Когда завлекали в колхоз, обещали счастливую жизнь, а дали нужду, голод и смерть
На модерации
Отложенный
Документ № 43
Трофимова Екатерина Федотовна родилась в 1919 г. в д. Новопестери Кемеровской области. Живет в г. Белово. Рассказ записала Корнева Ксения в феврале 2000 г.
Отец - Федот Петрович 1890 г. рождения и мать - Анна Ефимовна 1893 г. рождения имели четыре сына и три дочери. У меня у самой - только трое: Людмила 1939 г., Александр 1943 г., и Галина 1945 г. рождения.
Коллективизация в нашей семье связывается с людским горем. Единственные детские воспоминания о ней - это голод и смерть. Я видела, что родители не знали, как нас прокормить, как выжить.
В нашей деревне были бедняки. К ним относились с презрением и сожалением за то, что они мало трудились на земле. Зажиточные крестьяне всегда давали возможность заработать этой голытьбе. Но зато, когда началась коллективизация, бедняки радовались, что можно поживиться.
Под председательством секретаря партячейки или присланных комиссаров в наших деревнях создавались комитеты бедноты. Раскулачивали подворно. Насильно отбирали нажитое: скот, землю, инвентарь, зерно. Забирали всё до последней рубашки. Высылали в необжитые места, разрешали брать только верхнюю одежду и провиант на одни-двое суток. Всё это складывали на подводу, которую выделяли на 10 семей. Лошадь была, как правило, самая старая кляча. Сведений о выселенных почти не поступало. Ходили только слухи о том, что их бросили на произвол судьбы.
В деревне стоял стон. Это было сплошное горе! А что ещё такая власть могла выдумать?! Вот только зачем всё это надо было делать? Не пойму до сих пор.
Ведь до коллективизации большинство деревень были крепкими. В них жили зажиточные хозяева, которые кормили и себя и горожан. Да и на голытьбу продуктов хватало. После коллективизации в деревне царила нужда, голод и смерть. Иначе и быть не могло! Ведь всё стало ничьим, то есть общим. Скот на коллективных подворьях подыхал. А ведь когда завлекали в ихний колхоз, обещали счастливую жизнь. Где она?
Со стороны крестьян были самые жесткие формы протеста: уничтожали имущество (лучше сжечь, чем достанется босякам), прятали его, резали скот, сжигали постройки, уничтожали зерно, уходили в лес, создавали отряды по борьбе с раскулачиванием, коллективно уходили на новые поселения. Тогда об этом в деревне много говорилось. Со своей стороны власти присылали карательные отряды, расстреливали кулаков и подкулачников, громили кулацкие банды, присылали новых председателей и комиссаров.
Председателями колхозов назначали, как правило, из самых бедных. Он со своим-то хозяйством не мог справиться, а ему доверяли целую деревню. Могли прислать из города, "25-тысясников". А что эти-то в земле понимали? У нас говорили, что руководителями ставили тех, кто никогда как следует не работал и не знал, как это делается. Они всё ждали светлого будущего, звали и нас туда. Но оно почему-то не приходило. Люди их люто ненавидели, так как те в колхоз загоняли силой. И силой заставляли в нем работать, как волов, неизвестно за что, неизвестно на кого.
До колхозов мы тоже не в одиночку жили. У нас была община. Мы регулярно собирались на сходы. Были и деревенские съезды. На них решались наши хозяйственные вопросы, обсуждались и вопросы сдачи государству наших излишков. До революции Россия была в состоянии прокормить себя. Она кормила и Европу. Куда это потом делось?
У нас в деревне до коллективизации было изобилие всего. Мясо мы ели и отварное, и жаренное и вяляное. В нормальном хозяйстве на зиму забивалось 8-10 туш скота. Рыба - любая. Блины - с икрой. Масло хранилось в бочках. К продуктам относились бережно. Каждое крепкое хозяйство кормило 10-20 человек бедноты (батраков).
