Большевистский бандитизм: как революционеры банки грабили

На модерации Отложенный


День 13 июня 1907 года был обычным жарким днем. Солнце палило нещадно, поэтому на площади Эриванского в грузинском Тифлисе даже несмотря на утро было совсем немного народа – мелкие обыватели и крестьяне спешили по своим делам, торговцы раскладывали свой товар, укрывая его от солнца, а в полутемных тавернах немногочисленные старики пили чай. Никто даже не обернулся, когда на площадь выехало два совершенно похожих фаэтона. В первом друг напротив друга сидело два респектабельных мещанина, а второй был плотно набит вооруженными солдатами. Картину дополняли бравые казаки, которые ехали по бокам первого фаэтона.

Процессия торопилась пересечь открытое пространство и скрыться на широкой улице, круто уходящей вверх от площади. Но тут сонное оцепенение города было нарушено самым бесцеремонным образом. Как только первый фаэтон поравнялся с парой бедно одетых крестьян, пересекавших площадь, один из них резко выхватил из корзинки какой-то предмет и ловко метнул его под колеса первого экипажа. То же самое сделал его приятель со вторым фаэтоном. Громыхнуло два взрыва и тут же раздались выстрелы. Место нападения заволокло дымом, закричали люди, понесли лошади...


Невозможно было понять кто стреляет и в кого и вообще, что тут творится. А происходило на глазах тифлисских обывателей ограбление Государственного банка Российской империи, которое организовали большевики, под руководством "товарища Камо" – видного революционера Симона Тер-Петросяна, земляка и ближайшего товарища Иосифа Джугашвили.

Площадь Эриванского в Тифлисе, 1897 год/ © public domainПлощадь Эриванского в Тифлисе, 1897 год/ © public domain

Грабеж во имя революции

Современный уголовный кодекс говорит, что совершенное большевиками в грузинском Тифлисе классифицируется как вооруженное ограбление. А вот сами большевики предпочитали другое определение – экспроприация, или просто "экспа". Мало того, это был далеко не единичный случай, и такие вот "экспы" в начале XX века практиковались очень даже широко.

Все началось еще с 1905 года, когда по стране прокатилась Первая русская революция. Возникшие партии несмотря на то, что революция вскоре пошла на спад, продолжали вести активную деятельность. А она требовала немалых финансовых влияний. Вставал сакраментальный вопрос – где взять деньги? Источник вскоре был найден – обычные бандитские нападения на банки и учреждения, которые хранили у себя немалые суммы денег. От обычного вооруженного грабежа "экспы" отличало то, что полученные средства тратились не для личного обогащения, а шли на нужды партии – приобретение оружия, работу подпольных типографий, организацию побегов арестованных соратников.

Особенно отличались "безбашенностью" партия эсеров и партия анархистов. Им и принадлежит титул "ограбления века", когда в 1906 году в Москве во время налета на Купеческое общество взаимного кредита было добыто 875 000 рублей – невообразимая по тем временам сумма.

Московское ограбление 1906 года/ © public domainМосковское ограбление 1906 года/ © public domain

А что же большевики? К тому времени РСДРП уже была фактически расколота на две фракции – меньшевиков и большевиков. Разногласия между ними были серьезные, в том числе и по методам ведения революционной борьбы и добычи денег. Меньшевики были резкими противниками экспроприаций, а вот большевики во главе с Лениным смотрели на этот вопрос совсем по-другому. Они вполне допускали вооруженные грабежи банков и финансовых учреждений и вообще ратовали за более решительные действия с применением оружия. Состоявшийся в 1907 году в Лондоне съезд партии не только не примерил стороны, а наоборот, большинством голосов запретил "экспы" как способ добычи денег. Но большевики и не думали подчиняться. Они лишь глубже ушли в подполье и стали планировать проведение экспроприаций в разных городах империи.

Одним из таких ограблений должен был стать вооруженный налет в Тифлисе. Ленин поручил провести его большевику Тер-Петросяну, который был известен своими дерзкими поступками, и вообще слыл отчаянным парнем. Акция готовилась долго и неоднократно откладывалась по разным причинам. И вот наконец 13 июня 1907 года все сложилось как надо.

