Государство решило взяться за маркетплейсы
На модерации
Отложенный
Разбираемся с экспертами, что принесет новый закон, который готовится в недрах Госдумы и Совета Федерации
Что хорошо потребителю — плохо бизнесу. И наоборот. В очередной раз эту мысль доказала горячая полемика вокруг проекта закона «О маркетплейсах». Разгоревшаяся сначала в Госдуме, она теперь идет уже и в Совфеде.
Маркетплейсы (да и всю электронную торговлю в России) парламентарии давно хотят урегулировать. И понятно почему. По данным Минпромторга России, с пандемийного 2020 года оборот маркетплейсов в стране вырос в пять раз. Интернет-торговля как на дрожжах росла благодаря кризисам — сначала ковидному, а потом санкционному.
Сначала люди, сидя дома на локдауне, покупали всё на свете в интернете. Теперь в Сети покупают товары, которые не достать в обычных магазинах. Крупнейшие российские маркетплейсы, кстати, давно работают за рубежом.
Законопроект призван облегчить взаимоотношения самого маркетплейса (торговой площадки), конкретных продавцов (селлеров), покупателей и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ).
Правда очень многими положениями законопроекта бизнес недоволен. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциация представителей электронной торговли Сибири (АПЭТ) выступили с совместным обращением к Госдуме и Совету Федерации с просьбой серьезно «ослабить» законопроект.
Ну, например, чтобы в нем не было запрета на платный возврат товаров или ограничений на торговлю продовольственными товарами. Платный возврат — это вовсе не «доилка» для покупателей, а разумный способ защититься от мошенников, шопоголиков, да от недобросовестной конкуренции, в конце концов. Покупатель может просто заказать крупную партию товара, чтобы помешать конкуренту быстро продать свою продукцию.
А запрет на продажу продуктов питания — это вообще удар по конкуренции. Ассортимент резко сократится, да и потребительские цены в России вообще полезут вверх, грозятся АКИТ и АПЭТ. И в их прогнозы охотно верится: всё больше людей выбирают интернет-магазины не только из-за удобства и большого ассортимента, но и из-за дешевизны.
Впрочем, многие положения законопроекта устраивают и покупателей, и малый бизнес. Например, то, что маркетплейсы обязаны обеспечивать достоверность информации о товарах. Кроме того, маркетплейсы обязаны идентифицировать владельцев ПВЗ и продавцов. Правда не совсем понятно, что делать, если продавцом является лицо, зарегистрированное за пределами России. Как ему тогда предъявишь претензии?
В общем, похоже, вопросов еще слишком много. И законопроект явно будут дорабатывать. Но то, что государство уже не отпустит хватку, — факт. Поэтому MSK1.RU и спросил экспертов, а какие сейчас вообще главные проблемы, с которыми сталкиваются селлеры (продавцы) и покупатели на Wildberries, Ozon. И вообще, нужен ли для решения этих проблем отдельный закон?!
Потребитель сам виноват?
Полина Гусятникова, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners:
— Отдельного закона, регулирующего деятельность маркетплейсов, как я считаю, и не требуется. Все законодательные основы перечислены в Гражданском кодексе, законах «О защите прав потребителей» и «О защите конкуренции». Этого более чем достаточно.
Основные моменты, которые чаще всего вызывают конфликтные ситуации, связаны не с отсутствием специализированной законодательной базы, а с тем, что отдельные категории граждан (особенно пожилые люди), не понимают принципов взаимодействия покупателей с маркетплейсами. Они не понимают, что приобретают товар не у площадки, а у конкретного продавца, а площадка здесь является лишь посредником.
Маркетплейсы злоупотребляют своим размером
Наставник для селлеров на маркетплейсах Мирослав Радкевич:
— Законопроект и вообще в принципе регулирование рынка нужно и очень важно.
Торговые площадки становятся сейчас уже супербольшими компаниями, которые обладают большим количеством пользователей, трафиком и начинают злоупотреблять своим положением.
Селлер произвел товар или привез его (импортировал, например, в страну), поставил на маркетплейс. И маркетплейс должен отвечать за движение этого товара.
Человек, который отгружает товары на маркетплейс, он, грубо говоря, подписывается под сегодняшние условия. Возможно, он понимает, что в будущем могут быть какие-то изменения. Но они не должны меняться в одностороннем порядке! А площадка просто берет и повышает все коэффициенты или стоимости хранения, логистики и т. д.
Подрядчик тогда попадает в ситуацию, в которой он не может по факту отказаться от условий. Потому что нет возможности расторгнуть договор и забрать свой товар — в любом случае нужно будет за это заплатить.
Недавно был пример. Маркетплейс запретил продавать отбеливатели с их складов. До этого всё работало хорошо, люди зарабатывали, имели большие выручки, большие объемы торговли. А тут, получается, площадка меняет условия и эти товары нужно срочно забирать. Это стоит немало денег!
