Американским конгрессменам и сенаторам абсолютно все равно, кто будет следующим президентом России

 

В Вашингтоне я был по приглашению Центра национальных интересов, возглавляемого Дмитрием Саймсом. Конференция шла целый день. Были четыре "панели": Выборы и внутренняя политика в США и России (основные докладчики я и Стивен Радемейкер, директор Группы Подеста, бывший помощник госсекретаря США); Ядерное оружие и ПРО (основные докладчики генерал-лейтенант Евгений Бужинский и Ричард Бёрд, бывший помощник госсекретаря); Афганистан и Пакистан (основные докладчики Андраник Мигранян и Дов Закхейм, бывший заместитель министра обороны; вёл это заседание известный многим Залмэй Хализад); Экономическое сотрудничество (осн. докладчики Владимир Аверчев и "Евгений" Лоусон, бывший президент Российско-американского делового совета). Главный модератор конференции - Дмитрий Саймс.

Остальные участники - ведущие американские эксперты по России из консервативного лагеря. В связи с этим на конференции совершенно не звучали всякие пропагандистские благоглупости - разговор был серьезным. Ни разу американские участники конференции не назвали фамилии Ходорковского. Но тема "списка Магницкого" звучала и подробно обсуждалась. Разумеется, много говорили о политической ситуации в России - после моего доклада (и было очень много вопросов).

Организаторы опубликуют стенограмму конференции. Я не имею права разглашать конкретику того, что там говорилось.

ВКроме того, наша небольшая русская группа встречалась, как я уже говорил, с двумя конгрессменами (из Огайо и Пенсильвании), с двумя сенаторами - один из Джорджии, другой из Аризоны - всем известный Джон Маккейн (об этой встрече расскажу), с заместителем министра обороны Вершбоу (быв. посол в Москве) и заместителем госсекретаря Бёрнсом (бывш. посол в Москве).

О разговорах в госдепе и министерстве обороны рассказывать не могу - таковы были договоренности. В конгрессе самая интересная встреча - с Маккейном. В конце ее он показал нам фотографию "единственного памятника себе" - памятник во Вьетнаме, на месте падения его после того, как его самолет, о чем он нам не без удовольствия сообщил, его сбила "советская ракета". Показал фотографии своего деда и отца - оба четырехзвездные генералы. "В нашей семье сбит был только я", уточнил Маккейн.

Лучше всего в ситуации в России разбирается Маккейн. Но сам признал, что "однобоко" ("как мне рассказывал мой друг Борис Немцов"). У Маккейна жесткая позиция по Грузии, по Ходорковскому и по списку Магницкого. Но охотно выслушивал нашу аргументацию. более того, сказал, что хотел бы познакомиться со всей этой информацией более подробно, так как он, "конечно, не все знает".
Маккейн стоит за самое тесное сотрудничество с Россией, но при соблюдении ею всего того, что он нам излагал по поводу Грузии, Ходорковского и списка Магницкого.

По собственной инициативе сообщил нам, что он еще в 2008 году говорил, что Путин вновь будет президентом в 2012 году. Политика Путина ему не нравится, но он знает, "что его поддерживает большинство населения России". более того, Маккейн прямо сказал, что, по его мнению, Путин очень сильный политик и очевидный национальный лидер.

Остальные конгрессмены о ситуации в России знают очень мало. И прямо в этом признаются. Их волнуют дела их округов и только в этом смысле - внешняя политика США. О "списке Магницкого" некоторые из них не слышали вообще. Один из конгрессменов попытался воспроизвести фамилию Ходорковский, но это ему не удалось. Сообщил нам, что это вроде бы хороший бизнесмен, но Путин посадил его в тюрьму по политическим соображениям. На вопрос о том, есть ли у них предпочтения на президентских выборах в России, все ответили, что им все равно, кто у вас будет президентом. Маккейну этот вопрос мы не задавали, так как он опередил нас своей уверенностью в том, что президентом вновь будет Путин. Один конгрессмен заметил: говорят, что Путин вновь введет в России коммунизм. Когда мы заметили, что это вряд ли, он отреагировал так: тогда какое мне дело до вашего президента.

