Изъятие церковных ценностей в 1922 году и антирелигиозная пропаганда

На модерации Отложенный





Это было. Это правда. Однако принятое в настоящее время описание этой правды весьма от истины далеко. Мы данный факт постараемся исправить, но сначала небольшое лирическое отступление.

Вот Президент недавно приказал примиряться красным и белым, его якобы персональный философ (так упорно транслируют роль Дугина СМИ) объявил целую идеологическую концепцию совмещения несовместимого и достижения недостижимого, а в популярной форме, не далее как вчера в "Вестях", все это разъяснил для бестолковых некий шоумен и глашатай известных башен.

Это было. Это правда. Однако принятое  в настоящее время описание этой правды весьма от истины далеко. Мы данный факт постараемся исправить, но сначала небольшое лирическое отступление.-2

Что из этого всего следует? Вопрос сложный. Может быть, и ничего особенного не последует. Поговорили - и ладно. Процитировали, обсудили на собрании трудового коллектива. На уроках в школе, которые "разговор о главном". Ну, а дальше все своим чередом. А может быть и нет. Может быть, что желающие, например, опротестовать установку памятника Врангелю будут зачислены в идейные диверсанты и агенты противостоящей нам англо-саксонской цивилизации. Потому что красным с белым велено не ругаться, а пребывать в единении, а кто не хочет, тот враг и путь его недолог и тяжел будет.

В дугинской концепции заложен изначально структурный изъян, который неизбежно приведет к перекосу в сторону перманентного "покаяния" за революцию 1917 года и последующие события, но с компенсирующей и маскирующей присадкой в виде празднования Дня Победы и возвеличивания отдельных достижений СССР, типа полета Гагарина. То, что между этими историческими событиями имеется неразрывная связь, что Гагарин никуда бы не летал, не случись революции, да и Победы, скорее всего, не было бы, постараются заболтать. Потому что заказчиками "покаяния" являются так называемые элиты и выращенные ими поколения носителей-потребителей, обеспечивающие сохранение господства этих самых элит. И возможностей (прежде всего финансовых и законодательных) у них существенно больше, соответственно и "музыку" закажут они.

Что в этих конкретно-исторических условиях делать обычному гражданину? Мы уже много раз говорили, повторим еще. Изучать историю САМОСТОЯТЕЛЬНО, пока опять не позакрывали доступ к архивам и не издали высочайше утвержденную версию истории, за искажение которой суд скорый и каторга вечная. Для изучения истории, а не заучивания идейно выверенной версии по Дугину или еще по кому, мы и предлагаем нижеследующий материал.


Итак, общая политика РСДРП по вопросам религии была сформулирована еще в 1903 году на II съезде. Суть ее сводилась к тому, что вера и религиозные убеждения есть личное дело каждого отдельного человека, а вот само государство, любое делопроизводство и образование должны быть светскими от и до.

С данным постулатом трудно, строго говоря, спорить - достаточно посмотреть на современную Европу, где уже не знают, что запрещать, лишь бы не обидеть чьи-то религиозные чувства, а носители этих чувств становятся с каждым днем все более ранимыми.

Применительно к Российской Империи имелись свои специфические сложности - вплоть до 1905 года была жестко закреплена законодательно главенствующая роль Православной церкви, вероисповедание указывалось в документах граждан и влияло на социальный статус, права и возможности. Еще за каких-то полвека до Октябрьской революции Цензурный комитет в паре с Синодом пытались "закрыть" всемирно известного русского ученого Сеченова за его сочинения о рефлексах головного мозга. Повезло, что прокурор попался вменяемый и исполняющий тщательно свои обязанности по закону. Подробности этого в высшей степени показательного события можно изучить (в т.ч. по оригиналам документов) вот в этой статье:

Ленин определил партийный подход к религиозным вопросам так:

"Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы." (Социализм и религия. «Новая жизнь» № 28, 3 декабря 1905).

В преддверии революционных событий 1917 года народ России достаточно насмотрелся и наслушался разных слухов, основанных, увы, на реальных событиях, происходящих в окружении царя и в Святейшем синоде, связанных с личностью Григория Распутина. Не хотелось бы углубляться в эту скользкую тему, так что ограничимся цитатой:

«Беспримерно убогий по своему составу митрополитет <…> в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. <…> В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское село» - это написал в эмиграции Шавельский, человек, занимавший в армии Деникина должность протопресвитера, в сочувствии идеям Ленина заподозрить его крайне сложно.

Отношение к официальной церкви определялось и такими вот настроениями, богоборчество во многом породил церковный официоз Российской Империи, а большевики лишь использовали его как элемент в борьбе за власть.

Декрет 23 января1918 года лишал религиозные организации всякой собственности (считалось, что общенародная собственность временно передается соответствующим общинам в пользование) и права образовывать юридические лица, при этом отдельно указывалось на недопустимость каких-либо ограничений в правах граждан в зависимости от вероисповедания. Со всеми версиями данного документа (сверяли с архивными оригиналами, соответствует) можно ознакомиться здесь:

20 января (2 февраля). Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществахdocs.historyrussia.org

Текст оригинала, утвержденного на заседании Коллегии Народного Комиссариата Юстиции 19 января (по старому стилю) 1918 года, содержит рукописные правки В.И. Ленина, оформленные позже в виде примечаний. Именно он внес иную формулировку первого пункта - об отделении церкви от государства. Первоначальный вариант был сформулирован так:

"1. Религия есть частное дело каждого гражданина Российской Республики.