Тер-Петросян, "товарищ Камо"/ © public domainТер-Петросян, "товарищ Камо"/ © public domain

Дерзость и удача

В этот день утром кассир Государственного банка Курдюмов и счетовод Головня получили в почтовом отделении сумму в размере 341 000 рублей и в сопровождении вооруженной охраны направились в банк.

Площадь Эриванского являлась едва ли не самым безопасным участком маршрута – открытое пространство, много народа, рядом находится военный штаб и несколько государственных учреждений. Ну кому придет в голову грабить финансистов на глазах десятков людей?

Однако группа Тер-Петросяна избрала именно этот вариант. В 10:30 когда два фаэтона – один с работниками банка, а другой с вооруженной охраной, в сопровождении казаков въехали на площадь, у нападавших уже все было готово. По сигналу большевика Куприашвили боевики с двух сторон синхронно бросили бомбы и две гранаты под колеса экипажей и одновременно с этим начали стрельбу по уцелевшей охране. Взрывы были настолько сильными, что повалили несколько дымовых труб и выбили стекла домов в радиусе мили. Но достичь успеха грабителям не удалось. Если второй фаэтон от взрыва опрокинулся набок, то первый, в котором и были мешки с деньгами, уцелел. А обезумевшие от страха лошади понесли его прочь с площади. Двое налетчиков бросились наперерез фаэтону. А Тер-Петросян, переодетый в форму жандарма, находясь в экипаже, стрелял из пистолета по уцелевшим солдатам и казакам, пресекая любую погоню.

Тифлисское ограбление/ © public domainТифлисское ограбление/ © public domain

Куприашвили с расстояния метнул очередную бомбу под копыта лошадей. Взрыв был такой силы, что бедное животное разметало на части, сам фаэтон свалился на бок, а боевик упал, оглушенный. Его товарищ Вано Чибриашвили добежал до экипажа, первым делом покидал мешки с деньгами в фаэтон Тер-Петросяна, потом они вместе с Камо втащили оглушенного товарища и рванули прочь с площади. Остальные боевики под шумок скрылись еще раньше.

Добычей большевиков стало 341 тысяча рублей. Чтобы представить насколько это большая по тем временам сумма, достаточно сказать, что царский рубль в то время имел свой твердый золотой стандарт – 0,77 гр. чистого золота. Получается бандиты поимели в качестве добычи 262 килограмма золота. Внушительный улов.

Ирония денежной судьбы

Однако, ирония судьбы заключалась в том, что Ленину так и не удалось с толком распорядиться этими деньгами. Дело в том, что большая часть украденной суммы была в самых крупных на тот момент купюрах – 500 рублей. Об этом ограблении полиция тут же известила все банки, и не только в России, а и за границей, и передала им номера похищенных банкнот. И когда большевики решили разменять полученные деньги, их ждал арест. В частности, во Франции был арестован будущий министр иностранных дел СССР Максим Литвинов и еще несколько революционеров.

Но самый главный поворот ждал всю украденную сумму позже. Когда Ленин убедился, что обменять или каким-то другим образом легализовать деньги не получится, он принял решение их уничтожить. И поручил это сделать большевику Якову Житомирскому. А тот был по совместительству агентом царской охранки. В результате в руки царского правительства попала не только практически вся сумма, но и сам Тер-Петросян, которого сдал с потрохами агент Житомирский.

Экспонат музея политической истории в Санкт-Петербурге/ © culture.ruЭкспонат музея политической истории в Санкт-Петербурге/ © culture.ru

А от самой крупной, скандальной и бестолковой большевистской экспроприации нам на память осталась одна единственная банкнота, которую соратник Ленина Леонид Красин поместил в бутылочку и закопал в Финляндии в имении одного из революционеров. После Октября 1917-го она была доставлена в Петроград и стала самым первым экспонатом открывшегося в 1919 году музея революции. Сейчас это Государственный музей политической истории.