Бутовский полигон
На модерации
Отложенный
Всего на Бутовском полигоне с августа 1937 года по октябрь 1938 года были расстреляны 20 761 человек. Их могилой стали 13 рвов, выкопанных местными жителями с помощью бульдозера, общей протяжённостью 900 метров. Историю Бутовского полигона рассказывает Ксения Лученко.
1937 год. Валерий Чкалов совершает первый беспосадочный перелёт из Москвы в Ванкувер, Михаил Ромм выпускает на экраны Советского Союза фильм «Ленин в Октябре», Вера Мухина создаёт для Всемирной выставки в Париже скульптуру «Рабочий и колхозница», а столичный метрополитен получает новую кольцевую станцию «Киевская».
Поздним вечером мимо бывшего Данилова монастыря (где был оборудован спецприемник для детей «врагов народа») по старой Варшавской дороге часто проезжают машины с надписью «Хлеб». Если бы кому-то из москвичей, удивлённых такой концентрацией хлебовозов, удалось проследить их маршрут, то выяснилось бы, что путь начинается от тюрем – Бутырской, Таганской, Матросской тишины, Лубянки. А дальше нетрудно догадаться, что машины эти были автозаками. Но любопытство в те годы было слишком опасным качеством, хлеб так хлеб.
«Хлебовозы» свозили арестантов на территорию спецзоны хозяйственного управления НКВД, расположенной между обнесённым колючей проволокой лесом и остатками усадьбы Дрожжино. Место это называлось стрелковым полигоном «Бутово». Из машин заключённых вели в длинный барак, где проводили перекличку, затем сверяли людей с доставленными вместе с ними из тюрем документами и объявляли приговор: смертная казнь. Во избежание попыток побега и бунтов, в тюрьмах приговоры не оглашались, и по дороге люди думали, что их перевозят в другую тюрьму или в пересыльный лагерь. И только в бараке на полигоне они узнавали правду.
В некоторые дни несколько десятков, в другие – несколько сотен человек ждали здесь рассвета и смерти. Как проводили они эти последние часы, какие звуки доносились из-за деревянных барачных стен, – эту тайну никто и никогда не узнает. После восхода солнца начинала работать расстрельная команда, состоявшая из нескольких человек. Смертников выводили из барака небольшими группами, ставили на край вырытого заранее при помощи экскаватора рва и убивали по очереди выстрелами в затылок из пистолета.
Палач видел каждого человека, которого сначала выводил из барака, а потом расстреливал. Потом расстрельная команда получала ведро спирта, и к вечеру водитель довозил их до общежития НКВД в полубессознательном состоянии, чтобы через несколько дней всё повторилось сначала.
Всего на Бутовском полигоне с августа 1937 года по октябрь 1938 года были расстреляны 20 761 человек. Их могилой стали 13 рвов, выкопанных местными жителями с помощью бульдозера, общей протяжённостью 900 метров. Ширина каждого рва была 4–5 метров, глубина – примерно 4 метра. Массовые расстрелы здесь начались после того, как НКВД издал 31 июля 1937 года указ № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». «Антисоветскими элементами» были, в том числе, так называемые «церковники» – православные священники и миряне.
В бутовских рвах лежат 935 человек, расстрелянных за исповедание православной веры. Но больше всего здесь захоронено простых рабочих, служащих советских учреждений и крестьян. В следственных делах так и записано: «землепашцы» и «хлеборобы». Возраст убитых – от 15-16-летних подростков до седовласых стариков за 80. Известно, например, что священномученика митрополита Серафима (Чичагова), расстрелянного за «причастность к контрреволюционной монархической организации», которому был 81 год, принесли на полигон на носилках.
Некоторых расстреливали целыми семьями: муж, жена и взрослые дети. Других – деревнями: например, из села Петрово Рязанской области в Бутове расстреляли 18 человек. Некоторых арестовывали только по национальному признаку. Так, в Москве ещё с дореволюционных времен была китайская община, которая держала прачечные. «Китайские прачки», оставшиеся в Москве после прихода к власти большевиков, в основном мужчины, были очень востребованы вплоть до 1937 года, когда их почти всех расстреляли в Бутове.
Кого-то «награждали» расстрелом за выдающуюся работу. Так, барон фон Гревенец, выходец из известной семьи русских немцев, был талантливым инженером. Его разыскали в лагерях, чтобы он спроектировал уникальный механизм для шпиля на Речном вокзале в Москве: этот шпиль мог подниматься и опускаться. После окончания работ фон Гревенеца, как и многих других узников Дмитлага, отправили на Бутовский полигон.
