ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ БАРЬЕРА

18 июля в Краснодаре на Зиповской, 5 состоялись «Консультации с общественностью в рамках поручений Президента Российской федерации по итогам заседания Президиума Госсовета Российской Федерации от 9 июня 2011».

Мероприятие началось с перепалки. У входа в зал охранники не пропускали нескольких журналистов и эколога.

«Разруливать» ситуацию вышел услышавший шум и возню под дверью известный шоумен Владимир Соловьёв.

– О, а почему вы не в костюме енота? – памятуя об известной истории, поприветствовал телеведущий эколога.

– Костюм уехал в Москву.  Вы, я вижу, неплохо подготовлены, – парировал «зеленый».

– Да, всегда готовлюсь к эфирам и телепередачам. Я – профессионал, – отвечал Соловьёв.

И скандал разгорелся с новой силой…

Успешно миновав все двери и записавшись в пару списков, заинтригованный таким бурным началом, я занял место в  зале.

 

Консультации с экологической общественностью начал Владимир СОЛОВЬЁВ:

– Только что я видел человека, который был не в костюме енота, а за ним – камера из «Советской Кубани». Они задавали много вопросов. Но при этом их не очень-то интересовали ответы. Стало ясно, что их меньше всего интересует участие в конструктивном диалоге. А больше всего хотелось пяти минут славы, поэтому они были незамедлительно выданы. Если у кого-то ещё есть какие-то планы по попыткам сорвать консультации: устроить истерику, бросить яйца, разбить себе голову о забор либо бегать в голом виде по столам – я предлагаю сразу эту часть решить, чтобы идиотизм отделить от конструктивного… Когда меня попросили помочь, у меня было очень сложное отношение к этому, потому что хорошо знаком с экологической темой. И я понимаю суть претензий, которые возникают у людей: бизнес всегда раздражает, и у любого незаинтересованного есть ощущение, что все действия предпринимателей, так или иначе, приводят к экологической катастрофе. На что бизнес всегда говорит: «Давайте мы все умрём, а на что мы будем жить?» Я никому, наверное, не открою страшной тайны, что, в принципе, создать общественную организацию несложно, недорого и недолго. В итоге всех общественников можно условно разделить на «своих» и «чужих». И всегда при этом возникает вопрос: «Кому верить?» Потому, не отвечая на него, предлагаю поступить следующим образом: мы сначала дадим возможность высказаться общественникам, затем профессиональным экологам. После чего на те вопросы, которые поднимутся, мы постараемся получить ответы от предприятий и представителей краевой администрации. И в конечном итоге выработаем механизм, при котором стороны смогут находиться в конструктивном диалоге, – определил Соловьёв формат мероприятия.

Вадим ЛУКОЯНОВ, вице-губернатор Краснодарского края: – Сегодня в соответствии с поручением президента РФ, которое было дано 9 июня 2011 года в городе Дзержинске Нижегородской области, мы проводим консультации с общественностью. На совещании предлагается обсудить вопросы, связанные с выполнением Новороссийским мазутным и Туапсинским балкерным терминалами требований экологической безопасности. Хотел бы сразу снять все вопросы, связанные с регламентом и приглашением участников данного мероприятия. Заявок на участие было достаточно много. Мы постарались от каждой организации пригласить по одному человеку, обеспечив, таким образом, максимальную открытость. Хочу ещё раз напомнить всем присутствующим позицию нашего губернатора Александра Ткачёва. Никакие интересы инвесторов или власти не должны ставиться выше безопасности людей. Только стопроцентная защита окружающей среды должна быть обязательным условием работы предприятий на Кубани. Как уже было озвучено, вести наше совещание будет известный российский журналист, теле-радиоведущий, публицист и общественный деятель Владимир Рудольфович Соловьёв.

Владимир СОЛОВЬЁВ: – Экологи, дети мои, кто же мешает вам с уважением относиться к окружающему человечеству?   

