Почему Ельцин разогнал V Съезд народных депутатов
На модерации
Отложенный
V Съезд народных депутатов СССР состоялся 2–5 сентября 1991 года и стал последним Съездом, прекратив свои полномочия как высший орган власти
Стенографический отчет выступления Ельцина на последнем Съезде народных депутатов так и не вышел отдельным изданием, а потом и вовсе потерялся. В прессе было объявлено, что съезд самораспустился. Однако всё было иначе.
Руслан Хасбулатов и Борис Ельцин.
Избрание Председателя Правительства
В первый день заседание вёл Председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов. На повестке дня было избрание председателя правительства. Слово было предоставлено президенту Ельцину, который неуверенно поднялся на трибуну и всем стало понятно, что чувствовал он себя не очень. Разложив перед собой листочки, он медленно по словам начал читать.
«Вопрос о главе правительства в условиях пока ещё слабой российской государственности и…главное в период проведения глубоких реформ является принципиальным…
...Исхожу из того, шта-а стране… нужна не новая вспышка конфронтации, понимашь, а стабильность, которая во многом зависит от того, насколько устойчиво работает правительство. И…и… - он переложил листочки – и…я заявляю, что в этот крайне сложный момент в жизни России вижу на посту председателя правительства…. толь-ка одного человека – Егора Тимуровича Гайдара».
Чубайс, словно ожидая этого, от радости выпрыгнул из кресла и зааплодировал. Гайдар сорвался с места и стремительно пошёл к президиуму, на ходу принимая поздравления, кто-то вставал с места и обнимал его. На одном дыхании он вознёсся к трибуне и начал свою пламенную речь с благодарности Ельцину, потом перешёл к экономике, пообещав свести темпы инфляции к 1-2 % в неделю. Затем он начал сравнивать себя со Столыпиным, что он также принимает Россию в сложное время, когда экономика развалена, но, что в отличии от него он не просит спокойствия, ему нужно понимание.
Благодарю! – выкрикнул Гайдар, посмотрев на президента, а потом и в зал и, несмотря на свою солидную комплекцию, также стремительно сбежал с трибуны.
Браво премьеру! – завизжал Макаров, высоко подняв руки и аплодируя, некоторые тоже повскакивали и зааплодировали, Гайдар обернулся, весело помахал им, а вернувшись на своё место расцеловался с Шумейко, потом с Черномырдиным и с Шахраем. Это были минуты его триумфа, он даже вспотел.
Однако в зале поднялся ропот, первыми пришли в себя коммунисты и аграрии и стали требовать дать им слово. В разных концах зала раздавались крики, что микрофоны отключены
-Я хочу говорить! Дайте слово! Истерично кричал депутат Дронов из Тульской области. Ему тоже не включили микрофон, тогда он бросился к столикам у сцены.
Председательствующий Хасбулатов покрылся красными пятнами, он нервничал, но, стараясь выглядеть спокойным, объяснил, что по кандидатуре Гайдара предстоит голосование и попросил всех вернуться на свои места.
Голосовали электронно, результаты были следующие:
Кворум для принятия решения 521
Проголосовало «за» 467
Проголосовало «против» 486
Воздержалось 0
Всего проголосовало 953
Хасбулатов настолько растерялся, что на этот раз побелел и тихо сказал:
- Уважаемые коллеги! Вы видите, что кандидатура Гайдара Егора Тимуровича не набирает требуемого числа голосов…
Он ещё не договорил, а зал взорвался аплодисментами, депутаты повыскакивали из своих кресел, обнимались, кричали, перебивая друг друга.
Хасбулатов, стараясь перекричать всех, объявил, что слово взял президент. В зале наступила мёртвая тишина, грозный вид президента, которому полегчало, и он шёл твёрдой уверенной походкой, не сулил ничего хорошего.
