Николай Амосов:«Врачи лечат болезни, а здоровье нужно добывать самому»
На модерации
Отложенный
Сегодня те, кто постарше, обязательно должны помнить популярные книги, написанные Николаем Михайловичем Амосовым: за ними выстраивались очереди в книжных магазинах и библиотеках, за год до публикации читатели заполняли открытки по тематическим планам «Знание», «Медицина», «Наука» и многих других центральных и региональных издательств, выпускающих стотысячные и миллионные тиражи книг выдающегося кардиохирурга.
Что же в этих книгах было такого необычного? Николай Михайлович давал людям рекомендации о том, как жить, чтобы укрепить пошатнувшееся здоровье, как сохранить до глубокой старости ясный ум, работоспособность, и активность, организовать свой труд, отдых, питание, да и семейную жизнь затрагивал тоже – это сейчас целое море печатных изданий на подобные темы плюс океан советов от доморощенных специалистов (чаще всего шарлатанов) в социальных сетях и на интернет-площадках. А вот 40-50 лет назад издания, написанные для широкого круга читателей профессионалами своего дела, можно было пересчитать по пальцам.
«Хирургия была моим страданием и счастьем»
Николай Амосов родился в крестьянской семье под Череповцом незадолго до Первой Мировой войны. Вместо работы на поле его мать помогала ближним акушерской практикой, хотя дохода эта работа не приносила – она никогда не принимала от рожениц ни лишней копейки, ни подарков. Точно таких же принципов впоследствии придерживался и ее сын, хотя о врачебном деле в юности даже не задумывался – больше привлекала техника. Но жизнь всегда диктует свои правила, а от судьбы не уйдешь: после механического техникума Николай продолжил учёбу одновременно в медицинском и индустриальном институтах, в первом получил профессию хирурга, а во втором - инженера.
Когда началась Великая Отечественная война, Амосов – уже сложившийся профессионал с богатым опытом, заведует на фронте хирургическим отделением полевого подвижного госпиталя № 2266. До ста пятидесяти раненых приходилось оперировать его бригаде в сутки, не все из них заканчивались благополучно. «Не помню никого, кого спас, а всех, кого зарезал, помню», - писал Амосов, считая каждую смерть пациента своей личной трагедией.
Николай Амосов в годы войны. Фото из свободных источников
Зимой сорок второго хирург оказался близок к самоубийству, допустив непростительную оплошность – у раненого оказалась аллергия на новокаин, и он через несколько минут умер, не дождавшись операции. Непоправимость ситуации привела к тому, что Амосов попытался ввести себе летальную дозу морфия – спасли коллеги, вытащили из лап смерти… Полевая учетная книга военного хирурга стала основой его дневниковых записей, где было всё – от анамнезов и течения болезней солдат до личных разговоров и анализа врачебных ошибок. Много позже этот потрепанный дневник лёг в основу его замечательных воспоминаний «Записки полевого хирурга».
Удивительно, но, несмотря на почти непосильную нагрузку, хирург успевал заниматься обучением молодых врачей, публиковать научные статьи и в итоге защитил кандидатскую диссертацию. За заслуги перед Родиной во время войны Амосов был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и двумя орденами Красной Звезды.
Человек, пришедший из эпохи Возрождения
Во второй половине 1950-х, уже будучи доктором медицинских наук, Амосов приступил к созданию сложнейшего аппарата искусственного кровообращения для проведения операций на сердце – вот где пригодилась инженерные знания и хватка! Амосов был абсолютно уверен в том, что будущее медицины – это полное объединений усилий врачей, биологов, химиков и кибернетиков. Ученый уже в те годы мечтал о создании искусственного разума и занимался поиском путей регулирования всех систем человеческого организма в соответствии с заданной ему программой. То, о чем известно сегодня каждому школьнику, в 60-е считали фантастикой, например, нейросети – фактически, именно академик Амосов открыл их возможности и принципы взаимодействия.
Николай Михайлович Амосов после проведения операции.
В 1969 году вышла в свет его первая книга, которая успешно переиздается и сегодня – документальная повесть «Мысли и сердце». Маститому академику было чем поделиться с читателями: он рассказывал о долге врача перед обществом в целом и перед каждым человеком в отдельности, об ответственности за каждое решение, которое может стоить больному жизни, о своих сомнениях, размышлениях и переживаниях – очень честно, открыто, и это сразу же чувствовал каждый, кто брал книгу в руки. Сподвиг к писательству редчайший в его практике трагический случай:
«Однажды осенью 1962-го, после смерти на операции больной девочки, было очень скверно. Хотелось напиться и кому-нибудь пожаловаться. Я сел и описал этот день. Писать только начни, потом не остановишься – это ведь своеобразный психоанализ, затягивает, словно наркотик».
Так и получилось: начав с художественной прозы, врач перешел к воспоминаниям, публицистике и даже научной фантастике.
Сюжет его романа «Записки из будущего» чем-то напоминает известную повесть Леонида Леонова «Бегство мистера Мак-Кинли» - только вместо маленького клерка в будущее попадает учёный-физиолог , опередивший свое время в области многих научных разработок. Только высокотехнологичное «светлое будущее» оказалось сосем не дружелюбным …
Чрезвычайно интересны и научно-популярные работы Николая Амосова, посвящённые перспективам развития кибернетики и медицины, в частности, такие как «Искусственный разум» (1969), «Моё мировоззрение» (1992), «Разум, человек, общество, будущее» (1994), «Энциклопедия Амосова» (2002).
