Добрый доктор Айболит к нам из Африки летит: в российских поликлиниках будут работать врачи из африканских стран

На модерации Отложенный

У нас совсем уже с кадрами плохо? Куда ни глянь — замечаешь всё больше «иностранных специалистов». И если такси, стройки и ЖКХ уже давно пестрят трудовыми мигрантами, то в медицине это довольно неожиданно. Помните, при СССР мы направляли своих специалистов в «страны третьего мира», которые отставали во многих областях и экономики, и техники, и медицины. В том числе и в Африку. Сегодня, как видно, всё поменялось местами.

Уже не наши врачи делятся своим опытом с африканскими коллегами и отправляются на работу в те места, где медицина оставляла когда-то желать лучшего. Приготовьтесь — нас будут лечить темнокожие доктора...

В связи с острой нехваткой медицинских специалистов в России правительство предприняло шаги по привлечению врачей из других стран. Примером успешной интеграции иностранных кадров является Абделмалик Мохамед Ариф Абдалла из Судана, который начал работать терапевтом в подмосковном Лыткарино. И, как можно предположить, число приехавших из-за рубежа докторов будет увеличиваться.

Уже сегодня выходцев из африканских государств в белых халатах можно заметить в некоторых российских учреждениях здравоохранения не в единственном числе. Что дальше? Где наши отечественные врачи? У нас мало медвузов? Или их выпускники не идут работать в государственные больницы и поликлиники, предпочитая частные?

Говорят, виной складывающегося «специалистозамещения» является дефицит медицинских кадров. Он уже не отрицается. Хотя точных цифр дефицита врачей никто не называет. Естественно, предпринимаются шаги по его уменьшению и ликвидации. Один из таких шагов, как видится, — привлечение иностранных специалистов. Но есть вопросы. Куда делись российские медики? Почему врачей-мигрантов становится всё больше? Обладают ли приезжие специалисты достаточным образованием, чтобы лечить людей? Ведь времена СССР, когда для всех республик существовали единые требования к образованию, давно прошли, знают ли у нас, как и чему учат в медвузах соседних стран?

Может быть в регионах это пока и не так заметно, а вот москвичи на это уже давно обратили внимание:

«Московские поликлиники, да простят меня приезжие специалисты, похожи на конторы ГБУ „Жилищник“. На табличках фамилии сплошь азиатского происхождения», — пишут подобные комментарии в социальных сетях жители российской столицы.

Так всё же, неужели кадровый голод добрался до нашей медицины неожиданно и не было никаких предпосылок к этому? А если были, то почему не применялись превентивные меры, направленные на его недопущение? Были предпосылки. И их видели. Но...

Эксперт в области здравоохранения Николай Прохоренко связывает приток врачей-мигрантов с дефицитом медиков, который стал проблемой как минимум двух последних десятилетий. Но почему была допущена ситуация, когда некогда передовая в области медицины страна стала искать медиков среди иностранцев? По словам экспертов, причины этой ситуации, как говорится, «лежат на поверхности»:

«Хроническое недофинансирование системы здравоохранения не позволяет платить те деньги, которые бы соответствовали требованиям, предъявляемым врачам. Поэтому многие, получив профессию, отказываются идти по ней работать. Есть ещё причины, ставшие следствием дефицита медицинских кадров. В последнее время требования к врачам стали более серьезными, добавилась активность Следственного комитета, которая привела ко многим уголовным делам в отношении врачебных ошибок. В итоге у нас вымываются врачи из системы, их средний возраст увеличивается, а кадровый дефицит нарастает. И вот в качестве одной из мер, лет пять назад минимум, было принято решение о том, чтобы способствовать притоку врачей-мигрантов. С 2018–2019 годов поток увеличился значимо. И мы видим, что в России их уже ощутимое количество», — говорит Прохоренко.

А как с качеством тех самых иностранных специалистов в медицинской сфере?

Как подтверждается их квалификация и навыки? Генеральный секретарь ассоциации «Росмедобр», заместитель председателя правления АСМОК (Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования) Залим Балкизов:

«Допуск врачей-мигрантов к работе в России осуществляется по следующему сценарию: сначала специалист подает документы об образовании в Рособрнадзор — там комиссия определяет, соответствует ли квалификация доктора нужным требованиям. Если эти документы успешно признаются, тогда врачи обращаются в Росздравнадзор. Там они регистрируются в системе, получают документ с GR-кодом, и дальше для того, чтобы получить допуск к работе, они должны пройти процедуру аккредитации. Аккредитация включает три этапа: тестирование, оценку практических навыков и решение ситуационных задач на компьютере. Есть еще и предварительный этап: специалист должен ответить на 30 вопросов, чтобы получить допуск к процедуре первичной аккредитации. При этом для врачей, которые приезжают из бывших советских республик, действует упрощенная система. Им не нужно подтверждать свою квалификацию, так как у большинства стран ближнего зарубежья с Россией заключены договоры. В России признаются дипломы о высшем образовании, полученные в Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Белоруссии, Туркмении, Молдове и Эстонии. Кроме того, сейчас упрощенный порядок допуска к работе действует для врачей, которые приезжают из новых территорий РФ или имеют украинский диплом об образовании».

Кстати, условия приема на работу иностранных медиков с 1 января 2023 года упрощены. Теперь необходимо лишь подтвердить соответствие их образования российским стандартам. Проверка занимает 25 дней. Для остродефицитных специальностей, таких как педиатрия и стоматология, сделано исключение. Врачи этих направлений могут приступить к работе сразу же после подтверждения квалификации.

Помимо подтверждения образования, иностранному специалисту необходимо владеть русским языком. Его знание проверяется автоматически во время собеседования при приеме на работу.

Ну а пока в России медики отказываются от профессии, как только заканчивают институт. Они не доходят до поликлиник, оседают в парамедицинских организациях, фармкомпаниях, занимаются продажей медицинского оборудования. Примерно 25–30% выпускников медвузов не идут работать в систему здравоохранения.

Проблему надо решать. Но как?

«Нужно подумать очень крепко, что имидж врача должен быть поднят. В СССР имидж был выше, чем сейчас. А также посмотреть, чтобы дипломированные медики были заняты именно врачебной работой, потому что половина времени на приеме пациента уходит на заполнение бумажек. Увеличить им денежное пособие, выдать льготы по ипотеке, пересмотреть требования и сделать профессию доктора более привлекательной. И вернуться к советской практике распределения по окончании медицинского ВУЗа с обязательной отработкой по профессии в пять лет», — считают эксперты.