Люди много работали и соответственно работе и ели. Одежды хватало всем. Работали с утра до вечера. Но умели и веселиться. Праздники праздновали только православные: Рождество Христово, Великий Пост, Маслянница, Пасха, Покров День, Красная Борозда и др.
В эти дни люди веселились, мужики много пили. Но они пили только по праздникам. Считалось великим грехом выпить во время страды. Далеко неправильное суждение Ленина о том, что "радость на селе в питии". Это после разгрома деревни стали пить. Но пили не с радости, как у нас было раньше, а с горя.
После коллективизации работа стала не в радость. Какая же может быть радость от работы, когда её заставляли делать насильно?! Всё стало ничьим, а, значит, и никому не нужным. Наступил голод, уныние и разруха. На трудодни можно было прожить только до зимы. А там наступал голод. Мне кажется, что за период с 1922 по 1939 гг. от тотального, страшного голода в деревне умерло людей больше, чем на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн.
(Голод 1922 года, унесший жизни 5 миллионов человек. Депортация кулаков. Орландо Файджес ( «Шепчущиеся: частная жизнь в сталинской России» , 2007), основываясь на советских архивах, указывает, что между 1930 и 1931 годами умерло бы 486 370 человек, а между 1932 и 1940 годами умерло бы еще 389 521 человек. TBBOC также называет другие депортации народов и этнических групп и другие убийства, не уточняя цифр. В «Красном Холокосте» (2009) Стивен Роузфилд называет в общей сложности 6 миллионов смертей , вызванных этими депортациями. Голод на Украине и на юге России в 1932-1933: 7 миллионов погибших. )
Нищета в колхозе была хуже татарского ига. Худшего - уже и быть не могло.
Из века в век люди жили по принципу: "Заработал - получи!". А здесь стало: "Заработал, а получать - нету!". Всё сдавалось государству до последнего зёрнышка. Говорили, что, мол, надо кормить города. А мы что, разве их раньше не кормили?
Чтобы выжить люди, конечно, стали растаскивать колхозное добро. И воровством это среди простых тружеников не считалось. А ведь до колхозов мы в деревне не знали, что такое воровство. Дома на замки не закрывались. Все люди были набожными, сердобольными. Голодного всегда, бывало, накормят. Считалось большим грехом не дать подаяние нищему. Скупых и жадных презирали. Никаких воров у нас сроду не было.
Да, это правда, что колхозники мечтали о роспуске колхозов. Но свою мечту они не высказывали. Были люди, которых власть забрала как врагов народа. Ими становились люди, которые что-то сказали лишнее или "расхитители колхозного имущества". То есть, те, кто принес с поля колоски или охапку сена. Зато в героях ходили те, кто на таких людей доносил. Я сама отсидела в лагерях 10 лет…
Мы спасались личным хозяйством. Но на него были сильные ограничения. До 1945 г., например, колхознику нельзя было держать лошадь. Почти всё, что получали в своем хозяйстве, сдавали государству безвозмездно в виде налогов. В деревне мы оставались потому, что выехать было нельзя. У нас не было паспортов. Государству, наверное, нужна была дешевая рабочая сила, не имеющая возможности свободного передвижения.
Лучше всех в колхозе жили активисты, то есть те люди, которые поддерживали колхозный строй.
Деревня была неграмотной. Хорошо, если на всю деревню один грамотей находился, который умел читать и писать. В 1939 г. у нас образовался кружок ликбеза (ликвидации безграмотности), открылась изба-читальня. Учителей тогда присылали только в самые крупные деревни. Колхозники отдавали детей в школы неохотно. В хозяйстве нужны были лишние руки.
Но к учителю, как и священнику, в деревне относились с большим уважением и почетом. К священнику шли советоваться, с его помощью заключали мировую при ссорах. Раньше у нас была церковь. Но её закрыли. На верующих начались гонения. Появилась новая религия - атеизм, то есть, безверие, безбожие.