2. В пределах Республика запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы отменяли или ограничивали свободу совести или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой отменяются."

После третьего пункта Ленин добавил от руки:

"Примечание: из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется"

И на отдельном листе написал пункт 1 со ссылкой на 13 параграф (видимо, программы РСДРП):

"1. Церковь отделяется от государства"

Дальнейшее было предсказуемо - раз церковные ценности есть народная собственность, то и распоряжается ими народное правительство по своему усмотрению. Международное положение Советской России было весьма шатким, торговля, соответственно, возможна была только за золото и ценности, которые правительство Ленина и планировало изъять из религиозных общин всех конфессий, не только из православных.

Заниматься вопросом должны были специальные комиссии, самоуправство тут вообще-то не допускалось и наказывалось. В документах об изъятии ценностей фигурирует некое "Помгол" - сокращение от "помощь голодающим". При уездных и губернских исполкомах создавались Комиссии по помощи голодающим и Комиссии по учету (изъятию) церковных ценностей. В последние положено было включать представителей религиозных общин.

В документах Губисполкомов содержится много интересных деталей, которые нынешние версии истории начисто игнорируют.

Это было. Это правда. Однако принятое  в настоящее время описание этой правды весьма от истины далеко. Мы данный факт постараемся исправить, но сначала небольшое лирическое отступление.-3Выписка из протокола заседания президиума Ишимского уездного исполкома от 5 апреля 1922 года.Выписка из протокола заседания президиума Ишимского уездного исполкома от 5 апреля 1922 года.Это было. Это правда. Однако принятое  в настоящее время описание этой правды весьма от истины далеко. Мы данный факт постараемся исправить, но сначала небольшое лирическое отступление.-5

Центральная власть, понимая всю сложность процесса, периодически "откатывала назад", разрешала заменять изъятие взносами в фонд помощи голодающим, изымать только предметы из драгоценных металлов, отдельно учитывать объекты, имеющие музейную и историческую ценность и т.п. Но на местах, понятное дело, перегибов хватало, да и в правительстве единства по данному вопросу не наблюдалось.

Ниже пример реального описания процесса изъятия.

Текст телеграммы из Ишимского уезда о результатах изъятия церковных ценностей.Текст телеграммы из Ишимского уезда о результатах изъятия церковных ценностей.

"Изъято церковных ценностей в городе закончено, каковое прошло спокойно. Изъято ценностей Богоявленского собора четыре пуда шесть фунтов восемь золотников серебра, в Градоишимской церкви семьдесят фунтов девяносто четыре золотника серебра, в польском костеле шесть фунтов четыре золотника серебра, в Никольской церкви тринадцать фунтов восемь золотников серебра. Всего изъято пять пудов четыре фунта двенадцать золотников.

К изъятию ценностей в уезде не преступали, ведется агитационная подготовительная работа. Обнаружено самовольное изъятие церковных ценностей секретарем Дубынского волкомпарта, виновный арестован, предаётся суду. Подробности в месячном докладе. 28 апреля 1922 года № 415п. Малецкий"

Вот так... За самовольные реквизиции в 1922 году не пощадили даже секретаря волостного комитета партии. Произвол, конечно, был, но ПЫТАЛИСЬ провести кампанию максимально тихо и без ненужных эксцессов.

Инструкции Москвы рекомендовали не изымать предметы, без которых не возможно будет проведение Богослужения (это слово в отчетах комиссий часто по привычке пишут с большой буквы). Подтверждение наличия таких указаний постоянно находим в документах Комиссий и переписке с вышестоящими организациями. Ниже фрагмент Акта об изъятии ценностей, далее мы продублировали текст.

Это было. Это правда. Однако принятое  в настоящее время описание этой правды весьма от истины далеко. Мы данный факт постараемся исправить, но сначала небольшое лирическое отступление.-7

"1922 года апреля 27 дня мы, нижеподписавшиеся. Ишимская Уездная комиссия по изъятию церковных ценностей в составе Председателя Рябкова и членов Лебедева и Журана, экспертов Котельникова и Усолкина (?) в присутствии священника Гвоздицкого, члена церкви (подписался как церковный староста - прим. автора) Ерофеева Прокопия сего числа производили изъятие церковных ценностей в Троицкой градо Ишимской (так в тексте - прим. автора) причем нашли возможным изъять из такового следующие предметы, без коих не будет нарушено совершение Богослужения, а именно:"

Далее идет список предметов - серебряные ризы с икон, главным образом.

В деле имеется переписка по заявлению ксендза польского костела с просьбой возвратить серебряную ризу храму при условии добровольного взноса того же веса серебра. Подобные документы попадаются и в других аналогичных архивных делах, т.е. случай этот не единичный, выкуп ценностей допускался.

Юридически грамотный ксендз "правовые основы" указал в своем заявлении в Ишимский исполнительный комитет. Просит разрешить и сообщить условия (цену).

Это было. Это правда. Однако принятое  в настоящее время описание этой правды весьма от истины далеко. Мы данный факт постараемся исправить, но сначала небольшое лирическое отступление.-8

Просьба была удовлетворена:

Это было. Это правда. Однако принятое  в настоящее время описание этой правды весьма от истины далеко. Мы данный факт постараемся исправить, но сначала небольшое лирическое отступление.-9

Как видим, нарисованная современными борзописцами обобщенная картина изъятия всего подряд с поруганием и разрушением между делом не соответствует истине.