинул?

И, по словам Журналиста, больше никогда в неё не вернётся.

Петров.Путешествия(автор)