После расстрелов
После 1938 года, когда массовые расстрелы прекратились, полигон и прилегающую к нему территорию продолжали использовать для захоронений расстрелянных в московских тюрьмах. А здание комендатуры, расположенное в 100 метрах от погребальных рвов, стало «домом отдыха выходного дня» для старших офицеров НКВД. Здесь они устраивали шашлыки в парке усадьбы Дрожжино, парились в бане, купались в пруду. Сам Лаврентий Берия любил здесь отдыхать и часто приезжал. Есть свидетельства местных жителей, работавших обслугой, что стиль отдыха не менялся и в первые годы войны.
После войны на территории спецзоны, в центре которой находился расстрельный полигон, были построены несколько зданий центра подготовки сотрудников спецслужб. В том числе здесь обучались специалисты стран Варшавского договора. На полигоне был разбит сад, посажена яблоневая аллея и клубничные грядки. Сотрудники центра и их подопечные прогуливались по этому саду после занятий, не подозревая (а может быть, и подозревая), что под ними находятся тысячи человеческих тел.
В 1950-е годы сотрудникам МГБ и МВД стали раздавать земли бывшей спецзоны под дачи. Участки прилегали вплотную к полигону, и когда дачники начали самовольно прирезать себе землю, они стали натыкаться на не до конца разложившиеся человеческие останки. И хотя кадры были проверенные и лишнего не болтали, в некоторых семьях сохранились воспоминания о страшных находках. Поэтому в конце 1960-х годов территория размером примерно семь гектаров, охватившая все погребальные рвы, была огорожена забором с колючей проволокой. Постепенно она зарастала кустарниками и борщевиком, превращалась в дикий пустырь. В бывшем здании комендатуры был устроен пионерский лагерь для детей чекистов, который потом стал детским спортивным лагерем и просуществовал до начала 1990-х годов.
Бутовский полигон как место массовых расстрелов не упоминался ни при «бериевской реабилитации» (после смерти Сталина на краткий период Берия стал во главе МВД и провёл ряд реформ, в т. ч. выпускал из лагерей незаконно осуждённых), ни во времена Хрущёва. Когда в 1988 году Совет народных депутатов СССР принял решение о реабилитации осуждённых по статье 58 УК РСФСР, сотни тысяч человек по всей стране были посмертно реабилитированы. В Московском управлении МБ РФ была создана группа по реабилитации, один из членов которой, полковник госбезопасности, в детстве жил в дачном посёлке рядом с Бутовским полигоном и слышал о захоронениях. Но документальных подтверждений найти не удавалось.
В 1991 году в архиве Московского управления МБ были найдены так называемые «расстрельные книги» – переплетённые предписания на расстрел и акты о приведении приговора в исполнение. Но и там ни слова не говорилось о том, где именно были расстреляны эти двадцать тысяч человек. В стенах Министерства безопасности началось противоборство: группа сотрудников старалась установить правду и найти расстрельный полигон, другие оказывали им противодействие. Даже в личных делах палачей не было указано место, где именно они расстреливали и хоронили осуждённых.
Наконец сотрудникам госбезопасности удалось выйти на коменданта административно-хозяйственного отдела НКВД, который работал в спецзоне в 1937–1938 годах. В беседах с ним и прозвучало впервые слово «Бутово». Потом были найдены и другие свидетели – водители и местные жители, которые не только подтвердили сведения о Бутовском полигоне, но и указали на другой спецобъект в десяти километрах от Бутова – «Коммунарку», где тоже были расстреляны и захоронены десятки тысяч человек.
Далее за дело взялись исследователи и члены общественной группы по увековечиванию памяти жертв репрессий при Моссовете под руководством бывшего политзаключенного Михаила Миндлина, которые работали в архивах, составляли картотеку и биографические справки для Книги Памяти «Бутовский полигон». По каждому погибшему человеку в архивах ФСБ были найдены архивно-следственные дела с фотографиями.
Община
В 1993 году, когда первые родственники погибших шагнули на землю Бутовского полигона, он представлял собой огороженный забором заросший пустырь, который ежедневно патрулировали с собаками. Здесь уже не было никаких строений, кустарники и борщевик стояли выше человеческого роста.
