История русских казаков, воевавших за Гитлера

На модерации Отложенный

Русское казачество веками было для Российской империи как гордостью, так и головной болью. Казаки всегда стояли на страже границ страны, но при этом обладали известной долей самостоятельности и самоуправления. Отличные кавалеристы и прирожденные воины, они могли одинаково хорошо служить и в личной охране императора и разгонять демонстрации недовольных. При этом казаки очень ревностно относились к любому ущемлению своих прав, рьяно отстаивая свое право на самостоятельность.

Революция и последовавшая затем Гражданская война навсегда разделила казачество на два непримиримых лагеря. Не раз во время сражений белое казачество сталкивалось в кровавой битве со своими красными собратьями. Но закончилась Гражданская война и большая часть белоказаков эмигрировало, осев за границей. Некоторые из них вполне успешно вписались в мирную жизнь в неродных заграничных пейзажах. А некоторые продолжали мечтать о реванше.

Донские казаки на Балканах, 1944 год/ © politobzor.net

На службе Хитлера

С приходом к власти в Германии Адольфа Гитлера, часть белоказачьего движения установила с национал-социалистами тесные связи. Идеологом этой части казаков стал атаман Всевеликого войска Донского Петр Краснов. В зарождающемся в Германии нацизме он видел ту силу, которая поможет ему расквитаться с большевиками за все лишения Гражданской войны. И когда Германия вероломно вторглась на территорию СССР, Краснов уже на следующий день обратился к казакам с воззванием:

"Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов... Да поможет Господь немецкому оружию и Хитлеру!»

После этого призыва с легкой руки Краснова и началось формирование казачьих соединений, которые стали воевать на стороне немцев. В конце 1941 года в составе группы армий "Центр" находилась 444 казачья дивизия в составе нескольких казачьих сотней и 102 казачьего эскадрона. Участия в наступательных действиях они не принимали, а лишь занимались охраной гитлеровских тылов. А следовательно, участвовали в борьбе с партизанами.

Атаман Всевеликого войска Донского Краснов/ © russian7.ruАтаман Всевеликого войска Донского Краснов/ © russian7.ru

Первоначально все казаки были белыми эмигрантами. Но к 1942 году положение дел стало меняться. Казаки на службе Гитлера показали себя очень эффективно – они были беспощадны против красноармейцев и не ведали жалости в расправе над мирным населением. Поэтому немецкое командование разрешило в конце 1942 года провести казачий сход в оккупированном Новочеркасске. Результатом этого схода стало создание двух крупных казачьих объединений – Казачьего стана и 600 полка донских казаков.

Формирование этих частей шло за счет недовольных советской властью донских казаков, военнослужащих из числа пленных и второй волны белоказачьей эмиграции.

Видя успех возрожденного казачьего движения на оккупированной территории с санкции Гитлера в Берлине было образовано Главное управление казачьих войск, которое возглавил Петр Краснов. Он взялся за дело рьяно и вскоре свет увидела присяга казака войска Донского, в которой были такие слова:

"... буду Вождю Новой Европы и Германского народа Адольфу Гитлеру верно служить и буду бороться с большевизмом, не щадя своей жизни, до последней капли крови"

И казаки служили. Причем делали это настолько рьяно, что порой их жестокость не уступала жестокости войскам СС. В основном Казачий стан, состоящий по большей части из коллаборационистов, проявил себя во время карательных операций в Белоруссии. Они жестоко расправлялись с пленными партизанами и изощренно издевались над мирным населением. У жителей Белорусских деревень с тех пор воспоминания о казаках окрашены исключительно в мрачные тона.

Планы на "казачью республику"

Уже в 1943 году положение на фронтах Великой Отечественной начало меняться и Советская армия стала переходить в наступление. До освобождения Белоруссии оставался еще целый год, но германское командование решило заранее перебросить казачьи части подальше на восток – в Польшу. Там казаки Краснова отметились в подавлении Варшавского восстания. За боевые действия против повстанцев, которые сопровождались неоправданной жестокостью, вермахт даже наградил многих казаков и офицеров орденом Железного креста.

Казаки вермахта, 1944 год/ © russian7.ruКазаки вермахта, 1944 год/ © russian7.ru

В 1944 году казачьи соединения перебросили из Польши на север Италии бороться с местными партизанами. К концу сентября 1944 года казаков там собралось около 16 тысяч. Устроились они с комфортом – местный город Алессо был переименован в Новочеркасск, а все местное население просто насильно депортировали. Остальные мелкие города севера Италии стали переименовываться в станицы и в это место стали пребывать члены семей белоэмигрантских казаков, а также остальные казачьи части.

К 1945 году численность "казачьей республики" составила уже 35 тысяч человек. А в феврале 1945 года сюда перебрался и атаман Краснов.