Это был один из самых страшных периодов в нашей истории! Люди потеряли не только веру, но они потеряли и себя.
Кого винить в гибели деревни? Лично я виню в этом строй и власть! Пока земля не будет в личной собственности, порядка не будет.
Комментарии
Навозну кучу рвзрывая,
Постил он всякое дерьмо
Когда завлекали перестройкой,ничего не обещали?
Владимир Потапов, не помню. Но перестройка развалила всё здание, и к лучшему. Новое выросло красивее и прочнее.
Михаил Керсонов, С одной стороны,а с другой разрушила миллионы жизней.
Владимир Потапов, и спасла миллионы других. C'est la vie :(
Михаил Керсонов, По такой логикие в нынешней войне погибают тысячи парней,но остаются и живые.....Опять же спасение сотен тысяч от фашизма! Оно того стоит?
Владимир Потапов, не помню кто сказал: "У победы есть только одна цена - любая".
Михаил Керсонов, Сказано хорошо,если это и впрямь Победа!
Владимир Потапов, может я и ошибаюсь, но считаю, что мы (не вы) сейчас противостоим мировому злу.
Михаил Керсонов, сам факт демонстрации неадекватного ответа: "может я и ошибаюсь..." - это уже очевидный признак неуверенности и страха.
Понятие "зло" разными людьми понимается противоположным образом.
Нужно искать более точные, однозначные термины
Михаил Керсонов, Быть может и не ошибаетесь........ Я сегодня вокруг себя ни мирового,ни локального зла не наблюдаю.
Владимир Потапов, пример локального: Россия и Германия построили газопровод. Условный Байден его взорвал - мол, нефиг вам, мой покупайте! - Германия покорилась. Это добро?
Михаил Керсонов, Газопровод это детище скорее российское,немцам однозначно было выгодно участие в его строительстве и дешёвые цены на газ. Тут и вопросов нет,однако начиная с 2014 года Россия "повернула не туда"и стало ясно,что придётся обходиться без росс.газа. Кто там его взорвал не знаю,но немцы его восстанавливать точно не собираются. Мир разделился ,как и направление газопроводов. Немцы очень сожалеют о потере российскогогаза,но понимают это как необходимость. Про глотание не понял.Сейчас Германия открыто показывает своё отношение к РФ,без особого политесса.
Владимир Потапов, ну и зря. У нас тут по-прежнему читают Гёте и слушают Бетховена. А вы можете себе жить без Пушкина и Чайковского, икс с вами. Смотрите Лесли Нильсена.
Владимир Потапов, насчёт необходимости: украинцам и европейцам точно необходимо выручать США из огромного кризиса, куда те катятся?
Владимир Потапов, у нас через год будет свободна квартира (дети строят себе дом). Так, к сведению :)
Владимир Потапов, немцы как тот деревенский мальчишка, который назло бабушке уши отморозил. А самое забавное, шо европка всё равно российский газ, и нефть тоже, покупает. Через третьи-четвёртые руки, дороже, но якобы уже не российские. Цирк с конями, да и только.
Михаил Керсонов, Какую-то странную альтернативу вы для меня выбрали....))))))))))))))))))))))))0
Михаил Керсонов, А я как родился в коммуналке,так в ней и живу....))
Blobber, ТВ вас убедило,что немцы дураки? На том и стойте-))
Михаил Керсонов, У США дела не очень? доллар загибается?
Владимир Потапов, доллар балансирует на краю пропасти, и это видят все, имеющие в кошельке доллары, как бы вы себя ни утешали. Я долгосрочные пари заключаю на сто рублей.
Михаил Керсонов, Сие мне неведомо,у меня в кошельке евро...)) Я в утешении не нуждаюсь.
Владимир Потапов, при мне в магазине у старика не взяли евроценты по номиналу за рубли. Что немцу ценность, то русскому в бросок :)
Владимир Потапов, не смотри ТВ, там сплошная бяка. Я вот всё больше со своим бывшим одноклассником общаюсь, который в Германии живёт и работает уже лет 20 с лишним. В сфере энергетики, кстати, работает. Мне его мнение ценней, чем тысяча слов телеэксперта.
