Околонауки

На модерации Отложенный

Произошло это в прошлом году. Узнал я об этом событии задним числом от его непосредственных участников.

Есть в славном казахстанском городе Алма-Ате (нынешний Алматы) некий НИИ биологического профиля. Трудится (а скорее делает вид) в нем некая гражданка в должности заведующего лабораторией. Номинально кандидат наук. Назовем ее «мадам Е».

Все было бы тихо и спокойно, если бы в один прекрасный (или не очень) момент «мадам Е» не вздумала защищать докторскую диссертацию. Это событие разделило коллектив института, итак нервный и обозленный безденежьем, постоянной борьбой за существование и замордованный бездарным руководством, на два лагеря. Один, более многочисленный, во главе с администрацией – за защиту, другой – принципиально против.

Поясню почему. Дело в том, что «мадам Е» будучи кандидатом наук, заведующим лабораторией, на самом деле в своем развитии так и не преодолела уровень лаборанта без высшего образования. Причем об этом знают все, в том числе ее сторонники. А кандидатскую диссертацию просто написал ее руководитель. Я читал эту работу. «Мадам Е» не могла ее написать как минимум по причине плохого владения русским языком. Защита была провальной, соискатель не ответила ни на один (!) вопрос. Просто молчала. Спецсовет, тем не менее, проголосовал единогласно за присуждение…

Тему докторской диссертации мадам выбрала настолько широкую, что ни один исследователь, даже будучи семи пядей во лбу, одолеть бы эту работу не смог, чисто физически, жизни бы не хватило. Знаю, о чем говорю, поскольку работал в свое время с этой группой организмов.

Так вот. Иду как-то утром на работу. Встречается мне один из сотрудников нашего института, член Ученого совета.

-Ты не видел….

(«мадам Е»)? Как она себя чувствует?- спрашивает.

Я в недоумении смотрю на него, пожимаю плечами.

Встречаю ее в коридоре. Здороваюсь. Она довольна и весела как обычно. (Кстати, мадам на удивление жизнерадостный человек. Раскаты хохота за дверью ее кабинета – обычное дело.)

А через некоторое время мне рассказали, что произошло. Накануне, оказывается, было заседание Ученого совета, на котором заслушивали заключение Экспертной комиссии о диссертации мадам, и должны были назначить день защиты. И тут выяснилось, что порядка ста страниц текста мадам «слямзила» из работ двух наших коллег. Причем чисто механически, не удосужившись даже прочитать. Компьютер же! Скопировал из одного файла в другой, и все дела! Самому печатать не надо. В результате куски чужого текста с характерной орфографией, с терминологией и латынью, не имеющими никакого отношения к ее объектам, оказались в ее «диссертации»! Где она раздобыла электронные варианты работ, если сами авторы ей их не давали, можно только догадываться.

Короче – позор. На совете это технично замяли и спустили «на тормозах». Пожурили, отложили… И все!

Но самое примечательное и удивительное в этой истории даже не сам факт воровства.

А реакция мадам.

Она все также довольна жизнью. Все те же раскаты хохота за дверью…

Судя по всему, до нее так и не дошло, что сделала…