В 1974 году к многочисленным званиям Николая Амосова добавилось и членство в Союзе писателей СССР. Особенно дороги и ценны для каждого из нас неустаревающие советы доктора Амосова, связанные с популяризацией и пропагандой здорового образа жизни. Он не только писал книги, но и сам неукоснительно следовал разработанной им программе, например, был искренне убежден, что человек жив ровно до тех пор, пока находится в движении, поэтому ежедневно не менее трех часов занимался физическими упражнениями, не давая себе никаких поблажек.
Николай Михайлович Амосов. Фото из свободных источников
Книги врача и сегодня вдохновляют его многочисленных читателей на занятия спортом, самообразованием, и самое главное – преодолевать себя и никогда не сдаваться.
Совсем простые советы от Николая Михайловича Амосова:
Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровым.
Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту, а дальше — чтобы жить надежно — полагайтесь на себя. Я никак не преуменьшаю могущество медицины, поскольку служу ей всю жизнь. Но также знаю толк в здоровье — теоретически и практически
Врачи лечат болезни, а здоровье нужно добывать самому.
Потому что здоровье — это «резервные мощности» органов, всей нашей физиологии. Они необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели — в покое и при нагрузках — физических и психических, а также чтобы не заболеть, а заболев, по возможности — не умереть. К примеру, чтобы кровяное давление и пульс не повышались больше, чем в полтора раза при упражнениях или беге, а неизбежная одышка быстро успокаивалась. Чтобы не бояться сквозняка, а простуды быстро проходили без лекарств, сами собой. И вообще, чтобы хорошо работалось, спалось, «елось и пилось». Так вот — эти «мощности» лекарствами не добываются. Только тренировкой, упражнениями, нагрузками. И — работой, терпением к холоду, жаре, голоду, утомлению.
Что такое болезни, чувствует каждый.
Это досадное расстройство различных функций, мешающее ощущать счастье и даже жить. Причины тоже известны: внешние «вредности» (инфекция, экология, общественные потрясения), собственное неразумное поведение. Иногда — врожденные дефекты. Утверждаю: природа человека прочна. По крайней мере, у большинства людей. Правда, мелкие болезни неизбежны, но серьезные чаще всего — от неразумности образа жизни: снижение резервов в результате детренированности. Внешние условия, бедность, стрессы — на втором месте.
Тренировка резервов должна быть разумной.
Это значит постепенная, но упорная. Если сказать о сути тренировки — то это режим ограничений и нагрузок. Это мой конек. Впрочем, ничего оригинального я не придумал.
Три главных пункта:
Первый — еда с минимумом жиров, 300 г овощей и фруктов ежедневно, и чтобы вес не поднимался выше цифры (рост минус 100) килограмм.
Второй — физкультура. Она всем нужна, а детям и старикам — особенно. Поскольку теперь на работе почти никто физически не напрягается, то, по идее, для приличного здоровья нужно бы заниматься по часу в день каждому. Но нет для этого характера у нормального человека. Поэтому — хотя бы 20 — 30 минут гимнастики, это примерно 1000 движений, лучше с гантелями по 2 — 5 кг. В качестве добавления к физкультуре желательно выделять участок для ходьбы, по пути на работу и обратно, по одному километру.
Третий пункт, пожалуй, самый трудный: управление психикой. «Учитесь властвовать собой». Но, ох как это трудно! Рецептов много, вплоть до медитации, описывать не буду. Сам пользуюсь простым приемом: когда большой накал и выделилось много адреналина, фиксирую внимание на ритмичном редком дыхании и пытаюсь расслабить мышцы. Самое хорошее в такие моменты — сделать энергичную гимнастику, но ведь обстановка обычно не позволяет. Но все равно, как только позволит — работайте. Избыток адреналина сжигается при физкультуре, и таким путем сосуды и органы спасаются от спазмов. У животных стрессы разрешаются бегством или дракой, а человеку это не позволено.
Почему люди так часто болеют?
Думаю, что 90% людей, если бы они соблюдали правильный образ жизни, были бы здоровыми. Но, к сожалению, режим требует напряжения воли. А силы воли у человека мало… Современное официальное лечение осуществляется методом «подбора-перебора» гипотензивных средств, которых не один десяток, и которые затем надо принимать всю (!) жизнь.
И ещё: в мире много, очень много плохих врачей.
Не могу огульно заявить: «все врачи плохие». Много хороших, но и плохих — тоже. Доказательства? Спросите, что они читают и что умеют. Читают — из практиков — единицы. Умеют — более или менее — врачи хирургического профиля. Потому что им без рукоделья просто нельзя врачевать. Терапевты искренне считают, что им ничего не нужно уметь — ни анализ сделать, ни на рентгене посмотреть, ни плевру пунктировать. Есть, мол, для этого узкие специалисты. А мы, мол, общие врачи. Вот так.
Комментарии
Рекомендовал всем лошадиные дозы витамина цэ. Потом оказалось, что это губительно. Может и был хорошим херургом, но как врач-мыслитель, терапевт - был некудышний