Зарплатная пропасть: разница в доходах учителей в Москве и регионах достигла 400%
На модерации
Отложенный
Разница в доходах педагогов, живущих в столице и в регионах, достигла невиданных размеров: за тот же самый труд учителям в других областях платят вчетверо меньше, чем их столичным коллегам. Вот такими стали итоги очередного учебного года.
Фото: 1MI. Педагогу в Костроме платят лишь 25% от зарплаты московского школьного учителя, подсчитал Росстат.
Алина Шувалова
Довольствуйтесь четвертью
Такие сведения обнародовали в открытых отчетах Минпросвещения и Росстат. Согласно свежим данным двух ведомств, в Москве школьный учитель работает в среднем на 1,3 ставки и получает за свой труд 111 700 рублей в месяц. А в близлежащей Костромской области для того, чтобы заработать 36 200 рублей в месяц (что ниже даже медианной зарплаты), учитель должен работать на 1,65 ставки.
За одну ставку «чистыми» он получает лишь «минималку» — порядка 19 200 рублей. Таким образом, ценность ставки педагога в Костроме примерно вчетверо ниже, чем у его коллеги в столице. Редакция «НИ» попросила администрацию Костромской области прокомментировать сложившуюся ситуацию в школьном образовании, однако официальный ответ пока не получен.
Если же сравнивать данные с Ивановской областью, не беря в расчет доплату в 5000 рублей за классное руководство, то здесь учителя общеобразовательных школ за свою непосредственную работу получают и того меньше — 33,9 тысячи рублей в месяц.
В Брянской области школьный учитель, работающий на 1,3 ставки, может заработать 36 200 рублей в месяц, а его коллега в Тамбове при той же нагрузке — 35 600 рублей. Учитель в Волгоградской области, работающий на 1,5 ставки, может рассчитывать на 37 200 рублей. Их коллеги из Владимирской и Самарской областей, «везущие» на себе нагрузку 1,6 и 1,75 ставки, заработают 42 300 и 45 300 рублей соответственно.
Зарплата педагогов во многих регионах страны не выглядит привлекательной для молодежи. Фото: Росстат
Таким образом, в большинстве регионов Центральной России при работе на одну ставку школьный учитель с высшим образованием получает лишь 20-25 тысяч рублей «чистыми». И только в том случае, если педагог соглашается увеличивать нагрузку до полутора ставок, он может «подтянуть» доход до 35-38 тысяч рублей — той суммы, что получает продавец без базового образования в продуктовом магазине.
Как следует из данных Минпросвещения, такую нищенскую зарплату, нередко не дотягивающую до уровня средней по региону, получают высококлассные педагоги. Согласно ведомственной статистике, свыше 60% школьных учителей имеют первую или высшую квалификационную категорию и обладают более чем десятилетним стажем работы. Те же, кто приходит в школы сразу после студенческой скамьи, получают и того меньше.
Стоит ли удивляться, что профессия учителя становится у молодежи все менее и менее престижной.
«Омолодить» учителя
«Новые Известия» пообщались с педагогами и выяснили, с какими проблемами они сталкиваются в работе, и что они хотели бы изменить.
«Мой педагогический стаж — более 50 лет. Всю жизнь я работала в школе с повышенной нагрузкой, как минимум на 1,5 ставки. Естественно, не от хорошей жизни. Не зря у нас бытует поговорка: „На одну ставку есть нечего, на две — некогда“. Несмотря на такую нагрузку, выходя на заслуженный отдых, получила мизерную пенсию. В этом году мне исполняется 80 лет, а я до сих пор продолжаю работать, потому что прожить на учительскую пенсию невозможно», — говорит учитель истории и обществознания из Ярославской области Ольга Семенова.
По словам педагога, молодежь в таких условиях в школе не задерживается.
Средний возраст коллектива в ее учебном заведении — около 50 лет.
«Кто будет работать, когда наше поколение уйдет, я не знаю. Чтобы „омолодить“ учителей, надо, конечно, поднимать зарплаты и уменьшать бюрократическую нагрузку на педагога. Возможно, в таких условиях молодежь пойдет в школы», — полагает учитель.
