Похоже, что у нас на налоги специально «бросают» людей, в налогах ничего не понимающих!

На модерации Отложенный

Похоже, что у нас на налоги специально «бросают» людей, в налогах ничего не понимающих!

Все проблемы в российском налогообложении связаны с тем, что им занимаются люди, не имеющие даже базовых понятий о налогах. И это – так зримо, так наглядно!

Вот только некоторые примеры. 

В НК РФ есть определение «дохода» - в Общей части НК, и есть  также понятие «дохода» – в особой главе того же НК, посвященной  НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Казалось бы, второе должно вытекать из первого. 

Но – нет, законодатель об этом и не думает. 

Вот – определение в ст. 41 НК РФ: «доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме». Здесь всё правильно и понятно, есть доход, есть выгода – есть налог, нет дохода, нет выгоды – нет налога. 

Но вот наш работник работает по найму. Он должен питаться, одеваться, нести затраты на проезд к месту работы, и т.д. И если он зарабатывает ровно столько, сколько нужно, чтобы покрыть эти затраты, то он, очевидно, никакой «экономической выгоды» не получает. И это обстоятельство не только знают все экономисты, оно учитывается и в законах всех стран мира – в форме «необлагаемого минимума заработной платы». 

А в нашем НДФЛ этого необлагаемого минимума вовсе нет. Другими словами, человек может не иметь «экономической выгоды» от своей деятельности, но всё равно должен платить налог. А поскольку покрывать эти затраты ему нужно в любом случае, это – условие его существования, то наш НДФЛ прямо отказывает работнику в праве на его существование. В праве на жизнь! 

Другой пример. В налогах есть такие понятия, как   tax avoidance (избежание налогов) и tax evasion (уклонение от налогов). Разница между ними в том, что первое – законная деятельность налогоплательщика, а второе – налоговое правонарушение. 

Первое, tax avoidance, естественно, никак не наказывается и не преследуется. А в отношении второго, tax evasion, налоговые органы различают три причины: неведение, небрежность и намеренные действия налогоплательщика. 

В зависимости от этих причин налоговые органы определяют и ответственность налогоплательщика. Он может быть просто предупрежден и ему предложат доплатить налог, без всякого штрафа. Ему могут «указать» и наказать еще и штрафом. Или в отношении него могут провести полное расследование с выявлением его вины и с предъявлением ему обвинения – в виде штрафа или лишения свободы. 

Как правило, во всех странах главной своей задачей налоговые органы видят сбор налогов и потому всегда действуют в интересах казны (государства). 

Если налогоплательщик «сотрудничает» - то всё дело кончается просто уплатой выявленной задолженности по налогу. 

Так – во всех странах мира, но не у нас. У нас любая недоплата налога рассматривается как «обман государства»! 

И вот, в развитие этого нашего «уклона». 

Налоговыми нарушениями во всех странах мира занимаются именно налоговые органы. Именно им дается право собирать  информацию о налогоплательщиках – без всякой «вины» граждан (всем другим органам государства такое запрещено) и хранить ее без ограничения срока (по налоговым преступлениям нет срока давности). 

И налоговым органам также дано право выносить решения по своим расследованиям – которые налогоплательщик может принять, либо оспорить их в суде. На практике, подавляющее большинство таких ситуаций заканчивается досудебных урегулированием. 

И здесь опять – наша «особенность». У нас налоговыми правонарушениями занимаются полиция и прокуратура. А их задача – не сбор налогов, а формулирование обвинения, доведение дела до суда и осуждение обвиняемого. Именно по этим показателям судят об эффективности работы этих органов! 

Но совершенно же очевидно, что такое положение – не в интересах общества и государства. Какая польза в том, чтобы налогоплательщика отправить за решетку – если он готов уплатить свои долги по налогам? 

Нет, наши правоохранительные органы стараются обязательно посадить обвиняемого (сбор налогов для них – десятое дело!) и, тем самым, добавить государству еще и затраты на его содержание. 

Очевидный финансовый абсурд, но он придуман специально и сохраняется до настоящего времени. 

И вот еще – и абсурд в самой налоговой системе. У нас до сих пор сохраняется налог на имущество организаций – налог, которого нет ни в одной стране мира. 

А откуда он взялся? В СССР была «плата за производственные фонды». Государство выделяло своим (государственным) предприятиям дополнительные «фонды», денежные и материальные, и соответственно взимало с них плату за эти фонды. 

Сейчас государство у нас давно уже никаких «фондов» частным предприятиям не выделяет, но эту плату для них – сохранило. Просто переменило ее название, теперь это – налог на имущество организаций. 

И это – только отдельные, частные примеры. Которые показывают, что налогами у нас занимаются люди, для которых налоги – вообще темный лес. И это понятно. 

В свое время я работал в Управлении государственных доходов Минфина СССР (позже я занялся другими делами), но когда в РФ формировались соответствующие структуры министерства финансов и министерства налогов и сборов, насколько мне известно, никто из опытных работников Минфина СССР в эти структуры работать не пошел. Их, кстати, не очень и уговаривали!

Зато их с удовольствием приняли на работу всякие частные аудиторские и прочие консультационные организации. К слову, у меня был один такой знакомый – так он говорил мне, что выигрывал абсолютно все дела своих клиентов против налоговых органов! 

