Здоровая критика и дискредитация российской армии: как не перейти черту

На модерации Отложенный

Приветствую симпатичнейших обитателей Ньюсленда, и особенно тех, кто всегда подвергает сомнению любую непроверенную информацию.

Сегодня мы будем искать ту черту между конструктивной здоровой критикой и дискредитацией армии, которую не следует пересекать даже в самых горячих дискуссиях. Ибо за необдуманные слова вполне можно огрести огромный штраф. А то и за решёткой оказаться.

Напомню: в марте 2022 года в Росси вступил в силу закон  об уголовной ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации о действиях российской армии. 

А в начале весны 2023-го уголовную ответственность в целях защиты интересов и национальной безопасности государства ужесточили, увеличив предельный срок лишения свободы для несдержанных на язык всёпропальщиков и нетвойняшек до семи лет.

Кроме того, год назад Совет Федерации одобрил закон о введении административной ответственности с максимальным наказанием до 500 тысяч рублей за дискредитацию всех участников специальной военной операции на Украине, в том числе добровольцев.

Позиция Конституционного суда

Известно, что в Конституционный суд России поступило несколько десятков жалоб от граждан, посчитавших, что новый закон грубо нарушает их насущные права. В частности, право на свободу совести, мысли и слова.

Однако суд встал на сторону законотворцев и указал, что статья о дискредитации армии необходима для поддержания боевого духа российских военных.

Негативные оценки и злонамеренные фейки могут "снижать решительность и эффективность выполнения" российскими военными поставленных задач. И в целом критика армии является "содействием силам, противостоящим интересам Российской Федерации и её граждан", говорится  в определениях, вынесенных Конституционным судом.

Реакция общества

В обществе на правовые новеллы отреагировали неоднозначно.

Противники закона в первую очередь обратили внимание на то, что термин "дискредитация" довольно расплывчатый, и под него можно при желании подвести что угодно.

Этим могут воспользоваться недобросовестные военные чины, чтобы заткнуть рот активистам, которые вытаскивают на всеобщее обозрение реальные проблемы.

Со снабжением, с выплатами бойцам и их семьям — ну что греха таить, кое-где бюрократы в военном ведомстве и просто олухи на должностях даже на третий год военных действий умудряются накосячить. А скажи об этом вслух — и рискуешь отправиться хлебать тюремную баланду.

А сколько самоназначенных "спасителей Отечества" начнут искать вокруг себя "предателей"? И строчить "куда следует" заявления на своих соседей, исходя из собственных представлений о дискредитации армии.

Сторонники жёстких мер возражают: очнитесь, ведь даже на третий год военных действий в России полно распространителей вражеской пропаганды. И они умышленно играют на стороне противника, подбрасывая обществу самую лютую ложь о российских военных и их действиях на Украине.

А полезные идиоты разгоняют эти фейки, направленные на унижение и демонизацию вооружённых сил РФ, на умаление доверия к нашим военнослужащим и волонтёрам. 

И если смотреть на всё это сквозь пальцы — мол, в обществе сами разберутся, где правда, а где ложь, — то не столкнутся ли участники СВО после окончания спецоперации с ситуацией, в которую в своё время попали воины, вернувшиеся из Афганистана?

Во времена горбачёвской гласности, если помните, такого понятия как дискредитация вооружённых сил не было. Соответственно, и наказания не существовало.

Зато "правды" было на все вкусы, в том числе и о действиях советских воинов в Афганистане.

И в итоге тысячи ветеранов войны оказались не просто не нужными своей стране и народу, "афганцев" еще и унижали на каждом шагу — мы, мол, вас туда не посылали. И вообще, что вы в чужой стране делали?

Однозначно, не этого мы хотим для наших ребят, которые сегодня бьются на фронте. Наша поддержка, наша вера в них придаёт им сил. А каждый фейк, каждое ложное обвинение в их адрес — нож в спину.

Простые же для понимания вещи, правда?

Как избежать ошибок и не перейти черту

Скажу непопулярную вещь, которая очень не понравится любителям чётких инструкций и разъяснений: внутреннюю тонкую грань, за которой критика превращается в дискредитацию, каждый из нас должен чувствовать сам.

И в этом поможет самоцензура и информационная гигиена.

А ещё три несложных правила по отношению к любой негативной информации.

Во-первых, не доверять сходу.

Во-вторых, перепроверять источники.

В-третьих, всегда спрашивать себя, для чего "это" распространяется. Все эти "громкие истории" с изнасилованными попугаями, повальным вывозом украинских нужников в Россию, инсценировкой в Буче и российскими ракетами с чипами из стиральных машин.

В общем, иногда лучше промолчать, чем поспешить с "сенсацией".

Другое дело — конструктивная критика, направленная на улучшение положения дел в армии.

Немало нелицеприятных фактов вскрыли и обнародовали волонтёры и военкоры, в частности, в сфере материального обеспечения армии. И тем самым пресекли попытки военного ведомства замести сор под ковёр.