Евгений ВЕТИШКО, член совета Экологической вахты по Северному Кавказу, председатель общественной организации Туапсинского университета: – На самом деле в обращении президента были поставлены вопросы по терминалам. Наша основная проблема с самого начала строительства Туапсинского балкерного терминала связана с тем, что первоначально город уже находился в ужасном экологическом состоянии. На это повлияли различные предприятия: туапсинские нефтебазы и нефтеперерабатывающий завод, достаточно крупный порт, отсутствие решения проблем со складированием отходов. Нет концепции по развитию курортной отрасли и прилегающих территорий, недостаточная канализованность территорий, не работают очистные сооружения. На этом неблагоприятном фоне в 2004 – 2005 году приходит «Еврохим». Этот инвестор первоначально повёл себя некорректно. Без разрешения на строительство начались работы в месте, которое было предназначено под строительство балкерного терминала. В итоге цементная пыль оседала в центральной части города. В момент строительства происходит обрушение конструкций, гибнут два человека. Следующий момент – незаконная погрузка, ставшая той точкой кипения, которая всколыхнула общественность. В результате в августе прошлого года на митинг вышло порядка 4,5 тыс. человек (7% от общего числа населения города). Да, сегодня в отношениях с инвестором произошли некоторые позитивные изменения. Прежде всего, городские власти приняли решение о создание системы экологического мониторинга. Но здесь выявился ещё один момент: власть не способна вести диалог с населением. И как результат, наши попытки выйти на другой уровень: Общественная палата, ЮНЕФ, президент… – речь стихла: у выступающего отключили микрофон. 

– Ничего отключать не надо. Не в Думе же… – попросил Владимир Соловёв.

В этот момент, по просьбе модератора, в зал пропустили опоздавшего координатора Эковахты по Северному Кавказу Андрея Рудомаху.

– Мы задекларировали ряд позиций, по которым у нас осталось много вопросов: решение транспортных проблем… – продолжил Ветишко.

– Переезжайте в Москву. Там ещё хуже, – отшутился шоумен.

– В общем, мне бы хотелось, чтобы эта дискуссия закончилась решением о создании какого-то органа. И уже на этом уровне проводить консультации, – подвёл итог своему выступлению туапсинский общественник.

Владимир СОЛОВЬЁВ: – А теперь обратимся к Андрею Владимировичу, который только что подошёл. Как вы считаете, в чём основные проблемы? И что должна сделать администрация? И что должны делать предприятия?

Андрей РУДОМАХА: – Изначально это мероприятие было заявлено как решение социально-экономических проблем, порождённых проектом Туапсинского балкерного терминала. Но в связи с рядом причин доклад я читать не буду, потому что смысла это не имеет. К сожалению, самая большая проблема забыта. Только вчера, благодаря вмешательству помощника президента Аркадия Дворковича, удалось достичь того, что планировалось изначально: в слушаниях должны участвовать представители экологических организаций. К сожалению, администрация края, в которой привыкли фальсифицировать подобные вещи, пошла по проторенной дорожке. И не позвала на первые слушания представителей тех организаций, из-за которых, собственно, и начались экологические войны в Туапсе и Новороссийске. И сейчас осуществляется сценарий фарса, в котором тех, кто в этом реально заинтересован – минимум, – сказал он.

Владимир СОЛОВЬЁВ: – Я хочу попросить вас назвать поимённо, кого из представителей общественных организаций, которые здесь присутствуют, вы считаете штрейкбрехерами, соглашателями, мерзавцами и подонками, продавшимися кровавому режиму Ткачёва?

Андрей РУДОМАХА: – Вопрос не по существу…

Владимир СОЛОВЬЁВ: – Как не по существу? Вы начали с того, что это фальсификация, что всё подделано, что сюда не приглашены организации. Я наивно дал говорить г-ну Ветишко. А он, видно, наймит капитализма. Вот сидит г-жа Трибрат… Вы мне скажите, кого из них выгнать? За всё время, которое вам отведено, вы обвинили всех, не назвали конкретных фамилий, осветили историю вопроса. Можно сейчас перейти к конкретике и ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы было хорошо?».

В ответ Рудомаха зачитал обращение, которое задолго до мероприятия было вывешено на сайте «Эковахты». В это время к своему координатору Андрею Рудомахе подошел член «Эковахты» Сурен Газарян. Между ними произошло некое подобие рукопашной схватки. Владимир Соловьёв мгновенно отреагировал на его появление:

– У ребят сейчас идея другая.

Им необходимо устроить шоу с мигалками, мегафонами и сиренами. И попытаться сорвать мероприятие. Ещё раз обращаюсь ко всем: вы хотите, чтобы вам помогли? Если нет, то мы сейчас запустим 15 человек, которые приехали сюда с конкретной задачей – сорвать мероприятие. Заметьте, всё это происходит, пока мы даём говорить только экологам-общественникам.