Для родственников, – а это были не только дети и внуки, тогда были живы мужья, жены, братья и сёстры расстрелянных – информация о том, что их близкие были расстреляны в 1937 году в Подмосковье, была приводившей в шок неожиданностью. Большинство были уверены, что они погибли в лагерях, ведь в приговоре значилось «десять лет без права переписки». И вдруг оказывалось, что не было в их жизни никакой Колымы, никакого Магадана, что они встретили свою смерть неподалёку от известных дачных мест.
Одними из первых, кто пришёл к полигону в 1994 году, была семья священника Владимира Амбарцумова, расстрелянного здесь 5 ноября 1937 года. Духовный сын отца Владимира – Глеб Каледа после войны женился на его дочери Лидии Амбарцумовой. Он стал крупным советским учёным, доктором геолого-минералогических наук, а в 1972-м тайно был рукоположен в священники. На протяжении более 18 лет никто, кроме самых близких, не знал, что отец Глеб в своей обычной квартире в блочной девятиэтажке на окраине Москвы совершал богослужения. Так многие дети репрессированных становились их преемниками: дети священников принимали сан, дети интеллигенции берегли чувство внутренней свободы и продолжали жить поисками смыслов.
После своего выхода на открытое служение в 1990 году протоиерей Глеб Каледа служил в храмах Москвы, возрождал храм в Бутырской тюрьме, крестил и исповедовал смертников, ждущих казни. Целых 57 лет в семье Амбарцумовых-Калед не знали ничего о месте, дате и обстоятельствах смерти их отца, деда, тестя. Сначала надеялись, что через 10 лет вернётся из лагеря, потом, как и все, думали, что там и погиб.
И вот в 1994 году Кирилл Глебович Каледа, внук отца Владимира, узнаёт от дочери человека, арестованного с Амбарцумовым по одному делу, что его дед, скорее всего, расстрелян в Бутове.
«Я приехал домой и сказал родителям, что нашёл место, где пострадал дедушка, – рассказывает протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. – Родители хором меня попросили отвезти их туда. Это был первый выезд папы из дома после операции. Территория захоронения тогда принадлежала ГБ, и внутрь можно было войти только в выходные дни, а мы приехали во вторник. Как раз была Радоница. И папа служил первую панихиду в Бутове около забора на заросшей дорожке среди кустов, обратившись лицом на территорию захоронения».
Протоиерей Глеб Каледа
Протоиерей Глеб Каледа умер вскоре после того, как нашёл место упокоения своего духовного отца и тестя, но его дети вместе с другими детьми пострадавших создали на полигоне первую приходскую общину. В том же 1994 году на полигоне по благословению Патриарха Алексия II был поставлен поклонный крест, спроектированный Дмитрием Шаховским. Этот успешный художник и скульптор, автор знаменитых часов на здании кукольного театра им. С. Образцова, оказался сыном расстрелянного в Бутове протоиерея Михаила Шика.
Несколько семей погибших объединились для благоустройства полигона, оформления его юридического статуса и совместных богослужений. Тогда пришло решение строить на месте расстрелов храм. Старостой строительства был выбран Кирилл Глебович Каледа, к тому моменту научный сотрудник института океанологии РАН. У его старшего брата, Сергея Глебовича, была строительная фирма, которую привлекли к работе.
В 1995–1996 годах шло строительство небольшого деревянного храма, ставшего первым домом бутовской общины. Он был сделан в Солигаличе, привезён на полигон, а внутреннее убранство разработал Дмитрий Шаховской в стиле русского северного зодчества. Когда встал вопрос о священнике для новопостроенного храма, архиепископ Арсений (Епифанов) предложил Кириллу Глебовичу Каледе продолжить семейную традицию (а к тому времени один из его братьев, Иоанн, уже был священником, а сестра Иулиания – монахиней, настоятельницей Зачатьевского монастыря). С тех пор протоиерей Кирилл служит на Бутовском полигоне, месте гибели своего деда.
Памятник в ведении Церкви
То, что Бутовский полигон передали Церкви, – уникальное стечение обстоятельств. В 1990-е годы места расстрелов оказались никому не нужны: власть не знала, что с ними делать, с баланса ФСБ эти объекты переходили на бюджет субъектов РФ. То есть Бутовский полигон должен был быть передан Московской области. Но Московская область не стремилась увеличивать нагрузку на свой бюджет. Одновременно появилась общественная религиозная организация – группа активных мирян, которые построили храм. При этом сотрудникам ФСБ было понятно, что это место не могло стать парком для гуляний, что кто-то должен был вкладывать силы и деньги в содержание полигона.
