Интернет-рабство

На модерации Отложенный

Массовые драки, гигантские пожары, скотские условия труда… Всё это стало визитной карточкой работы на складах торговых интернет-площадок.

  Одно из самых полюбившихся нам нововведений последнего времени — интернет-торговля. Нашёл понравившийся товар, нажал кнопочку — и вот он уже у тебя. И мало кто задумывается, что скрывается за кулисами этого торгового чуда.

Но вот в последнее время стали долетать до нас странные новости, связанные с работой этой коммерческой сферы. Например, совсем недавно мы узнали о массовой драке на подмосковном складе одного из крупнейших маркетплейсов. Выехавшая на место происшествия полиция задержала десятки участников конфликта. И всё можно было бы посчитать единичным случаем, если бы подобные сообщения не сыпались как горох из мешка.

Так, в прошлом году у железнодорожной станции Фрязево четыре десятка сотрудников того же склада устроили массовую драку, пуская в ход не только кулаки, но и ножи, в результате чего были госпитализированы с ранениями россиянин и гражданин Киргизии. В Татарстане полиция провела проверку около двух сотен человек, было составлено 40 протоколов, 36 граждан помещены в изолятор — всё это итоги массовой драки «иностранных специалистов» из Казахстана и Туркмении, которые повздорили после ночной смены в очереди на проходной склада, принадлежащего одному из крупных маркетплейсов.

Примечательно, что даже в последнем случае с десятками, если не сотнями, действующих лиц ни одного заявления в полицию не поступило. Если бы не разлетевшаяся по интернету случайная видеозапись, о побоище никто не узнал бы. Это значит, что мы видим лишь вершину айсберга того, что происходит у нас по соседству, так как склады, работающие на интернет-торговлю, разбросаны буквально по всем уголкам страны. Так же, как мы не можем быть точно уверены в экологической и техногенной безопасности этих объектов. О происшествиях на них мы узнаём, лишь когда ЧП приобретает катастрофический характер, как, например, гигантский пожар на 112 тысячах квадратных метров на складском комплексе «Вайлдберриз» в Петербурге.

Нетрудно заметить, что причиной подавляющего большинства этих происшествий служит «человеческий фактор». И дело совсем не в том, что работающие там люди — это зачастую приезжие из других стран, и не в каких-то особенностях их воспитания или образования, а в нечеловеческих, по их собственным отзывам, условиях труда, когда к концу смены работники уже могут плохо контролировать себя.

По свидетельству тружеников таких складов, главный девиз всех этих производств — «Слушаюсь и повинуюсь», отказ от собственной личности, включая простые физиологические потребности, и превращение в бездушного робота. А начинается всё с того, что при первой же стажировочной смене человеку предложат подписать договор, а также приказ о собственном увольнении без указания даты, которую руководство может проставить любую в любой момент, даже задним числом, если что-то не понравится начальству или службе безопасности. Случалось, что работник узнаёт об этом лишь в день зарплаты, когда видит, что её перестали ему начислять. Работники со стажем делятся опытом с вновь прибывшими: «Приготовьтесь пахать, как робот, чётко и эффективно выполнять одни и те же действия и не задавать лишних вопросов».

На самую распространённую должность на таком складе — оператор «терминала сбора данных (ТСД)», а фактически упаковщик — набирают людей часто без опыта и даже не обращают внимания на знание русского языка, так как работа с цифрами и отчётностью в сочетании с физическими нагрузками не требует особенной коммуникативной способности. Главное — выносливость и отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья. Сотрудники говорят о том, что начальство ценит только исполнительность и дисциплину. Соблюдение субординации превыше всего. Больше всего это напоминает неуставные отношения в армии, когда дольше работающий даже на идентичной должности сотрудник может отдать вам любой приказ. С начальством нельзя спорить даже по мелочам. А уволить могут быстро и без объяснения причин.