По американскому дефолту. Абсолютная уверенность, что так или иначе, но ко 2 августа проблема будет снята. Правда, все, включая Маккейна, говорили: но моральные потери США в этой ситуации очень высоки. Кто-то даже сказал так: это большое унижение для Америки.

О причине неуступчивости республиканцев (и особенно чайной партии) в этом вопросе нам все подробно объяснили. Но пересказывать это долго.
Всё существенное и всё, что могу в этом случае рассказать.

Тезисы моего выступления в Вашингтоне

О ситуации в России можно говорить исходя из реальностей, либо с позиции идеального, либо исходя из желаемого. Если кто-то исходит из желаемого, то я задаюсь вопросом: а для кого и почему желаемо именно это? Но я буду оставаться на почве реализма.

Еще в 2000 году я написал статью "Диагноз: управляемая демократия". С того момента этот термин и прижился к России. Так вот это есть реальность. И создана она была при Ельцине, а не при Путине.

Цели нынешнего политического режима и тех, кто входит в правящий класс России, таковы: 1) как можно дольше находиться у власти, чтобы легитимизировать всё случившееся, как правило, ненавидимое значительной частью населения, и, естественно, чтобы легитимизировать собственность; иначе, как предполагаются, к власти придут коммунисты и всё вернут отберут; 2) самим оставаться у власти и при собственности (это уже не коллективный, а индивидуально-эгоистический интерес); 3) создать систему (теоретически - многопартийную) для передачи власти внутри правящего класса; 4) улучшить жизнь страны и общества вообще и для того, чтобы остаться в исторической памяти как успешные реформаторы.

При любых максимально честных выборах у так называемых либералов нет абсолютно никаких шансов получить значимый результат на выборах, а тем более победить. Только у коммунистов, которых много раз хоронили.

Лично я считаю, что так называемая многопартийная система в России никогда не будет создана. Во-первых, время этой системы вообще ушло. Во-вторых, у России собственная политическая система и собственная система Русской власти. Посему всё, что сейчас делается в смысле построения многопартийной системы в России, искусственно. Но любой правитель России будет это делать, так как решится на по-настоящему радикальную политическую реформу - построение оригинальной Русской политической системы - решиться может только политический гений.
В России очень сильно недовольство общества: всех всеми и особенно властью. Очень много проблем.

Путин - один из краеугольных камней нынешнего политического режима в России и политической стабильности в ней. Нравится это кому-то или нет. Ему верят. Никому другому не верят.

После пресс-конференции Медведева 18 мая и объявления на следующий день Путиным Народного фронта ситуация в политизированных кругах Москвы резко изменилась. Даже самые яростные сторонники Медведева признают, что Путин на выборы пойдет. В начале года и весной ситуация была совсем другой. Тогда для "либералов" главным был вопрос - как и когда выдавить Путина из власти, до выборов или после них.

Как мне кажется, Путин ведет дело к тому, чтобы к декабрю этого года вопрос "кто?" для решающего разговора между Путиным и Медведевым вообще не стоял. Ответ на него был бы ясен по умолчанию. И, соответственно, никакого резкого или неприятного разговора вообще не должно состояться.

Народный фронт создан для того, чтобы в декабре или даже раньше от имени всего общества, всей России сказать Путину: - Иди на выборы!

Существенный аргумент: неприязнь Запада к Путину, упорно и навязчиво звучащее "Путин не должен выдвигаться" подталкивает многих к органичному для России выбору: раз Запад против Путина, значит именно Путин должен вновь стать президентом России. Если страны-конкуренты России и в сознании многих - по прежнему её соперники или даже враги, требуют, чтобы Путин не стал президентом, значит именно Путин должен им стать.

Достижения Медведева. Сместил многих губернаторов, засидевшихся на своих постах со времен Ельцина. Но ясно, что эта политика велась совместно с Путиным. Кажется, началась реальная борьба с коррупцией. Но успехи ее пока слишком незначительны. Борьба с преступностью. Внешне - сделано много. Результат пока минимальный.

А Путин воспринимается как успешный президент (единственный, начиная с Горбачева), как самый сильный политик, как лидер мирового масштаба, умеющий на равных говорить с любым в мире. Кроме того, у него есть (точнее, возникло за время пребывания во власти) то, что называется харизмой.