В 1995 году было принято решение о строительстве нового микрорайона на территории бывшей спецзоны и дач. Непосредственно место захоронений, ограниченное забором, хотя оно и не было ещё объявлено памятником истории, трогать было нельзя, потому что из многочисленных публикаций в прессе люди знали, что именно здесь находилось. Но по периметру полигон можно было окружить девятиэтажками. Это сделало бы невозможным дальнейшую мемориализацию этого места. Тогда община Бутовского храма, родственники погибших и общество «Мемориал» решили во что бы то ни стало не допустить строительства. Семья Калед обратилась с просьбой о заступничестве к Патриарху Алексию II, который в свою очередь обратился в Правительство Москвы.
И случилось почти невозможное: строительство было прекращено на этапе застройки цокольного этажа, остовы фундаментов которого до сих пор торчат из земли.
Благодаря личному вмешательству Юрия Лужкова и московского правительства здесь была проложена автомобильная дорога и пущен рейсовый автобус № 18. И поскольку Церковь тогда фактически спасла Бутовский полигон, ей была отдана не только земля, на которой стоит деревянный храм, но и вся территория захоронений, которая перешла на баланс прихода храма Новомучеников и исповедников Российских (часть находится в собственности, часть в аренде, часть – в безвозмездном пользовании). В 1997 году по благословению Патриарха Алексия II были проведены археологические раскопки в одном из погребальных рвов, эти раскопки подтвердили наличие расстрельных захоронений.
27 мая 2000 года Патриарх Алексий II впервые отслужил на Бутовском полигоне литургию под открытым небом. Вместе с ним служило и молилось почти всё московское духовенство (8 архиереев, около 200 священнослужителей) и три с половиной тысячи мирян. С тех пор Патриаршая литургия на Бутовском полигоне в четвёртое воскресенье по Пасхе стала московской церковной традицией.
В 2001 году Бутовский полигон был объявлен памятником истории регионального значения, что позволило избежать дальнейших попыток застройки земли, прилегающей к месту захоронений.
В 2006 году была проведена рекультивация земли и установлены точные границы каждого погребального рва. Сегодня приход Новомучеников тратит только на содержание территории полигона и охрану около 3 миллионов рублей в год, что делает невозможным финансирование дополнительных проектов, в том числе – связанных с мемориальной работой. Спонсоры или дополнительные бюджетные деньги иногда находятся на разовые мероприятия: каждый год к приезду Патриарха ремонтируется подъездная дорога, недавно была построена звонница. А вот чтобы открыть аллею памяти или сделать хорошие мемориальные доски, уже приходится искать дополнительные средства, которых пока нет.
Среди тех, кто покоится на Бутовском полигоне, довольно много людей других конфессий и религий и вовсе не верующих. Вопрос решён очень деликатно: символическое пространство полигона разделено. Помимо храма и поклонного креста есть площадка со стелой, рядом с которой поставлены скамейки и растут голубые ели – небольшой мемориал в светских традициях. Здесь проходят гражданские панихиды, к стеле возлагают венки, на скамейках родственники могут отдохнуть и вспомнить своих близких. Старообрядцы недавно проявили инициативу и нашли компромиссный вариант: в центр поклонного креста был врезан и освящён старообрядческий крест-медница, и теперь здесь проходят панихиды по древнерусскому обряду. Католики, лютеране, мусульмане и иудеи имеют возможность приезжать в Бутово и молиться по собственным правилам. Благоустройство полигона ведётся для всех.
Спасение памяти
Директор Мемориально-просветительского центра «Бутовский полигон» Игорь Гарькавый считает, что «государственные мемориалы всегда рискуют стать официозными проектами чиновников, в которые невозможно вдохнуть жизнь. А Бутовский мемориал мы видим живым и развивающимся».
Однако музейный комплекс пока существует только в виде нескольких небольших экспозиций в нижней части каменного храма. У Центра есть небольшая комната в приходском доме, куда до сих пор приходят родственники пострадавших, чтобы уточнить информацию о своих близких или, наоборот, сообщить новые сведения, передать для музея личные вещи.
