"Вольным сибирякам" посвящается - царские законы о крепостных в Сибири
На модерации
Отложенный
Несколько дней назад я уже поднимал тему крепостного права в Сибири, в статье: "Мы из Сибири, у нас крепостного права не было", - это был мой ответ на утверждения некоторых сибиряков, что у них в Сибири, якобы, крепостного права никогда не существовало.
Все бы ничего, но проблема этого утверждения заключается в том, что преподносится оно исключительно в том смысле, что в отличие от современных жителей европейской части России, у которых в предках чуть ли не сплошь крепостные, пращуры сибиряков люди вольные, всецело свободные и не чета они каким-то там холопам...
Ну да ладно, о раздутом ЧСВ некоторых товарищей, чьи предки "понаехали" в Сибирь всего пару сотен лет назад, сегодня говорить не будем, а коснемся темы законов Российской империи, по которым ежегодно, на протяжении более ста лет, в Сибирь ссылались тысячи крепостных крестьян.
Даме никто не сказал, что дворня, это тоже крепостные крестьяне, дворовая прислуга.
О том, что помещики, в качестве наказания, ссылали своих холопов далеко за Уральские горы, слышали все, но при этом крепостных там не было, ага. Свободу они в ссылке получали? Нет, не получали.
Закон о ссылке крепостных крестьян в Сибирь, в качестве наказания, был подписан 13 декабря 1760 года, дочерью Петра I, императрицей Елизаветой Петровной. Данный акт касался не только помещичьих крестьян, но в принципе крепостных, даже государственных и монастырских.
Не вызывает сомнения тот факт, что указ был продиктован исключительно необходимостью заселения Сибири, т.к. в нем строго ограничивался возраст крепостных, которых можно было ссылать - не старше 45 лет.
В Сибири государству требовались рабочие руки и власть не желала давать помещикам возможность избавляться от престарелых крепостных, от которых пользы уже никакой не было, но нужно было платить за них подати и кормить.
По строгости наказания ссылка в Сибирь была на третьем месте, после казни и каторги, но в ней был один существенный плюс, с 1767 года помещичьи крестьяне, после ссылки, переходили в статус государственных, а это значит, что их положение становилось несколько лучше.
Изначально возрастное ограничение привело к тому, что помещики неохотно отправляли своих крепостных в ссылку. Нужно было совершить серьезное преступление или сильно насолить своему барину, чтобы он согласился расстаться с молодым, работоспособным мужиком.
С этим надо было что-то делать и в 1767 году закон был дополнен пунктом, по которому за сосланных в Сибирь крестьян помещик освобождался от обязанности предоставлять рекрутов в армию.
Т.е. сослав в Сибирь 45-летнего мужичка, который через несколько лет станет обузой, помещик сохранял у себя его 25-летнего сына, иначе его пришлось бы отдать в рекруты. И вот тут ссыльные крестьяне пошли в Сибирь уже не тоненьким ручейком, а полноводной рекой, до двух тысяч человек в год.
Решение о ссылке крестьянина принимал непосредственно сам помещик, т.е. никаких судов ему не требовалось, государственные органы всего лишь регистрировали ссылку и новый статус крепостного крестьянина. Выплачивали помещику деньги, как за рекрута.
Что примечательно, некоторые помещики мошенничали, за семь лет, т.е. с 1760 по 1767 год было зафиксировано множество случаев, когда они возвращали назад сосланных в Сибирь крестьян, за которых уже получили деньги.
С подписанием указа от 11 июля 1767 года, по которому крепостной переходил в статус государственного, помещики утратили возможность возврата крестьян, но и мужики потеряли все шансы вернуться из Сибири назад, к своей семье.
При Екатерине II, которая перекроила огромное количество указов своей предшественницы, в 1772 году действие указа было приостановлено, но спустя всего три года его вновь возобновили, сказалась нехватка рабочих рук, что само по себе говорит о том, какую роль играли крепостные ссыльные в Сибири.
При императоре Павле I закон 1760 года сохранился, но был существенно смягчен в той части, что по желанию помещика он мог не разлучать семью крестьянина, а отправлять его в Сибирь вместе с женой и детьми, за которых государство платило помещику как за рекрутов.
Для помещиков, возможность получить за баб и детей столько денег, сколько до этого ему платило государство за молодого рекрута, стала золотым дождем, количество ссыльных крестьян резко увеличилось.
При Павле же у ссыльных крестьян появилась возможность получить землю, при условии, если они поселялись за Байкалом. Крестьянину нарезалось до 30 десятин земли и он на целых десять лет освобождался от податей.
При императоре Александре I ссылка крепостных в Сибирь была приостановлена, но как и в случае с Екатериной, этот запрет продержался недолго, менее года. В январе 1802 года ссылку приостановили, а уже в декабре этого же года она была возобновлена в полном объеме.
Более того, т.к. требовалось заселять наиболее отдаленные территории, в июне 1806 года император Александр I подписал указ, по которому помещичьих ссыльных крестьян отправляли на поселение за Байкал.
В 1822 году Александр I подписал еще один важный указ, по которому помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь даже не обосновывая причин, т.е. по собственному желанию, даже тех, кто не совершал никаких преступлений.
Все в том же 1822 году возрастной ценз ссыльных крепостных подняли до 50-летнего возраста, что в очередной раз увеличило количество ссыльных крепостных. Для многих помещичьих крестьян достижение этого возраста практически гарантировало переезд в Сибирь.
Эту проблему решал уже император Николай I, своим указом от 30 августа 1827 года он запретил ссылку в Сибирь увечных и дряхлых крестьян. Но при этом возрастной ценз был снят указом от 18 февраля 1831 года, по которому помещики получили право ссылать мужиков старше 50 лет, если те были в добром здравии.
Вся эта вакханалия со ссылкой крепостных закончилась только лишь в 1861 году, после отмены крепостного права. Но тогда началась уже другая эпопея с заселением Сибири крестьянами, вплоть до столыпинской реформы.
В общей сложности, более чем за 100 лет действия указа Елизаветы Петровны, в Сибирь были сосланы более двухсот тысяч крепостных крестьян мужского пола, и это не считая их семей. Во всей Сибири к этому времени проживало менее пяти миллионов.
Так что, уважаемые сибиряки, если ваши предки оказались в Сибири до 1861 года, то вероятность того, что они были крепостными очень высока и говорить о том, что в Сибири в принципе не было крепостного права, не приходится.
Комментарии