Студент, проработавший оператором склада, так красочно описывает своё состояние: «Отныне вы Голлум (персонаж произведений Д.Р.Р. Толкина «Хоббит» и «Властелин колец». — М.П.), гуляющий по огромному помещению с коробочками. Ваши зрачки перестанут принимать солнечный свет, потому что работать будете ночами, а днём отсыпаться в своей пещере. Вкус человеческой еды для вас станет чуждым, а желудок будет принимать только сырую доширятину. Хлеб станет недоступным лакомством, так как однажды, вступив в ночную смену, вы уже выйдете только через 12 часов уставшим и будет не до еды. Спать — и снова на смену. Ну а при возвращении домой смех окружающих и радость прохожих начнёт раздражать вас после ночных смен, то есть вы станете существом, полностью отказавшимся от земных благ ради своей прелести — зарплаты за смену равную 2300 рублям при графике 2/2».

Насчёт зарплаты — ещё большой вопрос, так как не все, по их собственным заверениям, достигают этого потолка. Устанавливается минимум, остальное в зависимости от того, сколько «пропикаешь» (сканировать штрих-код) и разместишь по ячейкам товаров. Обычный план работника на сортировке за смену — более двух тысяч единиц товара, каждый из которых из-за несовершенства системы приходится «пропикивать» десятки раз. На упаковке норма — 130—200 посылок в час.

Об условиях труда складские работники могут рассказывать часами. Об утомительных 12-часовых сменах, в том числе ночных. О неработающих грязных туалетах. О перетаскивании женщинами коробок по 15—40 кг. Об огромной текучке кадров и переработках. О нехватке элементарных рабочих инструментов (обычно их четыре: диспенсер с клейкой лентой, канцелярский нож, сканер и шариковая ручка), которые просто воруют друг у друга. О частых травмах и об отсутствии даже простейших медикаментов. О «приписках» для любимчиков и соплеменников. О постоянном повышении нормативов, бесконечных штрафах, оскорблениях и унижениях от начальства.

Из отзывов работников: «Охрана ощупывает, заставляет раздеваться до трусов, снимать обувь, носки, вынимать стельки». «Автобус довозит на ночную смену и обратно не за объявленный час, а за 2—3». «Выдают куртку, брюки и кеды, которые настолько плоские и скользкие, что везде в них ты будешь как на коньках по льду. Это и твой пропуск — единственное, что ты можешь пронести через охрану и турникеты на рабочее место. Снимать заставляют всё: кольца, серьги, цепочки, заколки. Сигареты, зажигалку, таблетки, да вообще всё, что ты имеешь в карманах, запрещено заносить. Я не говорю уже о телефонах, любых, даже древних кнопочных. Ничего у тебя не должно быть. С телефонами, конечно, беда. Ты оказываешься отрезан от внешнего мира на несколько часов. В раздевалках оставлять ничего не стоит. Потому как иногда крадут даже обувь и одежду. Исключение сделано только для обручального кольца — его можно не снимать». Большинство подтверждает, что подобная работа — для отчаявшихся людей, которым срочно нужны деньги.

Неверно было бы думать, что все эти проблемы касаются только маленькой кучки людей, которым не посчастливилось работать в складских комплексах маркетплейсов. Массовые драки, гигантские пожары, угрожающие жизни и здоровью окружающих и портящие экологию, — это ещё не всё. Антисанитария, царящая на многих складах, угрожает всем нам отравлениями, болезнями и даже эпидемиями. Единственный на весь этаж кран или фонтанчик для общего питья может стать источником заражения сразу всей смены в 150—200 человек, которые тут же разнесут его по всем окрестным поселениям. А ещё многочисленные грызуны…

Вот как описывает работница одного из подмосковных складов своё рабочее место: «Вонь от трупов мышей и какашек на полках невыносимая. Гербарии мышей валяются на этажах над продуктами. Их не убирают даже. Живые бегают больше в продуктах. Следы от подтёков, разлитых жидкостей даже не убираются».

Никто не спорит: интернет-торговля — одно из достижений нашего времени, которое делает нашу жизнь удобнее и современнее. Но не может удобство одних оплачиваться средневековыми условиями работы для других и угрозой для безопасности и здоровья всех.

Мария ПАНОВА.