С 2006 года по закону только родственники имеют право работы со следственными делами в государственных архивах. Работники Центра их консультируют, рассказывают, в каком именно архиве искать дело, и просят скопировать материалы и для исследовательской работы.
В 2007 году рядом с полигоном был освящён новый большой белокаменный храм. Он спроектирован архитектором Михаилом Кеслером в традициях русских шатровых храмов. В его нижней части, алтарь которой освящён в честь иконы Божией Матери «Державная», всё посвящено Бутовским новомученикам. По периметру стен висит 51 икона – по числу дней расстрелов. На каждой иконе изображены святые, расстрелянные вместе, в один день. В притворе расположена небольшая экспозиция: в витрине лежат вещи расстрелянных, извлечённые из раскопов в 1997 году, – обувь, фрагменты одежды, узелки, гильзы. В других витринах – личные вещи некоторых новомучеников, служившие им при жизни: священнические облачения, книги и записные книжки, скрипка, шаль… Эта выставка – основа будущего музея.
«В нашем уставе зафиксирована цель – увековечить память пострадавших путём максимального сохранения тех ценностей, которые они избирали в жизни в качестве ориентиров, – рассказывает Игорь Гарькавый. – Это не только увековечивание имени, но и рассказ о том мире, за принадлежность которому человек и был расстрелян. Мы хотим достичь того, чтобы здесь осуществлялся диалог ныне живущих с теми, кто здесь уничтожен. Чтобы они вернулись к нам через свои образы, свои фотографии, через свои творения, если это творческие люди». Поэтому так важны вещи, которыми погибшие пользовались при жизни, книги, которые они читали, их письма.
О большинстве расстрелянных никогда ничего нельзя будет узнать: как они жили, что думали, кого любили. Всё, что от них осталось – строчки в следственных делах. Их внутренний мир, взгляд на вещи можно представить через историческую реконструкцию. Идея Гарькавого – воссоздать в музейном пространстве мир крестьянина, мир русских немцев, мир интеллигенции и так далее. На самой территории полигона планируется создать аллею памяти. На каменных плитах будут увековечены расстрельные списки: имена погибших будут сгруппированы по датам расстрела. А для облегчения поиска нужного имени, возможно, будут использоваться специальные электронные навигаторы.
Мемориально-просветительский центр также занимается изучением и воссозданием русской мемориальной культуры. Традиция храмов на крови, установления памятных крестов, братские могилы – всё это было в России на протяжении веков. Образцом музея-некрополя из сравнительно недавнего времени служит кладбище памяти всех павших в Первой мировой войне во Всехсвятском (нынешний район «Сокол»), разрушенное при советской власти и с трудом восстанавливаемое сегодня. Но сохранились разработки его создателей, на которые можно опираться.
Игорь Гарькавый, который часто водит экскурсии по Бутовскому полигону, утверждает, что «без представления о Пасхе здесь трудно находиться. Для многих светских людей приезд на Бутовский полигон – пытка: «стою я, а подо мною тысячи тел». Верующий человек тоже это чувствует, но он также знает, что здесь лежат мученики. Христос воскрес, и все, кто вместе с Ним и за Него пострадал, тоже воскреснут, и ты понимаешь, что за этой страшной земной смертью для них открывалась Жизнь вечная, отблеск сияния которой падает и на это место».
Статья была напечатана в 2012 году в журнале «Вестник фонда Андрея Первозванного».
При подготовке текста использована книга «Бутовский полигон» под ред. Л.А. Головковой, М., 2004
Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/butovskij-poligon/
Комментарии
Что-то кажется, что вся эта жуткая история с полигоном есть очередной антисоветский миф, к тому же призванный покрепче связать СССР и гитлеровскую Германию.Не зря ведь почти во всех публикациях упоминаются такие узнаваемые детали, как собственно рвы, машины-"душегубки", в которых газом травили заключенных (да-да, нам рассказывают, что НКВД это делало еще до войны, до фашистов), а также такие факты, что перед расстрелом заключенных раздевали догола и потом расхищали вещи - все как в фашистских концлагерях, просто знак равенства ставь, не говоря уже о том, что вся суть под копирку напоминает Катынское расстрельное дело, по поводу которого немало уже сломано копий.
kinziru, Вы совершенно правы! Бутовская туфтогония - любимый говноприкол от "мемориала". Мудестило не раз вылезал тут с т.н. "разоблачениями" но всякий раз вынужден утирать мордоу тряпкой которой вытерли жопу! Всего на Б.П. нашли чтото 57 скелетов. Раззвонили, что это там расстрелы "бывших" расстреливали! Но оказалось что часть скелетов относилась к 20-м нодам ХХ века, часть вообще ко времни 1880 гг. Стали копать дальше нашли много костей животных - собак, лошадей! Вот злые НКВДэшники! Ни как Сталин на лошадях отогревался по ночам!