Татьяна ТРИБРАТ, руководитель экологической общественной организации «Аква»: – Поскольку в такой нервной обстановке достаточно сложно сосредоточиться на документальной основе выступления, попробую вкратце описать те проблемы, которые требуют незамедлительного вмешательства. Во-первых, внести мораторий на строительство подобных Новороссийскому терминалу объектов до тех пор, пока не будет принята стратегия развития морских портов, которая сейчас разрабатывается. В соответствии с ней как раз и планируется выведение опасных объектов из центральной части городов. Во-вторых, поручить прокуратуре проверку законности опасных объектов и рассмотреть обоснованность выдачи разрешения на строительство именно в этом месте. В-третьих, приостановить строительство Новороссийского мазутного терминала до исполнения поручения президента. В-четвёртых, организовать проведение общественной экологической экспертизы по проекту строительства Новороссийского мазутного терминала (НМТ). До ввода объекта потребовать от бизнесменов проведения экологического аудита и сертификации. В-пятых, обеспечить полную утилизацию выбросов всей технологической цепочки перевалки мазута. И только после этого получить публичное признание НМТ своей социальной ответственности перед жителями, заключив с ними соответствующее соглашение. Кроме того, необходимо обеспечить переселение всех жителей, дома, который попадает в пятисотметровую санитарную зону. Несмотря на наши усилия – митинги, круглые столы, конференции, семинары, которых было проведено достаточное количество, – проблемы не решаются. Именно поэтому нам пришлось обращаться к президенту как гаранту Конституции. Я вам честно скажу: это не радует, огорчает. Всё должно решаться на местном уровне.

Михаил УГРИНЧУК, главный инженер НМТ: – В течение года после запуска терминала будет проведен мониторинг выбросов в различных контрольных точках, в том числе и в жилом секторе. По результатам оценки мы будем решать этот вопрос. Разумеется, расселим. Если выбросы будут выше предельно допустимых.

Владимир СОЛОВЬЁВ: – А если в течение года все люди вокруг терминала погибнут?.. Только что говорил представитель НМТ – человек, который получает зарплату. Потому что, знаете, после того как произошла трагедия с теплоходом «Булгария», а лётчики непонятно на чём летают, то формулировка «погибнем вместе с вами» уже никого не останавливает». Потому хотелось бы услышать мнение независимого эксперта.

Анатолий ШМАЛЬ, генеральный директор НПФ «ЭОС», академик РЭА, член-корреспондент РАЕН: – Мы только приступили к экологическому аудиту новороссийского мазутного терминала. И в августе мы будем работать с обращениями жителей Новороссийска в рамках действующего законодательства. Если окажется, что терминал работает с нарушениями, то меры будут приниматься незамедлительно, вплоть до закрытия. Сейчас, на мой взгляд, предприятие полностью готово к выполнению своих обязательств перед общественностью, потому как в течение двух дней вся документация предоставляется нам незамедлительно.

Владимир СОЛОВЬЁВ: – Есть одна большая проблема: мы пытаемся относиться к экологии не как к точной науке. Каждая общественная организация хочет получить свой ответ, и под него подделать всё вокруг. Однако наука так не работает. Потому необходимо договориться о конкретных критериях.

Елизавета ТОРГОВКИНА, председатель общественного объединения «Чистый город» (Туапсе): – Мы уже шесть лет пытаемся найти общий язык с местной властью. Диалог стал возможен только после того, как мы обратились с открытым письмом, которое подписали 4,5 тыс. туапсинцев, к тогда ещё президенту Путину. После этого к нам приезжало столько VIP-персон, что всех перечислять и не стоит. Нас приглашали и в Госдуму, где мы выдвинули ряд конкретных предложений: во-первых, прежде чем строить эти терминалы, нужно улучшить экологическую ситуацию в городе, во-вторых, необходимо отселить людей из санитарных зон.

Михаил БЕЛОВ, председатель совета по предпринимательству и малому бизнесу (Туапсе):

– Сейчас мы совместно с главой района работаем над тем, чтобы присвоить городу статус особой экономической зоны города-порта. Уже вышли с этой инициативой к президенту РФ. Но полтора-два года документы пылятся в чиновничьих столах. Если наша проблема решится, то можно начать отселение жителей из опасных зон. А это практически полгорода.