Учителей не устраивает низкая зарплата и чрезмерная бюрократическая нагрузка в школе. Фото: Изображение Midjourney
«Других условий для вас нет»
В начале года в Минпросвещения отчитались, что после педагогических вузов в школы идут 79% выпускников. Однако каждый второй из них увольняется, не проработав и пяти лет.
Молодежь не устраивает высокая нагрузка при грошовой зарплате, а также многочисленные бюрократические требования. В итоге педагогов не хватает в 80% регионов страны.
Там, где ситуация не выглядит катастрофической, кадровые «дыры» закрываются зачастую не притоком молодых кадров, а увеличением нагрузки на имеющийся персонал. А это в итоге приводит к эмоциональному выгоранию и возникновению у педагогов проблем со здоровьем.
По данным Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, педагогический состав в стране стремительно стареет: в прошлом учебном году моложе 30 лет были лишь 14,6% сотрудников, 31,5% — от 30 до 45 лет, 41,3% — от 45 до 59 лет.
Если ситуация с кадрами не изменится, скоро детей в школах учить будет некому, предупреждают педагоги. Фото: 1MI
О том, почему молодежь не задерживается в школах, «НИ» рассказала педагог из Костромы Елена Коваленко.
«У меня высшее педагогическое образование, но после окончания вуза по специальности я поработать не успела: так получилось, что вышла замуж и попала „из декрета в декрет“. Когда младший ребенок подрос, я решила, что пора выйти на работу. Обратилась на биржу труда, мне дали направление в школу. Но когда я туда пришла, то директор предложила только „минималку“. Когда я ее спросила, как можно прожить на 1 МРОТ матери с двумя детьми, та жестко ответила, что других условий нет, и эта работа считается „подходящей“», — вспоминает костромичка.
По ее словам, общение с потенциальным работодателем оставил у нее неприятный осадок.
«Директор школы меня предупредила, что если я от предложенных мне кабальных условий откажусь, то и пособие по безработице мне не дадут. Работа в школе за „минималку“ для молодой мамы, несмотря на наличие двух маленьких детей на иждивении, у нас, оказывается, считается „приемлемой“. Я решила, что для человека с высшим образованием это издевательство. Загонять себя в „рабство“ за такие копейки я не захотела. В итоге окончила курсы и стала мастером ногтевого сервиса. Оформила самозанятость. Работаю на себя и ни о чем не жалею. В школу на „минималку“ идти не собираюсь», — рассказала Елена Коваленко.
Эксперты убеждены, что избавить страну от кадрового голода в образовании невозможно без повышения стоимости учительской ставки. По данным на конец 2023 года, она составляла в среднем 312 рублей в час, в то время как зарплата рабочего среднего уровня квалификации достигала 314 рублей.
«Это свидетельствует о квалификационном провале и несоразмерности оплаты труда в образовательной сфере. Инвестиции в образование педагога таким образом обесцениваются», — приводит Forbes мнение главного научного сотрудника Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной.
Комментарии
А сопоставить зарплату учителя из какой ни будь Синепуповки не только московских коллег, а хотя бы из Иваново или Костромы не пробовали?
очевидно, что образование не нужно, всех на сво)
светлана владимировна богачёва, вам, из за границы, очевидно, виднее.
Как же вы забавно смешны, светлана владимировна!
Отлито же в граните: не хватает денег, идите в бизнес. Чего не ясно?
Знакомая в ..АО Москвы, студентка заочница, учителка начальных классов, мля, татуированная уся, правда, в закрытых местах, на работу -строго такси, в отпуск - миллион рублев, не меньше! А гонору, как у члена-корреспондента АН. Вилку-ложку тока двумя пальчиками -воспитанная, значицца.Посуду за собой хрен уберёт и хрен помоет! Не знаю скока ей плотють, но не хватает и ейной зарплаты и зарплаты сожителя, молодого дурака с 150 000, который уже в кредиты влез. Бг-г-г! Прям Педагогическая поэма...
Лукавая статистика.
При этом дефицит учителей в школах Москвы составляет около 6%.