Интересная вещь - перед расстрелом вроде всех раздевали до нога - а почему скелет то в сапогах? Недоглядели?
Обнаружили на Бутовском полигоне 148 тел , а заявили о 20 с лишним тысячах ... Мемориальцы...
валерий елкин, "Мемориальцы"? - Мумуреалисты.
Сказочки коротичей удивительно живучи)))
ANT 74,
Олег Модестов, что у тебя с головой, бедолага?
ANT 74, Сам себя не узнаешь? Тяжелый случай.
Олег Модестов, Вылитый ты. Кстати, ты зачем, дурик, усы сбрил?)))))
ANT 74, Откуда ж тебе знать как я выгляжу? Мои фотки в интернете 20-тилетней давности.
Олег Модестов, ну так видно же что селфи снято - значит это ты и есть))))
Что у мифотворцев из доказательной базы?
- неопознанные останки 149 человек;
- много найденного при раскопках мусора;
- упоминания устных рассказов анонимусов.
Из отягчающего - признание в том, что экспертиз не было, нет и не будет.
(Зато карта (см.ниже) - есть)
Не пугай людей
"В 1991 году в архиве Московского управления МБ были найдены так называемые «расстрельные книги» – "
Кто-нибудь проверял подлинность этих книг? Тогда "находили" много такого, что потом оказалось фальшивкой. Например, "документы" о расстреле поляков в Катыни. Их даже европейский суд признал фальшивками.
" В 1997 году по благословению Патриарха Алексия II были проведены археологические раскопки в одном из погребальных рвов, эти раскопки подтвердили наличие расстрельных захоронений."
Была ли проведена экспертиза останков? Хотя бы были ли установлены время и причины смерти?
Любовь, Время и причины смерти не установлены. Экспертиза не проводилась. Этот снимок с костями ,как переходящий вымпел во многих постах о "сталинских репрессиях".
"Расстрельные книги" после их "обнаружения " никто не видел.
Любовь, Таких полигонов по России не счесть
Любовь, https://newsland.com/post/7692163-6-glavnyh-rasstrelnyh-poligonov-stalina
Это только самые основные
Олег Модестов, Тут я с вами соглашусь. У нас ведь как? Раскопали более или менее массовое захоронение, сразу вывод: Сталин всех поубивал. И ни на одном захоронении не проводили экспертизу. Ни время захоронения, ни причины смерти неизвестны.
Любовь, Уверяю вас. Комиссия по канонизации самым тщательным образом исследовала жития расстрелянных клириков и мирян прежде чем кого бы то ни было канонизировать.И процесс изучения как и канонизации продолжается.
Олег Модестов, " Комиссия привлекает к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви."
Пусть изучают что угодно. И назначают кого угодно. И кого угодно канонизируют. Я не верующая, и дела церкви меня не интересуют..
А вот заключение экспертов криминалистов меня бы убедили.
Любовь, Допуск к материалам ФСБ у членов Комиссии есть и криминалисты высочайшей квалификации тоже. А веровать можете во что хотите. Это ваше право. Мы живем в свободной стране.
Олег Модестов, В.Н. Звягин — участник многих ответственных экспертиз,
руководитель многих медико-антропологических исторических исследований, проведенных по заданию Русской православной церкви — экспертизы останков адмирала Ф.Ф. Ушакова, Никиты Столпника, игумена Иосифа Волоцкого и др.,
Все это экспертизы старых останков. Но нигде не указано, что Звягин проводил экспертизу захоронений тридцатых годов прошлого века.
Любовь, Звягин единственный эксперт?
https://newsland.com/post/7758270-sinodalnaya-komissiya-po-kanonizacii-svyatyh
Олег Модестов, В комиссии - единственный. Кстати, 1941 года рождения. Очень пожилой.
Любовь, Вы не доверяете Комиссии?
Олег Модестов, Не доверяю
Любовь, И не надо. А тем, кто канонизировал Серафима Саровского доверяете?