Спасает только то, что наши граждане очень не любят все эти сутяжничества. 

Но налогами всё же нам придется когда-то заняться – если мы хотим, чтобы у нас была нормальная рыночная экономика!

 

И если кому-то интересно – загляните в наше налоговое соглашение, с любой страной. Там, в статье о правилах определения налогового резидентства, предусмотрен такой критерий, как регистрация по месту «основной экономической деятельности» («основного источника дохода»). И таким образом,  через эти соглашения эти понятия фактически пришли и в наше законодательство! И как мы их используем? 

Никак. У нас все предприятия регистрируются по месту своего юридического адреса. Хотя, может, я ошибаюсь? И Газпром давно уже добывает газ в Санкт-Петербурге? А «Роснефть» - качает нефть в Москве? 

Но, думаю – всё проще. Есть у нас привычка – собирать все деньги в столицах и потом распределять трансферты – «по усмотрению». Так ведь жить легче и веселее – чем изучать какие-то налоги!   

Добавлю, что у нас есть соглашение о помощи в налоговых делах со шведами. Я сам в этих делах участвовал (от СФ). Шведы также помогают по этим вопросам разным странам в Африке и в Латинской Америке. Там всё у них получается. 

А наши чиновники тогда всё слушали-слушали, но ничего не делали. Похоже, что теперь шведы уже махнули на нас рукой.

Кстати, я как-то предлагал принять Налоговую доктрину – в своей версии. Чтобы договориться хотя бы о каких-то правилах игры. 

Да какие тут «правила игры»! «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – вот, есть у нас такое правило, и нам его вполне достаточно. 

Но самые крутые фискалы у нас засели в Пенсионном фонде. Как-то в конце 2021 года я сходил а Плехановскую Академию - на защиту диссертации. Получил две тысячи рублей. Так фискалы из  ПФР на этом основании объявили меня «работающим пенсионером» - за весь год, прошедший ДО этой выплаты!  

И, вспоминается, был у нас в истории такой удалой князь Игорь – который увлекался «налогами без правил». Он даже потом и в оперу попал! Но ему самому это мало помогло – умер, бедняга, на высокой березе. Под громкие проклятия налогоплательщиков. 

Из Рюриковичей был этот князь, то есть – как раз из самых настоящих шведов. Это я – так, просто к слову пришлось.  

И вот – опять. Ведь ясно же им сказали, и снизу, и сверху: «Нужна налоговая реформа!»  Нет, продолжают латать «Тришкин кафтан». На котором и так – одни дыры! 

И вот сейчас – снова, но это - уже просто насмешка какая-то! 

Есть конкретное поручение президента - в Послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. В.В. Путин предложил: «продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». 

И Минфин «продумал» и ответил целым пакетом поправок  и «улучшений». 

И вот мы их смотрим: на сколько больше должны платить богатые? на сколько меньше должны платить бедные? Нет там этого ничего! 

Зато предложено увеличить налог на прибыль – что даст примерно 500 миллиардов рублей дополнительных доходов. Но на кого ляжет эта дополнительная налоговая нагрузка? На торговлю, на рестораны и кафе – ну нет тут возражений.

А если на промышленность, на производство моторов, приборов, инструментов, и т.д. – да там и так уже все глухо, мы даже гвозди и метизы завозим из Китая!   

А какие предлагаются новые «подходы к модернизации  фискальной системы  - так их надо еще поискать. 

Вот, в ФНС предложили «единый налоговый счет». Это – вещь, давно в мире известная. Налогоплательщик вносит заранее на счет налоговой службы определенную сумму денег и – всё! Дальше с этого счета оплачиваются требования по всем налогам, в порядке их поступления, и отчеты об этих списаниях направляются налогоплательщику. 

Очень удобно: заранее резервируются средства на уплату налогов и дальше можно ни о чем не беспокоиться. Важно еще и то, что эти деньги всегда можно взять обратно! 

А у нас? Оказывается, деньги надо переводить на какие-то счета Казначейства (о котором большинство граждан не имеет никакого понятия), надо заполнять какие-то поручения банку – и потом оставаться в беспокойстве: можно напутать самому, может ошибиться банк и могут быть ошибки в Казначействе. И за всё отвечает налогоплательщик – ведь в налоговой от него требуют подтверждения платежа. 

Полезная и удобная вещь – но как у нас сумели ее извратить! И другие «модернизации» - в том же духе!

И вот мы уже четверть века живем с этим удивительным, чудесным творением - Налоговым кодексом. Творцы которого даже и русского языка толком не знают. Чего стоят только – «налогоплательщики налога»! 

С Налоговым кодексом, в который ежегодно вносится до 400 поправок. А ведь президент, вроде, требовал стабильности налогового законодательства? Ну, так это – президент, ему положено что-то говорить…

А я ведь, уже довольно давно, написал и опубликовал Общую часть Налогового кодекса – без всех этих чудес и прочих глупостей. И Налоговую доктрину, годную лет на двести. 

Ну, так мне даже спасибо не сказали… И я их понимаю, этих усердных «поправщиков» - ведь я покусился лишить их вечной ихней работы! Вечного заработка!

Но ведь президент сказал… Ну и что? Караван идет себе прежним курсом, даже с ритма не сбился!