Уничтожение русской истории

На модерации Отложенный

"Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы."

П. А. Столыпин

"Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы." П. А.

Большевизм — это буквально власть питекантропов, дикарей, бросающих в воду золотые слитки, чтобы поглазеть на круги на воде. Власть Иванов, родства не помнящих.

"Декрет Совета Народных Комиссаров "О плане организации факультетов общественных наук российских университетов". от 4.3.1921 года.

1. Факультеты общественных наук имеют своей задачей создание кадров научно-подготовленных практических работников социалистического строительства.

2. В нормальный состав факультетов общественных наук Российских университетов входят отделения; экономическое с циклом: организации промышленности, труда, снабжения и финансово-административным;правовое с циклом: судебным и административным;общественно-педагогическое с циклом: школьным и внешкольным.

3...

4. Исторические и филологические отделения факультетов общественных наук при российских университетах с 1-го мая 1921 г. упраздняются.

Примечание. Народному комиссариату просвещения вменяется в обязанность к этому сроку разработать план подготовки преподавателей русского, новых и местных и восточных языков.

5..., 6..., 7...
Председатель Совета Народных Комиссаров В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Н. ГОРБУНОВ
Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. ФОТИЕВА"

Опомнились через 13 лет.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР», принятое 15 мая 1934 г. и положившее начало коренной перестройке всей системы исторического образования в стране, восстановило исторические факультеты в структуре университетов, а затем и педагогических институтов. Не получилось без знания истории построить новый мир. Но в ходе борьбы с "буржуазным историческим" прошлым, было уничтожено множество исторических трудов, справочников, энциклопедий и учебников, которые не были написаны на основе марксистко-ленинского учения.

Центральный военно-исторический архив СССР, 1930-1950-е гг.Центральный военно-исторический архив СССР, 1930-1950-е гг.

Но самоё страшное, происходило уничтожение архивов.

12 сентября 1919 г. во все архивы поступило циркулярное письмо ГУАД, в котором предписывалось начать работу по выявлению подлежащих уничтожению архивных фондов.

Согласно акту № 8 от 14 ноября 1919 г. для нужд Главбума выделено к уничтожению:
«1) Дела штаба Отдельного корпуса внутренней стражи 1816-1865 гг. (кроме 1831, 1849, 1854-1856, 1861 гг.) весом около 800 пудов.
2) Дела Отдельного гренадерского корпуса за те же годы, весом около 400 пудов.
3) Ведомости о штатном, списочном и наличном состоянии войск весом около 100 пудов.
4) Телеграммы турецкой войны 1877-1878 гг. весом около 200 пудов.
5) Дубликаты печатных приказов весом около 500 пудов.
6) Дела турецкой войны весом около 2500 пудов.
7) Рекрутские наборы с 1828 по 1865 г., 1500 пудов» .

При этом председатель комиссии по отбору дел на уничтожение З.А. Мицкевич просил ГУАД как можно быстрее дать телефонограммой разрешение на уничтожение этих материалов «ввиду настойчивых и спешных требований Главбума сдать в возможно большем количестве архивного материала» .

В том же ноябре 1919 г., как свидетельствуют документы, было уничтожено 2000 пудов «Именных списков генералов, штаб и обер-офицеров по старшинству в чинах» за 1800-1913 гг.

Это была весьма ощутимая потеря для архива, так как этот вид документов используется для наведения справок об офицерском составе русской армии. Именные списки содержат сведения о сословном происхождении, семейном положении, краткие данные о прохождении службы и наградах, дают исчерпывающие сведения о составе офицерского корпуса каждого конкретного подразделения, части, управления и т.д." Старались уничтожить ненавистное прошлое. Были уничтожены полицейские архивы, архивы МИДа, архивы Жандармского управления, архивы Казачьих войск и т.д. И это далеко не всё, архивы в губерниях сдавали на макулатуру.

Серьезно пострадали картографические материалы периода Первой мировой войны. В ноябре 1920 г. для изучения использования этих материалов в Лефортовский архив был направлен старший инспектор Военно-морской и полевой рабоче-крестьянской инспекции Гуревич. Вот что он писал в акте, составленном по результатам проверки: «…При расформировании частей старой армии в архив были присланы разновременно в период 1918 г. ликвидационными комиссиями расформируемых частей и прямо частями войск дела в ящиках и кулях; таких ящиков было около 6000, большинство без описей. Все карты и планы, обнаруживаемые при вскрытии ящиков, отправлялись в библиотеку архива, в 1920 г. бывшим управляющим архивом тов. Мицкевичем сделано было распоряжение, чтобы карты и планы, как и прочее ненужное, отправлялись в Главбум. Из этих то ящиков, согласно заявлению старшего архивариуса тов. Жеребцова, работающего в данной должности с 1918 г., брались и берутся сотрудниками бумага, в том числе и карты для своих нужд. …Для Бутырского дома принудительных работ отпущено было 10 пудов карт для оклейки окон».

Официально было запрещено уничтожать дела, не имеющие пятилетней давности. Однако среди макулатуры нередко попадались приказы РВСР, губернских военных комиссариатов, секретные приказы за период Первой мировой и Гражданской войн. Они чаще всего обнаруживались в лавке Центрархива, занимавшейся продажей книг, тиражированных материалов, а также макулатуры на переработку. В октябре 1923 г. в лавке было продано 300 пудов приказов по военному ведомству по 1 руб. 90 коп. золотом за пуд (курс 1 рубля золотом на тот период составлял 600 рублей денежными знаками 1923 г. выпуска). В этой же лавке на переработку было продано 100 пудов полковых историй – уникальных источников, содержащих подробные сведения о создании, боевом пути и реорганизациях полков русской армии. Из полковых историй были изготовлен пакеты.

Только в середине 20-х годов комиссии по проверке дел, выделенных к уничтожению, полностью развернули свою деятельность, приостановив тем самым варварское уничтожение документов. Были подготовлены подробные перечни дел, подлежащих уничтожению; на выделенные дела составлялись подробные описи. В Лефортовском архиве за 1925-1928 гг. предполагалось выделить к уничтожению 52 150 пудов дел.

Составлялись подробные описи дел, выделяемых к уничтожению. Они утверждались протоколами специальных комиссий.

Всего за 1919-1931 гг. было уничтожено, согласно книге записей дел, 70 354 пуда (т.е. свыше 1125 т) материалов архива, в 1932 г. – 45 т, в 1933 г. – около 35 т.

Такова неутешительная статистика потерь только одного Российского государственного военно-исторического архива. Подобная участь постигла и многие другие архивы России. Ущерб, нанесенный архивам в ходе «макулатурных кампаний», невосполним.

По материалам: Щербина Т.А. Макулатурные кампании в военных архивах России (1919-1931 гг.) // Отечественные архивы. 1993. № 2. С. 24-28.

**