Олег Модестов, Не имею никакого понятия ни о Серафиме, нио тех, кто его канонизировал.
Любовь, Напрасно. Канонизировал его Николай Второй вместе с Серафимом Чичаговым, героем войны на Балканах, художником, историком. Его расстреляли на Бутовском полигоне в возрасте 82 лет, когда он уже не мог ходить. Привезли на расстрел на скорой помощи. Боялись что не довезут. Он был уже при смерти. Довезли и расстреляли.
Олег Модестов, Прочитала про Серафима Чичагова.
Ну это же художественная литература!
Во-первых, тройки НКВД к расстрелам не приговаривали. Они занимались мелкими делами. Расстрельные дела решали только суды.
Во-вторых, откуда такие подробности? Привезли на "скорой", расстреляли... Если расстрелы проводились тайно, Если о них ходили какие-то слухи, а потом обнаружили в разросшихся бурьянах какие-то захоронения, то откуда такие сведения?
Любовь, И про то, что тройки не расстреливали расскажите его дочери, Серафиме Чичаговой, настоятельнице Новодевичьего монастыря, До монашеского пострига акадеик Варвара Чернова)
Олег Модестов, Да, я прочитала. Был период в полгода, когда тройки могли приговаривать и к расстрелу. Потом их прикрыли.
Ну а подробности насчет "скорой".?
Да и где уверенность, что этот Чичагов не занимался антисоветской пропагандой?
Любовь, "Этот Чичагов" великий человек. Священники открыто говорили что они думают о бандитах-большевиках - правду. Антисоветской деятельностью они не занимались. А режим был антинародным в высшей степени. Более подлого времени в истории России не было.
Олег Модестов, Если он говорил то, что пишите вы сейчас, то основания для смертного приговора были.
Любовь, А те,кто говорил правду о гитлеровцах тоже заслуживали расстрела?
Олег Модестов, Вы проводите параллели на грани фола. Я помню вашу картинку, когда вы противопоставляли советский флаг и фраг гитлеровской Германии. И оба знаменосца были со зверскими рожами. Сейчас ведь есть закон, запрещающий проводить такие параллели.
Но я не об этом. В стране всего полтора десятилетия прошло после активной фазы гражданской войны. А скрытая фаза продолжалась. Право государства защищать себя от антигосударственных элементов и сейчас работает.
Да разве вы не призываете кары на головы современной оппозиции власти.
А Чичагов, бывший дворянин и офицер, бывший царский чиновник (а священослужители были царскими чиновниками до революции) вполне мог вести антигосударственную пропаганду.
Только вот насчет скорой и носилок вы приврали. Для красного словца.
Любовь, Закон запрещает возлагать вину за развязывание ВМВ на СССР и Германию. Большевистский режим государством не был. Власть принадлежала узурпаторам, приехавшим во время войны через всю территорию противника и сдавшим непобежденную Россию разгромленным немцам. Это факт.
Олег Модестов, Большевистский режим создал прекрасное государство. Это факт.
Любовь, Но не для народа. Государство существовало само для себя. Впрочем прекрасным даже для себя оно не было. Потому и развалилось как только исчез Железный занавес.
Либер Полли, Я понял - "вывсеврети" Очень убедительно
Олег Модестов, я тебе давно предлогал ответить - где трупы, Зин?
Укротитель моржей, Вот! Хороший вопрос! Где трупы?
Укротитель моржей, Во рвах, Федя!! Следственные "дела" и акты приведения приговоров в исполнение тебя не устраивают?
Любовь, Во рвах.
Олег Модестов, капай, Сеня, капай! Акты можешь себе в очко запихать! Все копии, на бумаге 90-х годов! Расскажи ещё откуда там кости животных, животное?
Олег Модестов, в херах! Раскопай - вытащи - докажи!
Укротитель моржей,
Олег Модестов, отличная иллюстрация, что вся хиштория "Бутовский говногон" - туфта голимая! 👍
Комментарий удален модератором
Олег Модестов, на укол не опаздывай!😂
Укротитель моржей, Не опоздаю. Снимай штаны
Олег Модестов, "снимай штаны" - ты это своему мужу говорить будешь!😆
Укротитель моржей, Я думал тебе укольчик срочно сделать надо. Хрен моржовый. Не ценишь ты хорошего отношения. Совок он и в Африке совок.