Но планам по созданию в Европе нового Казачьего стана и свободного анклава вольных казаков не суждено было сбыться – 30 апреля 1945 года командующий немецкими войсками в Италии генерал Ретингер подписал приказ о прекращении огня и последующей капитуляции.

Положение казачьих частей на севере страны оказалось угрожающим. Уничтожить итальянских партизан у них так и не вышло и казаки все чаще подвергались вооруженным атакам сил итальянского Сопротивления. А о поддержке вермахта можно было только мечтать. По сути высшему немецкому командованию было уже не до казаков, тут надлежало беспокоиться о собственной шкуре. Поэтому Краснову пришлось решать только одну задачу – как и кому сдаться в плен с наибольшей выгодой.

Оставаться в Италии был не вариант – слишком много кровавых и жестоких дел успели натворить здесь казаки. Краснов и командование Казачьего стана приняло решение перебраться в восточную часть Австрии и добиться там "почетной капитуляции" перед западными союзниками.

К 10 мая в Восточном Тироле в Австрии находилось около 40 тысяч казаков и членов их семей. Через два дня сюда прибыл казачий корпус генерала Шкуро количеством 1600 человек, который воевал на территории Югославии. А 18 мая в город Лиенц прибыли представители английских войск, которым штаб Всевеликого войска Донского и Казачий стан торжественно сдались.

Казаки Казачьего стана, 1943 год/ © russian7.ruКазаки Казачьего стана, 1943 год/ © russian7.ru

Расчет Краснова был понятен – он твердо верил в то, что борцов с большевизмом союзники не при каких условиях не будут сдавать Советскому Союзу, а оставят себе, позволив вернуться к мирной жизни в Европе.

Выдача

Но все произошло с точностью до наоборот. Уже 28 мая англичане провели операцию по выдаче советскому командованию высших офицерских чинов Казачьего стана, а 1 июня началась массовая выдача казаков советской стороне.

Чтобы понять почему так произошло, надо знать о том, что у Британии и США существовали обязательства перед СССР, которые были закреплены еще на Ялтинской конференции. По ним союзники обязались в будущем передавать СССР всех перемещенных лиц, являвшихся гражданами СССР до 1939 года. В Казачьем стане таких было большинство – это были те казаки, которые радостно вступали под знамена Краснова в 1941–1942 годах. По сути, обычные предатели.

Были еще и белоэмигранты, но и их передавали советской стороне с такой же решимостью. Дело в том, что казаки к тому времени успели заработать дурную славу по всей Европе. Кровавое подавление Варшавского восстания, истребление итальянских партизан, депортация и издевательства над местными жителями – грехов у казаков хватало сполна.

Передача всех пленных казаков происходила отнюдь не в мирных условиях. Они сопротивлялись, они пытались сбегать (и некоторым это удавалось). Английским войскам пришлось даже применять силу, и по некоторым данным, в Лиенце летом 1945 года погибло около тысячи казаков.

По отчету НКВД от 15 июня 1945 года советская сторона получила от англичан 42 913 человек, из них 16 генералов, 1410 офицеров и 7 священников.

Суд и память

Суд над казачьими командирами состоялся в январе 1947 года. На скамье подсудимых оказались Петр Краснов, Андрей Шкуро, Тимофей Доманов и Гельмут фон Паннвиц – командир 15 казачьего кавалерийского корпуса СС. Военной коллегией Верховного Суда СССР виновные были осуждены к смертной казни через повешение. Через полтора часа во дворе Лефортовской тюрьмы приговор был приведен в исполнение.

На судебном процессе 15–16 января 1947 года. На переднем плане П. Н. Краснов и А. Г. Шкуро/ © Commons.wikimedia.orgНа судебном процессе 15–16 января 1947 года. На переднем плане П. Н. Краснов и А. Г. Шкуро/ © Commons.wikimedia.org

А что же с остальными? Как пишут историки, их всех отправили в ГУЛАГ, где большинство вскоре погибло. Но были и те, кто вышел на свободу уже через 10 лет в соответствии с проведенной тогда амнистией, которая касалась коллаборационистов. Понятное дело, что вышедшие на свободу казаки вели себя тише воды и о своих "подвигах" не распространялись.

Можно еще долго рассказывать про то, как в 1996 году казачьих командиров вермахта реабилитировали, а в 2001 году уже при другой власти, это решение было отменено. Можно рассказать и про памятную плиту в районе станции метро "Сокол", установленную в честь них в 1998 году и снесенную накануне дня Победы в 2007 году. Можно рассказать и про памятник казачьим подразделениям третьего рейха в станице Еланской Ростовской области. Можно, но зачем?

Память о настоящих героях той войны, среди которых воевало и гибло много казаков, настоящих героев своей Отчизны, навсегда останется и в сердцах и в памяти. И никакие фальшивые возвеличивания псевдопатриотов ничего не изменят.