Михаил Керсонов, Монеты не берут нигде. Обычно привозят,как сувениры.
Blobber, А мне ценней собственное мнение.
Владимир Потапов, ну, вы там в Европе зажрались, прямо как жители Москвы :) Я при получении пенсии на почте сдачу копейками даю. Нельзя презирать мелочь, из песчинок вырастают курганы.
Михаил Керсонов, Я совсем не про то. Мелочь в другой стране,с другой валютой, нигде не примут. А я лично наличные деньги вижу редко, мы пповсюду расплачиваемся карточками......
Владимир Потапов, а я люблю звонкую монету. Внуку на мороженое, алкоголику у магазина (да, у нас ещё встречаются) с карты не соскоблишь.
Михаил Керсонов, Можно и у церкви подать,но это другое.........))
Владимир Потапов, вот, кстати, заметил: у нас в городе две церкви - и возле них нет ни одного попрошайки. А в СССР были. Жизнь, что ли, налаживается...
Михаил Керсонов, А прихожане есть? Может быть нищим нет смысла там сидеть......
Владимир Потапов, не знаю, я-то мимо прохожу. Есть, наверное, сейчас же в моде быть набожным. Вот мама моя была религиозно воспитанная (но очень неразборчиво, посещала собрания и евангелистов, и прочих сект - так я в пору горбачёвской антиалкогольной кампании вынужден был пить всё, что дают)), обеих внучек крестила, и я, "поганый язычник" на обряде присутствовал. Рассказывали, что бабушкина сестра шестьдесят лет назад сокрушалась: "Такой милый ребёнок (это про меня), а поцеловать брезгую - некрещёный".
Михаил Керсонов, Я из семьи коммунистов и с рождения вопрос веры для меня не стоял,а вот жена детей покрестила......... но они тоже о вере без понятия..)))
Владимир Потапов, быть без понятия - это как раз свойственно коммунистам (простите, не хотел обидеть, это меня в другой теме большевики достали). Но если Ваши дети достаточно взрослые, то просто обязаны знать, хоть и не верить.
Михаил Керсонов, Моё лично мнение,что к религии многие приходят при появлении проблем. Когда я переехал в Германию,то мы купили дом в небольшом городке под Мюнхеном. Первые лет 10 почти каждое воскресенье ходили в кирху..... это было необходимо для контакта с соседями. Про то,что обязаны знать мои дети,прошу вас пояснить.....
Владимир Потапов, ну, если оно основано на реалиях, то почему нет? Но чаще всего самозацикленность и самовлюблённость редко соседствуют с объективностью.
Blobber, Чуть раньше я много путешествовал, а работал я в четырёх странах. Отсюда и реалии. А чтобы усомниться в своей объективности мне нужно основание. Пока не вижу.
Владимир Потапов, та вольному воля, как говорится. Меня тоже не на печке пальцем сделали, и поездил, и пообщался, и так получилось, что друзья есть во Франции и Германии - бывшие однокурсники и одноклассники. Не доверять им у меня нет причин.
Blobber, Не пойму о чём мы пытаемся спорить......... У каждого человека свой круг общения,отсюда и взгляды.
Владимир Потапов, мы не спорим. Мы обмениваемся мнениями)) Скорей для тех, кто нас читает, чем друг для друга.
Что было, то было -
Быльём поросло.
Тебя я простила
Всем бедам назло.
Тебя я простила,
Ни в чём не виню
И честно признаюсь:
Всё так же люблю.
Вот жЭ а....Чаловек и иго татарское помнить...
А колхозы то....
УжОсть!!!
Ай спасибо чубайсу и елсыну...
горбачевцы и ельцынойды обещали дерьмократию и развитие, а получили частных крыс с вымиранием и разрухой провинции рф