Олег Модестов, укольчик тебе твой муж сделает!
Занимательная арифметика.
"По периметру стен висит 51 икона – по числу дней расстрелов"
"с августа 1937 года по октябрь 1938 года были расстреляны 20 761 человек."
В день примерно по 400 человек. Сколько автотранспорта надо, чтобы их перевезти ? Где место содержания их перед расстрелом? Кто рыл ямы для захоронения и кто их закапывал? Численность расстрельной команды и оцепления полигона? Как фиксировалась смерть? Какие принимались санитарные меры для предотвращения заражения грунтовых вод.? Меры по сохранению режима секретности?
Гиены Бутовского полигона, кормящиеся на этом фейке
Это по мнению моего оппонента, смывшегося в ЧС "гиены"?
Олег Модестов, Просто придурки. Один даже "стенку плача" водрузил в маскве, с Израилем перепутал.
AnMazur, вот эту?
Картина маслом "Старый враль старательно за оплату постит материалы организации-иноагента"😂😂😂
В 2014 году правозащитный центр «Мемориал» включили в список НКО-иностранных агентов. Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.
Двум трусливым шавкам - предатель номер один во всей нашей истории это иноагент В.Ульянов по кличке Ленин. Молитесь на него сколько угодно. Ваше право
Модераторы, почему публикации мемориальщика Модестова публикуются без плашки Иноагента?
Главный иноагент
Комментарий удален модератором
Александр Втюрин, Опять двадцать пять. Миллион раз я объяснял - режим становится преступным в тот день когда расстрелян первый невиновный. Один-единственный. Достаточно. А кого расстреляли дважды и где он родился в студию, трепло голословное.
Олег Модестов, ботало придержите. Хотите в студию -- пожалуйста. Некоторые из списка (а то тут ссылки не дают размещать):
Абрамов Алексей Федорович - Каширский р-н, МО, д. Кишкино. - р.1922.
Каширского района в Московской области в 22 году не было -- он туда позже попал.
Расстрелян 23.08.1937 г., и еще раз 3.7.1938 г.
Виноградов Василий Ефремович - Ухтомский р-н, МО - р. 1922.
Опять такого района в Московской области в 22 году не было.
Расстрелян 23.8.1937 и 16.5.1938.
Новиков Николай Алексеевич - Можайский р-н, МО - р.1922.
Опять района не было, расстрелян 28.8.1937 и 8.3.1938.
И так далее - там таких десятки, если не сотни. Похоже, что названия населенных пунктов, районов и областей брали с более поздней карты, где-то 40-х годов. Скажем, Мордовская АССР образована в 34 году, а тут уже в 22-м упоминается. А имена придумывать фантазии не хватало, потому повторялись. Или списывали где-то.
Александр Втюрин, Расстрел Абрамова нашел только один. Дальше проверять не буду. Факт расстрела все равно налицо.
Олег Модестов, "Дальше проверять не буду" -- стесняетесь?
Да, чуть не забыл. "Миллион раз я объяснял" -- а я вот прямо сейчас объясняю, что как только кто-то соврал -- он становится болтуном пожизненно. Вы уже который раз врете?
Личное мнение болтуна, утратившего доверие, -- кому оно интересно?
Александр Втюрин, Я не соврал в главном. А вы топите суть в малозначительных деталях. И репрессии были и бардак в документах НКВД тоже был.
Олег Модестов, "не соврал в главном" -- а я не знаю, что Вы главным считаете. Я просто вижу, что мелочах врете постоянно.
Если, как Вы утверждаете, архивы НКВД -- это фальсификат, забудьте о них. Тогда, правда, придется и о репрессиях забыть, потому как вся информация о них -- из этих архивов. Одни слухи останутся, пустая болтовня.
Если же этим архивам доверять, тогда придется забыть про две буханки Миши Шамонина и много чего еще. Кстати, Вы так и не ответили, откуда эти буханки взялись.
Ситуация со списком Бутово еще забавнее, потому как он-то явная "липа", без вариантов.
Разбираться, какое место Вы сочли "главным", а где врете -- иногда забавно, но не более того. В целом у Вас такое мрачное фэнтэзи получается на отечественной почве.
Александр Втюрин, Не знаешь не комментируй.
Олег Модестов, вот поэтому я и комментирую только явное вранье. Его достаточно, хотя Вы и в нем повторяетесь частенько.
Так что там про буханки-то?