Нужна ли России Южная Осетия?

На модерации Отложенный

В последние дни вновь разгорелась дискуссия вокруг возможного присоединения Южной Осетии к России. 1 августа на форуме «Селигер-2011» одна девушка спросила председателя правительства РФ В.В. Путина: «Возможно ли присоединение Южной Осетии к России? Это наша общая проблема – Северная Осетия и Южная, потому что мы – один народ, а мы как бы разделены сейчас». На что Путин ответил: «Это действительно проблема… Будущее будет зависеть от самого осетинского народа».

29 июля Сенат конгресса США принял резолюцию, напоминающую о необходимости уважения территориальной целостности и независимости Грузии и осуждающую действия России, нарушающей эту целостность. В ней сказано: «Абхазия и Южная Осетия в соответствии с резолюцией признаются регионами Грузии, оккупированными Российской Федерацией». 1 августа официальный представитель МИД России А.К. Лукашевич отметил: «Утверждения о том, что Абхазия и Южная Осетия, якобы, оккупированы Российской Федерацией, не имеют под собой ни фактических, ни правовых оснований. Заявления же американских сенаторов на этот счёт свидетельствуют либо о безграмотности в сфере международного права, либо о полном пренебрежении реальными фактами». По его мнению, данная резолюция – «не более чем пиаровское упражнение».

2 августа глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров заявил: «У меня нет никаких сомнений в результате референдума по вопросу о вхождении Южной Осетии в состав России, если бы таковой проводился. Народ Южной Осетии ответил бы на него положительно». А спикер парламента Южной Осетии Станислав Кочиев сообщил, что народ Южной Осетии всегда мечтал воссоединиться с народом Северной Осетии в составе России. Он также отметил: «Пока вопрос о вхождении Южной Осетии в состав России не стоит. Всё зависит от дальнейших шагов России. Мы, со своей стороны, готовы войти как в Союзное государство Белоруссии и России, так и непосредственно в состав России в качестве субъекта Федерации».

Разумеется, тема возможного присоединения Южной Осетии к России вновь стала бурно обсуждаться в СМИ и блогосфере, при этом чётко проявились проамериканские и антипутинские настроения (есть такая категория «экспертов», которая против всего, что говорит Путин), сводящиеся к тезису: запрещено, нельзя!

В то же время, каких-либо серьёзных аргументов против присоединения, похоже, просто не существует.

Действительно, в Северной и Южной Осетии живёт один народ, причём практически все жители ныне формально независимой Южной Осетии юридически являются гражданами России. Посему присоединение Южной Осетии к России в качестве субъекта Российской Федерации вполне логично и соответствует сближению осетинского народа, составляющего весьма качественную часть российского общества. К тому же из страны, которая в нынешних условиях без поддержки России самостоятельно существовать не может, Южная Осетия становится частью огромного самодостаточного государства. С точки зрения экономики, Россия и так помогает Южной Осетии, и каких-либо серьёзных дополнительных расходов со стороны России вряд ли стоит ожидать. Наоборот, присоединение Южной Осетии теоретически может способствовать оптимизации бюджетных расходов России: бюджет будет расходоваться не на развитие формально независимого государства, а своей территории. С военной точки зрения, Россия уже сейчас во многом обеспечивает безопасность Южной Осетии, что также не приведёт к каким-либо дополнительным издержкам по линии военного ведомства, а лишь закрепит статус-кво.

Ключевым вопросом остаётся отношение к такому присоединению мирового сообщества. Однако в Уставе ООН прописаны «права нации», а негативное отношение к России всё равно существует и будет существовать, независимо от статуса Южной Осетии. Зато включение Южной Осетии в состав России сразу охладит пыл грузинских ястребов в отношении планов силового присоединения Южной Осетии к Грузии. В каком-то смысле, это также будет логическим завершением участия России в войне 08.08.08.

Если народ Южной Осетии проведёт референдум и согласится на вступление в состав России, то России надо будет внимательно и позитивно отреагировать на это желание. Возможно, что после распада СССР это будет первый случай расширения территории Российской Федерации. Хотя, конечно же, для некоторых мировых «полюсов» такой прецедент крайне нежелателен.