Ну разграничьте же ответственность!
Эксперт по маркетингу и продажам Алла Штауб:
— Я считаю, что закон о маркетплейсах — это очень важный шаг в регулировании электронной торговли и защите интересов потребителей. Однако без поддержки кабмина и учета некоторых важных моментов законопроект может оказаться несбалансированным и только затруднить деятельность маркетплейсов.
Один из ключевых аспектов законопроекта — это обеспечение ответственности маркетплейсов за продаваемый на их платформах контент. Это важное условие, которое должно защищать права и интересы потребителей, препятствовать продаже подделок и контрафакта.
Однако законопроект не предусматривает явное разграничение ответственности между площадкой и продавцом. А это может вызвать проблемы в случае конфликтов и разногласий между сторонами.
За качество товара теперь ответят маркетплейсы?
Старший партнер Московской коллегии адвокатов «ЮрСити», кандидат юридических наук Виталий Шакин:
— Конфликты вокруг маркетплейсов неизбежны. Например, очень часто онлайн-платформа блокирует личный кабинет продавца-предпринимателя или страницу с его товаром. И еще хорошо, если ему объясняют, что это связано с какой-либо жалобой. Это делается без выяснения причин и обоснованности самой жалобы, в результате предприниматель несет убытки, торговля простаивает. Но это ведь могут быть происки конкурентов, которые продвигают свой аналогичный товар на рынке.
Или участились случаи одностороннего наложения онлайн-платформами штрафов. При этом добросовестному предпринимателю бывает очень трудно доказать отсутствие нарушений и необоснованность действий маркетплейса. Достучаться через обычных менеджеров сложно, идти в суд — это иногда больше расходов, чем сама сумма штрафа.
Маркетплейсы очень часто используют свое практически монопольное положение в отношении предпринимателя-продавца и владельца ПВЗ.
Хотя в то же время действия агрегаторов могут быть и обоснованными.
В законопроекте фактически единственное, что напрямую направлено в пользу потребителя, — это то, что требования в связи с некачественным товаром (замены, уменьшения покупной цены и т. д.) он сможет заявить не только продавцу, но и агрегатору.
Но и это вызывает большой вопрос. Законопроект возлагает на агрегаторы ответственность за качество товара. А для того чтобы нести такую ответственность, агрегатор должен быть фактически владельцем товара, проверять его перед продажей. Осуществимо ли это? Насколько правомерно налагать на агрегатора функции продавца? Вопросы без ответа.
Комментарии
Маркетплейсы? Не знаю! "Будь я градоначальником", у меня в каждом районе работали бы и барахолки, на которых люди могли бы продать ненужные им вещи, вместо того, чтобы выбрасывать их в мусоропровод. Удобства для людей должно быть выше прочих интересов.
бешеный принтер только и делает, что ваяет законы. подавляющая их часть - против народа
Светлана Безобразница, народ - это гумус! А гумус хочет что бы его просто удобряли!
Укротитель моржей, такие как ты и только на гумус и годитесь
Светлана Безобразница, гумусятину отстаиваешь тут ты. Я выступаю за здравый смысл, культуру и интеллект.
Укротитель моржей, к здравому смыслу, культуре и интеллекту ты отношения не имеешь
Светлана Безобразница, гумус не может знать ни о здравом смысле ни об интеллекте... а раз так, как ты меня можешь обвинять в том, в чем не соображаешь?
Чего случилось.
Прям бином Ньютона
Бабки подзакончились, сейчас будут выбивать со всех.....
Ну раз Светка с Моржом дружно вопят, что "народ" против - значит точно хороший закон! :))))
Вопрос: OZON это онлайн-платформа или маркетплейс? С кого взыскивать деньги за некачественный товар? Ведь по сути каждая торговая площадка по-своему взаимодействует с предпринимателями и потребителями. Кто несёт ответственность за контрафактную продукцию, т.е кто определяет список запрещенных к продаже товаров Лично я против, что на онлайн-площадке продаются лекарства, сигареты, БАДы, кое что из предметов химии. Юридические отношения между продавцами и покупателями?
Маркетплейсы, конечно же, нужны, это очень удобно. И пока меня всё устраивает, кроме платных возвратов, о которых пишут. Хотя в Озоне я всегда возвращала товар бесплатно, достаточно было доказать, что товар не соответствует описанию. И ответственность за это несли продавцы, они и деньги возвращали (или просто не получали). А Перекрёсток Впрок, к которому я уже привыкла за время с начала пандемии, вместо возврата денег за некачественный товар дают ощутимую скидку на следующую покупку, что тоже вполне устраивает. Так что здесь пока для покупателей всё нормально :)))))
Что касается продавцов - частенько они дают не совсем верную информацию о товаре, это правда. И маркетплейсы за это отвечать не могут.
Всё уже давно работает, и ни к чему "изобретать велосипед". Был и есть Алиэкспресс - изучите его работу и всё.