Кто написал Ельцину эту речь
Ельцин опять вынул из кармана листочки и начал читать:
«Реформы, которые в течение года проводятся в России, нах-х-одятся в серьёзной опасности. На съезде развернулось мощнейшее наступление на курс, проводимый президентом и правительством. На те реальные преобразования, которые, понимашь, удерживали страну все последние месяцы от экономической катастрофы. Одним словом, то, что не удалось сделать в августе 92-го года, кое-кто решил повторить сейчас и осуществить ползучий переворот».
Было понятно, что речь была заготовлена заранее и отредактирована, то есть Ельцин догадывался, что Гайдар не пройдёт голосование и провалится. Но кто же написал эти листочки? Шахрай или Чубайс?
Обвинения в адрес Съезда и Верховного Совета
А Ельцин тем временем громогласил обвинения в адрес Верховного Совета, который, по его словам, стал оплотом консервативных сил и хочет «расправиться с правительством, с Президентом, с реформами и с демократией».
Похоже было на то, что речь была заготовлена заранее, но сам Ельцин её не читал, поэтому он остолбенел от того ужаса, который только что нарисовал и на некоторое время замолчал, видимо обдумывая, что делать дальше.
В зале поднялся невероятный шум, который прервал Хасбулатов, попросив дослушать президента. На нём не было лица, но в душе теплилась надежда, что возможно Ельцин оговорился.
Но Ельцин опять уткнулся в листочки и продолжил: - «…я всё-таки надеялся, понимашь, шта-а в ходе работы съезда депутаты разумно отнесутся к моим предложениям, проявят здравый смысл….. виню в этом себя»
Он сделал театрально грустное лицо, как бы сожалея о несостоявшемся диалоге с депутатами, но потом посерьёзнел и загромогласил дальше:
- «Россияне! Конституция… или то, что с ней сейчас стало превращает Верховный Совет и его руководство и председателя в единовластных правителей России. Они хотят подняться над всеми органами исполнительной власти…. Правительство фактически поставлено в положение временного правительства, хотя работает уже год. Нас подводят к опасной черте, за которой дестабилизация и экономический хаос.
Нас толкают…нас толкают… к гражданской войне»
Президент оторвался от листочков, чтобы передохнуть и уже от себя произнёс, что проводником этого курса стал лично Председатель Верховного Совета Хасбулатов, который сидел в это время с понурой головой и трясущимися руками.
Никто не верил в происходящее. Неужели президент распустит съезд? Объявит Верховный Совет вне закона? Но по Конституции он не имеет таких полномочий. Значит он отменит Конституцию, но это уже государственный переворот.
Ельцин нашёл нужный листочек и продолжил:
«Я прошу граждан России определиться: с кем вы? Какой курс вы поддерживаете? Курс президента, курс преобразований? Или курс съезда, Верховного Совета и его председателя, курс на сворачивание реформ и в конечном счёте на углубление кризиса? Сделать это надо именно сейчас».
Он смял листочки, сошёл с трибуны и демонстративно вышел из зала.
Отставка Председателя Верховного Совета
Все взоры обратились на Хасбулатова, который пытался заговорить, но его голос постоянно срывался:
«Уважаемые народные депутаты! Заявление президента считаю оскорбительным как в отношении съезда, так и в отношении Председателя Верховного Совета. Мне нанесено оскорбление высшим должностным лицом государства. Прошу съезд принять мою отставку. Я ухожу господа».
Под гробовую тишину зала Хасбулатов повернулся и вышел в ту же дверь, за которой недавно скрылся Ельцин.
Чубайс ликовал… никогда он ещё он не чувствовал свою власть над президентом так, как сейчас!
Узурпация власти
21 сентября Ельциным был подписан Указ 1400 о роспуске Верховного Совета, это был государственный переворот. В ответ на это Съезд народных депутатов объявил Ельцину импичмент, отстранив его от должности. Однако Президент насильственно ликвидировал высшие органы власти страны, расстреляв Дом Советов и тем самым узурпировал власть.
Комментарии
Можно поплакаться в жилетку гондурасу