Ирина МАРДАРЬ, Южный региональный ресурсный центр: – Основной посыл выступления: не нужно бояться общественности. Даже такую, которая протестует в костюме енота, как может, добивается публичных слушаний. Мне кажется, что проблема вся в том, что общественность не слышали и не хотели слышать. В настоящий момент мы и проводим что-то типа публичных слушаний. Но кто мешает их провести в проблемных местах – Туапсе и Новороссийске. Природные ресурсы – очень чувствительный момент, политически чувствительный и взрывоопасный.

Ведь моментов спорных много. У бизнеса свои интересы и аргументы, у федеральных властей – другие. Я же склонна рассматривать проблему с позиции жителей. Местное самоуправление, на мой взгляд, гипертрофировано и недоразвито. А ведь что будет в этих городах, порт или курорт, должны определить сами жители. Такую возможность нам даёт 131-ФЗ «О местном самоуправлении».

Владимир СОЛОВЬЁВ: – Если собрать всех жителей в мире и дать им возможность проголосовать за то, как бы они хотели, чтобы развивался их город… Все хотели бы видеть у себя лазурный берег Франции. Возникает вопрос: кто за это будет платить? И тогда возникает ощущение, что да, лазурный берег Франции – это здорово, но федеральный бюджет нужно ещё чем-то пополнять, возникают нюансы. Первый из них – в курортной зоне должен кто-то отдыхать. Она должна быть сумасшедшей. А чтобы из этих городов получилась курортная зона, нужно изменить всю практику в России. Потому что даже Сочи курортом  не является. А люди тем временем будут жить на что? Если весь мир сделать курортом. А черноморского побережья в России давно нет – с тех пор, как границы открылись. Это трагедия. Поэтому нужно исходить из того, что имеем…

У меня возникает ощущение, что даже для того чтобы собрать экологов, требуется усилие власти. Ведь территориально вы находитесь недалеко друг от друга. Как вы умудряетесь друг с другом не взаимодействовать? Как вы можете чего-то добиться, если каждый считает, что его коллеги из другой организации – предатели и наймиты? Азбука начинается с буквы «А» и заканчивается буквой «Я». Смешно в России требовать соблюдения законодательства. Для того чтобы поговорить на злобу дня, нужно приехать из Москвы и собрать жителей края.

Вадим ЛУКОЯНОВ: – У меня есть предложение подготовить резолюцию, отметив в ней все конструктивные предложения и высказывания, которые были сделаны. Также предлагаю поручить департаменту природных ресурсов и государственного экологического контроля организовать общественный экологический совет при губернаторе Краснодарского края. На мой взгляд, это будет достаточно качественная площадка для подобных диалогов. Кроме того, нужно разработать систему общественного мониторинга в городах, где бурно развивается промышленность. Ситуация действительно типовая. Что касается Новороссийского мазутного терминала, то мы обяжем их провести независимую экологическую экспертизу, с тем чтобы всё технологическое оборудование соответствовало мировым стандартам.

Владимир СОЛОВЬЁВ: – А что касается проведения общественных слушаний непосредственно в проблемных городах?

Вадим ЛУКОЯНОВ: – Безусловно, это возможно. Именно в таком формате и будем проводить слушания. Здесь вопрос скорее организационный.

 

После того, как Владимир Соловьёв расшаркался со всеми участниками, его проводили аплодисментами, переходящими в бурные овации. Сам герой и не скрывал, что «отрабатывает свой хлеб по просьбе друга – Аркадия Дворковича». А спустя несколько часов в «Твиттере» появилась следующая запись: «Моей задачей в Краснодаре было провести консультацию и дать возможность высказаться экологам, а не бизнесу. Это удалось. Выступали они много».

Понятно, что известный тележурналист отработал, как следует. Но непонятно, с чем остались кубанские экологи, противоречия между которыми проявились в ходе мероприятия с особой силой. Результат, как известно, есть: власть предложила создать при губернаторе очередной общественный совет, на сей раз экологический. Как он будет работать и когда его создадут, большой вопрос. Ведь Общественная палата при губернаторе так до сих пор и не появилась.

Уже около месяца корреспондент «НГК» безуспешно пытается встретиться с президентом Кубанского отделения Русского географического общества Иваном Чайкой, который представлял Кубань на недавней встрече президента Медведева  с российскими экологами. К слову, его выступление было обозначено в первоначальном плане консультаций, подготовленном краевой администрацией. Говорил ли что-то Чайка  Дмитрию Анатольевичу об экологических проблемах края, мы так никогда и не узнаем. На консультациях Чайка тоже не выступал, но его имя было в бумаге. Точно так же и совет… Тоже будет «бумажным»?